На носу последний месяц холодной зимы. Ждать весны всегда приятно. Еще приятнее проводить все февральские уикэнды в театре. VashDosug.ru публикует обзор спектаклей, которые вас, действительно, порадуют. И посмеяться можно будет, и поразмышлять о вечном.

«Генацид. Деревенский анекдот»
Современник

Этот спектакль про нас, вас и всю страну заодно. По сюжету на жителей условной деревеньки Большие Ущеры падает «царский указ» — объединиться под знаменем генАцида (Государственной Единой Национальной Идеи). А именно — выучить одну книгу из великого русского литературного наследия — проникнуться и... объединиться. Однако эксперимент выходит из-под контроля — неотесанные «деревенщины» проникаются настолько, что начинают самостоятельно мыслить.
Несмотря на простой трюк (условное будущее), у спектакля далеко не один план. Зритель непременно будет хохотать над, как герои постигают литературу, но смех будет «со смыслом». Здесь будет где задумается и о пресловутом отсутствии национального единства, и о природе русских революций, о тоталитарном насилии, существовании «дутой» интеллигенции и о смысле нашей маленькой жизни. Все без исключения герои — живые, убедительные, трогательные и, главное — узнаваемые (в ролях — второе поколение любимого театра: Илья Древнов, Клавдия Коршунова, Шамиль Хаматов и др.)

Идти: любителям умных комедий и здоровой критики в адрес Родины


«Буря»
Et Cetera

«Все грешны, все прощенья ждут, да будет милостив ваш суд». Такими словами Шекспир заканчивает свою пьесу, таков же главный жизненный вывод, который он вложил в уста волшебника Просперо, которого в Et Cetera играет сам Александр Калягин. Эта роль — большая удача актера, нечасто балующего своего зрителя яркими премьерами.
Калягин играет не того, кто познал истину и достиг просветления, но усталого человека, который всю свою жизнь лелеял мечту о мести и жил с невеселым убеждением, что люди — ничтожества. И вот судьба дала ему шанс исполнить мщение, а он... отказался. Не потому что что-то понял, а потому что устал. Получился спектакль-исповедь,— очень лиричный и безумно красивый. Кстати, за оформление отвечал давний другрежиссера (грузинский мэтр Роберт Стуруа) Георгия Алекси-Месхишвили. Его декорации очень эффектны —чего стоит только полет героев, затейливые круги и знаки, плывущие по стенам, неоновое освещение, мечи, банки-склянки алхимиков и каббалистические символы... Мир фэнтази прямо перед вами.

Идти: ценителям философских сказок и сценических спецэффектов


«Пять вечеров»
Матсерская Петра Фоменко

Виктор Рыжаков — режиссер с именем и репутацией. Кому как не ему ставить лучшую пьесу советского классика. Тем более интересно, что ставит он всегда, открестившись от классики. На этот раз он «позабыл» про легендарный михалковский фильм с Гурченко и Любшиным. Фирменное интеллектуальное кружево и обаяние нездешней фоменковской неспешности здесь тоже оказалось ни к месту. В итоге получились «Вечера» неожиданные, короткие и без всяких там черт эпохи.

Режиссер придумал мультимедийные декорации — крохотный в масштабах сцены квадратный помост, на бумажных обоях — ожившие анимационные гвозди для одежды, радио, лампочка в парадной. Смотрится эта мультяшная сценография изысканно и трогательно. Удачная находка — нарисованная дверь, которую приходится разорвать, чтобы открыть настоящую. Ту, через которую, пусть и спустя двадцать лет, к Ней (Полина Агуреева) возвращается Он (Игорь Гордин). К окрылению любовью герои будут готовы только к финалу, а до него им придется преодолеть себя и свое внезапно вернувшееся чувство. Когда Агуреева срывающимся голосом запоет «Валенки», увлекаемая Гординым в дверной проем, у вас перехватит дыхание.

фото Ларисы Герасимчук
Идти: фанатам Мастерской Фоменко, а также всем женщинам без исключения


«Дядюшкин сон»
Театр им. Маяковского

«Анекдот» Достоевского про то, как старого князя женили на молодой бесприданнице входит в обязательно-развлекательный репертуар всех российских театров. Режиссер Екатерина Гранитова сделала свой вариант в «Маяковке», пригласив на главную роль Ольгу Прокофьеву.
Если вам что-то говорит это имя, не пропустите спектакль. Тем более что героиня в нем смахивает на знаменитую Жанну Аркадьевну из «Прекрасной няни» — те же повадки во всех отношениях «отрицательной» женщины, фирменная суетливость, забавные ужимки.
По сути спектакль Гранитовой — это бенефис актрисы. Стоит отметить и удачные режиссерские находки и остроумные декорации: действие разыгрывается на фоне полуразрушенного здания театра. На сцене царит веселый разгул, и нарядная кутерьма. В то же время этот спектакль и про боль тоже. И про сочувствие, и про любовь.

Идти: всем, кто любит комедии


«Вечерний выезд общества слепых»
Театр Сатиры


Художественная справедливость восторжествовала, — в Театре Сатиры снова ставят сатиру. На этот раз авторства Виктора Шендеровича. Писатель, подаривший стране «Кукол» и «Итого», придумал «Вечерний выезд общества слепых» в 1993 году, в 2011 — по просьбе Александра Ширвиндта его откорректировал с учетом реалий сегодняшнего дня. В итоге случилась острая пьеса про страшно смешную страну. Начинается все эффектно — по туннелю мчится поезд метро, пассажиры тихо трясутся, думая каждый о своем. Редкая остановка — тихая паника.В ситуации экстремальной наружу лезет все, что накипело. Монархист, захлебывается в собственной агитации, дамочка визгливым голосом упрекает мужа в собственной неудачной жизни, мамина дочка срывающимся голосом кричит в телефонную трубку матери, что «уже — женщина и взрослый человек». Все судят-рядят, что произошло с поездом и почему, собственно, стоим. Версии у того, и другого одна эффектнее другой. И джихад, и невыспавшийся машинист, и загул кришнаитов с их хари-рамой, и восстание кротов. Публика верит в последнюю, самую абсурдную, — поскольку, само собой, давно привыкла готовиться к самому худшему. Смех сквозь слезы гарантирован.

фото Екатерины Цветковой
Идти: всем, кто умеет и любит смеяться над собой


«Прощание с бумагой»
ТЦ «На Страстном»

Alter ego Евгения Гришковца — его лирический герой, так счастливо возникший в постановках «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Планета» — снова с нами. Он нисколько не изменился — та же душевная хрупкость и мужественное неприятие суровой действительности. Он по-прежнему, как радар, ловит наши воспоминания, превращая их в свои. Только сегодня предметом его ностальгического исследования являются не отдельные мизансцены советского прошлого, а... общемировая тенденция. Гришковец страдает от того, что человечество медленно, но верно перестает нуждаться в бумаге. Интернет захватывает планету — и привычный мир вещей оборачивается иллюзией. Из нашей жизни незаметно исчезают любимые вещи — нет уже промокашек, чернил, пропала из обихода пишущая машинка и нож для бумаги, исчезла необходимость писать письма и отсылать телеграммы... Об этом он и говорит со сцены... А, зрители, замученные городской суетой и бытом, как будто останавливаются и оборачиваются внутрь себя. Счастливая встреча с детством и юностью, да еще и в театре? Что может быть трогательнее?

Идти: поклонникам Евгения Гришковца


«Влюбленные»
Малый театр


Почти забытая пьеса итальянского Мольера Карло Гольдони пробивает брешь в пуристском репертуаре Малого театра, известного своим академизмом и стремлением оградить театр от современности. Нет, главные козыри Малого на месте, — выпуклость характеров, предельная ясность выводов, финальное моралите. Но появились и небывалые новшества, — яркие, почти площадные жесты, быстрая речь взахлеб, наконец, изысканная сценография.

Режиссер Стефано де Лука — приверженец красивого театра, его безупречный стиль читаем в каждом движении актрис и актеров, в игре света и тени, в неожиданных декорациях . Вся сцена — одна комната с высокими подтекшими потолками, давно не крашенными стенами и отсутствием всяких предметов, кроме пары венских стульев и табуретки. Еще есть три больших окна, из которых льется нежный солнечный свет и доносится шепот осенних листьев, и полупрозрачная тюлевая занавеска, отделяющая героев от зрительного зала. Все это сильно напоминает живопись XVIII века — те же пастельные тона, обманчивая простота, та же неяркость. В первом действии это визуальное пиршество нарушают только выпавшие из большой корзины апельсины... Они разбегаются по полу вкусно-оранжевыми пятнами.
Смотреть на эти сценические изыски и слушать ироничные диалоги героев (поссорившейся — конечно, на время — парочки) очень даже приятно.

фото Игоря Захаркина
Идти: ценителям классического театра


«Мышеловка»
Тетар им. Пушкина


Добротный зрительский спектакль, прекрасно справляющийся с задачей по-умному развлечь зрителя. В маленьком семейном отеле принимает первых посетителей парочка Молли и Джайлс Рэлстоны. Когда все их гости собираются, начинается снежный буран. Хозяева отеля, их приятные и не очень приятные постояльцы, оказываются отрезанными от всего мира. А к вечеру в гостиной они находят труп. Последующее многообещающее расследование — и есть вся история. У зрителя на глазах преследователи становятся преследуемыми, а обвинители — обвиняемыми.
Обычный «интуитивный» детектив, главными героями которого оказались обычные люди: в этой пьесе — мелкие буржуа, судья, майор и парочка недолюбленных в детстве персонажей. Их расследование убийства не основано на сборе улик и доказательств, скорее на содержании диалогов и наблюдении за поведением друг друга. Зритель втягивается в эту игру, и если он не читал детектив, то для него игра эта оканчивается самым неожиданным образом.

фото Михаила Гутермана
Идти: поклонникам стиля Агаты Кристи, а также всем, кто в театре ценит, прежде всего, традиции


«Граф Орлов»
Московская оперетта


Если на выходных хочется красок, стоит купить билет на новый мюзикл Московской оперетты. Критики спорят, хорош «Граф Орлов» или плох, но факт остается фактом: он эффектен и запоминается. Работала над ним выдающаяся российская команда во главе с композитором и поэтом Юлием Кимом. Ровно та же, что подарила москвичам успешного «Монте-Кристо». В основе «Графа Орлова» лежит история любви графа Орлова и княжны Таракановой, возмечтавшей сместить Екатерину Великую с трона. Главные роли исполняют звезды российских мюзиклов Екатерина Гусева, Валерия Ланская, Аглая Шиловская и Теона Дольникова. Еще из плюсов — вполне убедительная музыка, в меру сентиментальная и агрессивная. Выдающиеся декорации (условная Италия в первом акте и условный Питер — во втором). Ну, и, наконец, костюмы. Парча, золото, соболя и бархат, — всё смотрится дорого и стильно.

Идти: любителям мюзиклов и фанатам актрисы Екатерины Гусевой


«Гастрольное танго»
Современный театр антрепризы


Этот спектакль — уникальный шанс взглянуть на театр изнутри. В главной роли неподражаемая Мария Аронова. По сюжету она — известная актриса Антонина Растопчина. Женщина своенравная и мечтательная. Отправляясь на гастроли, она уже в поезде обнаруживает, что партнера в вагоне нет. Он не пришел. Вместо него в купе является некто Алик, который уверяет, что послан антрепренером и знает роль. Вводить нового партнера в спектакль прямо в поезде? У наших героев есть только одна ночь, чтобы решить, увидят ли благодарные зрители провинциального городка пьесу «Хромой Пеликан». Смешные нелепости, остроумные диалоги и бешеный темперамент актрисы непременно сделают ваш выходной вечер незабываемым.

Идти: тем, кто любит комедии положений, а также поклонникам Марии Ароновой