Спектакль Тартюф

Оценка редакции
Дата премьеры: 10 ноября 2016

Мольеровская история, перенесенная в Россию начала XX века.

Великая комедия Мольера — пьеса с грандиозной сценической историей и бурной предысторией, включающей в себя скандал и двукратный запрет. Автор не только описал хрестоматийную битву разума с ханжеством и двуличием, но и создал персонажа-монстра, имя которого стало нарицательным. Описанное им лицемерие за прошедшие 350 лет не устарело, но автора интересовало не оно само, а секрет успеха: почему люди верят в то, во что поверить невозможно?

Режиссер Филипп Григорьян не ищет единственный ответ, но выстраивает своего рода параллельные миры, в которых одни и те же люди, явления, предметы выглядят по-разному. А это значит, что зрители увидят спектакль, в которой персонажи сюрреалистически умножаются, путешествуя во времени и пространстве.

Отзывы о «Тартюф»

Несколько раз я подбиралась к Электротеатру Станиславский как лиса из басни: видит око, да зуб неймет. Заходила с разных сторон, на разные спектакли, но этот театр не впускал меня в свою сущность, и наконец мои усилия оказались вознаграждены: я ведь чувствовала, что от меня скрываются сокровища, только я не знаю правильного пароля типа «сезам», но пароль наконец нашелся - «Тартюф»! Стоило промучиться и пронеудомевать на нескольких спектаклях чтобы наконец проникнуть, прочувствовать и увидеть. В «Тартюфе» мне понравилось все: и режиссерское решение (режиссер Филипп Григорьян) как параллель между семействами Оргона и Николая второго, и сценическое решение, и актерские работы, и даже рассадка зрителей. Зрители сидят по обеим сторонам сценического пространства, сцена просматривается насквозь, актерам невозможно отвернуться, они как в аквариуме, под увеличительным стеклом, но в результате создается некая отстраненность действия: семейство Оргона живет не замечая нас, стучать по стеклу бесполезно – рыбки не вздрогнут. Спокойный модерн, скромное обаяние буржуазии первого действия сменяется военной разрухой второго. Белые платья и офицерские мундиры превращаются в черные одежды и солдатские обмотки. Прозрение Оргона разбивает розовые очки безмятежной жизни, вместо вышколенных казаков - дознаватели из Чека, вместо преданных слуг - тюремщики. Но кардинальнее всех меняется Тартюф: в начале это нечто грязное, заросшее, возникающее из выгребной ямы, из недр земли, из ада, а заполучив имение Оргона он появляется как золоченый павлин среди военной разрухи второго действия. До ужаса портретные параллели Тартюф-Распутин, Оргон–Николай второй, Дорина–Вырубова не могут вызывать сомнений, даже Марианн на сцене четыре, как дочерей последнего царя, Эльмира невероятно похожая на Императрицу Александру Фёдоровну, окровавленный Дамис-Алексей – мальчики кровавые в глазах… Кардинальное различие между реальной жизнью и пьесой лишь в том, что в спектакле Тартюфом очарован только Оргон, а не как вся царская семья, которая беспредельно была очарована Распутиным. Когда бы и где я не смотрела «Тартюфа» ближе к концу всегда пытаюсь вспомнить, а как же вдруг случается хеппиэнд, и каждый раз конец «вот приедет барин, барин нас рассудит» - вызывает разочарование. В «Тартюфе» Электротеатра Станиславский милостивое веление Короля-Солнце логично и предсказуемо: это лишь предсмертный бред умирающих в шахте.
https://2ekzegeza2.livejournal.com/110009.html

Даша 26 апреля, 01:25

Если нарисовать мою вовлеченность по ходу спектакля, то это будет линия первые 20 минут стремящаяся вниз, потом плавно выныривающая из этого низа, достигающая пика в начале второго акта и ближе к концу за пять минут начинающая падать от недоумения.

Неоднозначно «круто», но настоятельно советую на него сходить. И вот почему. Григорян находит не очевидную параллель между событиями комедии Мольера, написанной в 1664 году и событиями семьи Романовых и друга семьи – г-на Распутина, в пьесе - Тартюфа, доведшего семью до порока и нищеты. Во втором акте (обязательно его дождитесь) вы ужаснетесь тому, как изменились декорации и как они кричат нам о том, что привело нас / нашу страну к тому, где мы есть сейчас.

Когда за благими идеями, стояла какая-то другая идея неосознанно личного богатства и успеха. Финальный костюм Тартюфа обличает сытые 2000-е и как бы проносит историю, завязавшуюся сто лет назад к нам сюда. Будто эти герои бессмертны и всегда существуют в разных обличьях лицемерие, ханжество и слепая простота.

Круто играет Дима Чеботарев, Ира Савицкова и Лена Морозова.
Получила много удовольствия.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

Рецензия: «Тартюф»

Мольеровская комедия, показанная как история семьи последнего русского царя.

16 марта 2017, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Расписание

пятница, 29 ноября
18:00
Электротеатр Станиславский
Тверская
Чеховская
Пушкинская
суббота, 30 ноября
18:00
Электротеатр Станиславский
Тверская
Чеховская
Пушкинская

Актеры «Тартюф»

Смотреть всех актёров

Статьи по теме

Другие спектакли / драма