Наталья Витвицкая
17 марта

Рецензия: «Тартюф»

В Электротеатре мольеровскую комедию показывают как историю семьи последнего русского царя. Если эксперименты над классикой вас не пугают, зрелище не разочарует.

Постановка «Тартюфа» для Филиппа Григорьяна — первая работа в Электротеатре «Станиславский». До этого молодой режиссер-авангардист ставил в Театре наций (в том числе «Женитьбу» с Ксенией Собчак). В «Тартюфе» его радикальный стиль никуда не делся: здесь и перенос места действия в другую эпоху, и шокирующие метафоры, и издевка над «всем святым». Григорьян с видимым удовольствием разоблачает мифы про Россию, которую мы потеряли, не забывая при этом «пройтись» по мифам России современной.

Спектакль остроумен, зол и отлично разыгран

Оргон превратился у него в мягкотелого Николая II, Дамис — в невинного цесаревича Алексея, Мариана — сразу в четырех великих княжон. Ну а Тартюф — в карикатурного Григория Распутина с бородой до колен и характерным сибирским говором. Первое действие происходит в императорском дворце, но мольеровский сюжет легко узнаваем: лжесвятоша ловко оболванивает своего благодетеля, заставляя смириться с изнасилованием супруги-императрицы и подписать дарственную на дом (в спектакле — манифест отречения от престола). После антракта все меняется, как и местоположение зрителей: по задумке режиссера они разделены на две «команды», каждая смотрит первое действие с одной стороны сцены, второе — с другой. Для понимания смыслов спектакля такой ход мало что дает. Но зрителю нравится — необычно.

Итак, во втором действии Тартюф-Распутин — гламурный поп-трансвестит в золотых лосинах. Над Оргоном-царем издевается НКВД, великие княжны развлекают гостей, служанка Дорина бегает по сцене с пылесосом. Спасает семейство (здесь — страну) от разврата и гибели посланница безымянного европейского короля в костюме-двойке. Как известно, Мольер сочинил хэппи-энд под давлением клерикалов, и Григорьян дает зрителю понять, что благополучная концовка — блеф. Европейская спасительница, зачитав документ о том, что мошеннику воздастся по заслугам, а Оргон может возвращаться «на царство», резюмирует внятно и громко: «Хрень какая-то».

Спектакль Григорьяна мало того что остроумен, зол и отлично разыгран (все актеры без исключения точны и убедительны) — он еще и безупречно красив. Придраться можно только к одному: обескураживающая и смелая историческая параллель, которую проводит Григорьян, быстро надоедает. За четыре с лишним часа образы Тартюфа-Распутина и компании успевают превратиться в карикатуры и порядком надоесть своей однозначностью.

Отзывы о «Рецензия: «Тартюф»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Вт, 21 ноя | Современник, драма Вт, 21 ноя

Ремейк легендарного спектакля о любви.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 19 ноя | Школа современной пьесы, драма Вс, 19 ноя

Гришковец в роли бармена разговаривает по душам со звездами театра.

Премьера

Вт, 21 ноя | Et Cetera, драма Вт, 21 ноя

Режиссерская версия гоголевской пьесы с Калягиным в роли Хлестакова.

Чт, 23 ноя | Мастерская Петра Фоменко, драма Чт, 23 ноя

Светлый спектакль фоменок по рассказам Юрия Казакова.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Премьера

Ср, 22 ноя | Театр им. Евг. Вахтангова (Симоновская сцена), драма Ср, 22 ноя

Яркий спектакль Андрея Максимова о судьбе Екатерины Великой.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Выбрали для вас комедии с массой отличных шуток и звездами в главных ролях.

Театр им. М.Н. Ермоловой, драма

Осовремененный Вампилов и Иван Янковский в роли Зилова.