Наталья Витвицкая
18 августа 2017

Театральные тренды: шапито и шоу

Что сейчас происходит в театральном мире и почему это важно.

Тренд 1: театр для удовольствия

Все больше театров предпочитают развлекать зрителя, а не заставлять думать и сопереживать. Возродился жанр «физический театр», и как следствие случился бум на спектакли Максима Диденко (один из самых востребованных молодых режиссеров, ратующих за соединение танца, кукольного и мим-театра, театра масок, водевиля и цирковых номеров). Ни к чему не обязывающие яркие музыкальные шоу теперь ставят не только «Стейдж Энтертеймент» и Театр мюзикла, но и драматические гиганты вроде МХТ им. Чехова. Стало заметно больше танцевальных и музыкальных спектаклей. Развлекательных моментов отныне не чужды даже самые консервативные театры — в премьере Сергея Женовача «Мастер и Маргарита», например, сцены в Варьете придуманы и поставлены при участии иллюзиониста: фокусы свита Воланда показывает самые настоящие. А в спектакле Евгения Марчелли «ГрозаГроза» по Островскому саундтреком выбран хит группы «Ленинград»: герои дружно распевают «Рыбу моей мечты». «Фоменки» же ставят авантюрные романы про приключения.

Что смотреть «Чапаев и пустота» в «Практике», «Цирк» в Театре наций, мюзикл «Гордость и предубеждение» в МХТ им. А.П.Чехова, «Катерина Ильвовна» в «Табакерке», «Месяц в деревне» Театра им. Моссовета, «Капитан Фракасс» в «Мастерской Петра Фоменко».

Тренд 2: новые форматы

Все больше театров делают спектакли вне конкретного жанра или жанров. Шоу может объединять элементы экскурсии, компьютерной игры и квеста, погружать зрителя в особенную среду (разворачиваясь в заброшенном доме или прямо на улицах города) или даже привлекать его к участию в действии. Иммерсивные постановки, спектакли-перформансы и спектакли-променады – отныне наше всё.

Примеры Remote Moscow (немецкая компания Rimini Protokoll), «Вернувшиеся», «Черный русский», «Твоя игра».

Тренд 3: навороченная сценография и новые технологии

По визуальной части арт-эксперименты на театральных сценах достигли уровня голливудских блокбастеров: самые навороченные визуальные спецэффекты, неожиданная, иногда полностью компьютерная сценография, роскошные костюмы. С одной стороны, радостно, что технологии отныне не проблема для русского театра, с другой — все чаще «картинка» побеждает смыслы.

Что смотреть «Аудиенция», «Цирк» в Театре наций, «Дракон» в МХТ им.А.П. Чехова, «Царь Эдип» в Театре им. Евг. Вахтангова, «ГрозаГроза», «Амфитрион» в Мастерской Петра Фоменко, «Тартюф» в Электротеатре.

Тренд 4: меньше политики

Политический театр если не канул в лету, то заметно ослаб. Режиссеры больше не «воюют» с государством, в лучшем случае предпочитая намекать на современные реалии. Даже захаровский «День опричника» в Ленкоме к финалу превращается в мелодраму. А бутусовские «Барабаны в ночи» по Брехту не столько обличают политиков, сколько рассказывают о том, как в ней выжить простому человеку. Печальная тенденция коснулась даже такой одиозной фигуры русского театра, как Константин Богомолова. Его премьеры говорят о политике вскользь, а суперхиты сезона («350 Сентрал-Парк Вест» и «Мужья и жены» по Вуди Аллену) не говорят вовсе. Кирилл Серебренников поставил оперу-блокбастер «Чаадский» в «Геликон-опере», основываясь на грибоедовском «Горе от ума», но политическим его месседж (гламурная жизнь сегодняшних богатых и знаменитых оплачена кровью и потом простого народа) тоже не назовешь.

Что смотреть «День опричника» в Ленкоме, «Барабаны в ночи» в Театре им. А.С. Пушкина, «Дракон» в МХТ им. А.П. Чехова, «Чаадский» в Геликон-опере, «Ревизор. Версия» в Et cetera.

Тренд 5: меньше «дорогих гостей»

Количество постановок, поставленных в московских театрах режиссерами-знаменитостями, снизилось в разы. Крупные фестивали, афиши которых раньше пестрили именами мэтров уровня Роббера Лепажа, Хайнера Геббельса, Ромео Кастеллуччи и Джеймса Тьере, теперь идут раз в два сезона (как Чеховский) или не претендуют не прежний масштаб (как «Сезон Станиславского»). Да и московские репертуарные театры все реже обращаются к мэтрам-иностранцам – в этом сезоне даже Театр наций (главный поставщик спектаклей в режиссуре мировых гениев) заказал новые постановки не иностранным, а российским режиссерам-знаменитостям – Тимофею Кулябину («Иванов»)  и Глебу Панфилову («Аудиенция»).

Что смотреть «Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины в Театре наций; «Мнимый больной» Сильвиу Пуркарете в Театре им. Евг. Вахтангова.

Отзывы о «Театральные тренды: шапито и шоу»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

28 июня (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 28 июня (чт) | 19:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

22 июня (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 22 июня (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

25 июня (пн) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, комедия 25 июня (пн) | 19:00

Хит с Сергеем Лазаревым в роли Фигаро.

22 июня (пт) | 19:00 | Большой театр, опера 22 июня (пт) | 19:00

Роскошная постановка о всепрощающей любви со звездами мировой оперы.

26 июня (вт) | 19:00 | ММЦ «Планета КВН», драма, комедия 26 июня (вт) | 19:00

Злободневная история о каминг-ауте шестнадцатилетнего подростка.

22 июня (пт) | 19:00 | Театр наций, драма, музыкально-драматический 22 июня (пт) | 19:00

Евгений Миронов в авангардном хите Роберта Уилсона.

22 июня (пт) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, Москвариум, драма 22 июня (пт) | 19:00

Сказочно красивый Шекспир в исполнении суперзвезд.

2 июля (пн) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 2 июля (пн) | 20:00

9 июля (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 9 июля (пн) | 19:00

Чувственная опера о ветреной красотке, действие которой перенесено во Францию 60-х годов.

25 июня (пн) | 19:00 | Электротеатр Станиславский, драма 25 июня (пн) | 19:00

Мольеровская история, перенесенная в Россию начала XX века.

11 июля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 11 июля (ср) | 19:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.

26 июня (вт) | 19:00 | Большой театр, балет 26 июня (вт) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.