Виктория Пономаренко
11 ноября 2017

Как разобраться в абстракционизме

Вы не понимаете, почему круги, прямоугольники, разводы и капли — это гениально? Вас подрывает сказать: «Я так тоже могу»? Не знаете, как поддержать разговор в кругу любителей искусства? Рассказываем, как понять и полюбить абстракционизм, на примере актуальных выставок в Москве.

Обратите внимание на грехи молодости и компромиссы старости

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»
Рабочий и колхозница, до 25 февраля

Абстракционистами не рождаются. У каждого гения беспредметности в молодости была своя прекрасная дева в цветах. Казимир Малевич не чуждался импрессионизма, кубизма, фовизма и дизайнерских подработок — флакона в виде льдины с мишкой для одеколона «Север». Супрематизм был им, что называется, выстрадан, был важнейшей, но все же частью большого творческого пути. И вовсе не финальной. В последние годы жизни Казимир Северинович выдал «старого мастера», сделав потрясающие неоклассические автопортреты. Абстракционизм не поставил точку в истории фигуративного искусства, и Малевич прекрасно это понимал.

Изучите матчасть

Абстракционизм не мазня, а вариант эстетической нормы, попытка заниматься чистой живописью, свободной от предрассудков классического искусства, которое сводилось к подражанию действительности, природе.

Одно из важных амплуа художника Нового времени — философ, исследователь. Малевич, сведя всё к простейшим геометрическим формам и цветам, по сути, докопался до «элементарной частицы» изобразительного искусства — «Черного квадрата». Именно поэтому самая знаменитая картина супрематиста — икона во всех смыслах, и даже выставлялась она, по замыслу художника, в углу. Проще говоря, место лика занял пиксель.

Оцените практичность абстракционизма

Эль Лисицкий, до 18 февраля
Еврейский музей и центр толерантности, Новая Третьяковка

Второе популярное амплуа художника XX-XXI веков — инженер, дизайнер. Препарированные формы и цвета из искусства для высоколобых закономерно шагнули в жизнь. Особенно в этом амплуа преуспел Эль Лисицкий. Под влиянием супрематизма он придумал «проуны» — трехмерные элементарные формы, которые сам же применял в архитектуре, устройстве экспозиций и интерьеров, графическом дизайне. Например, по проекту Лисицкого построили типографию журнала «Огонек» (сейчас здание принадлежит ФСБ), а его геометрические конструкции и шрифты концептуально дополняли произведения Владимира Маяковского в книге «Маяковский для голоса».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Поймите гениев по-человечески

Архив Харджиева, до 30 января
Фонд InArtibus

Абстракционисты тоже люди! Это прекрасно знал историк литературы, искусствовед и коллекционер Николай Харджиев, который дружил с важнейшими деятелями искусства XX века и собрал богатейшую коллекцию документов, графики и живописи, связанных с русским авангардом. Как? Художники, писатели и поэты всё это ему подарили.

Одно дело любоваться на «супремы» и «проуны», совсем другое — увидеть рукописи «Манифеста супрематизма» Малевича или «Преодоления искусства» Лисицкого или их личные письма, автографы, наброски, фотографии. Документальные свидетельства — это и закулисье создания нового искусства, и погружение в исторический контекст.

Посмотрите, к чему привел абстракционизм

«Лицом на Восток», до 1 февраля
Мультимедиа Арт Музей

Абстракционизм не умер после Казимира Малевича и Василия Кандинского. Беспредметное искусство развивалось, мутировало и разветвлялось. Одна из сегодняшних модификаций — работы Шона Скалли (р. 1945), американского художника ирландского происхождения.

С одной стороны, он усвоил любовь к геометрии и философским подтекстам, свойственную изобретателям абстракций, а с другой — внес в составленные из разноцветных прямоугольников полотна поистине реалистическую размытость и «грязь». Принципиальное отличие от великих учителей — на каждую икону русского авангарда можно молиться по отдельности, а абстракции Скалли лучше смотрятся серией — словно вид из окна машины на какой-нибудь дождливый Белфаст.

Отзывы о «Как разобраться в абстракционизме»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

15 апр. — 14 июл. | Третьяковская галерея в Лаврушинском, Графика, Живопись, Фотография 15 апр. — 14 июл.

Одна из самых важных выставок 2019 года.

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, Графика, Живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, Графика, Живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, Графика, Живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

8 мар. — 26 мая | Музей современного искусства «Гараж», Графика, Живопись, Современное Искусство 8 мар. — 26 мая

Умные и яркие работы концептуалиста и борца с расизмом.

Биеннале за разнообразие: аргентинские демоны соседствуют с северокорейскими парадами.

28 мар. — 28 июл. | Новая Третьяковка, Живопись 28 мар. — 28 июл.

Главные работы с 1980-х до 2018 года.

Бесплатно

15 мар. — 26 мая | Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке, Видео, Живопись, Современное Искусство 15 мар. — 26 мая

Выставка-квест по мотивам массовых истерий.

Бесплатно

21 мар. — 24 мая | Музей АРТ4, Графика, Скульптура 21 мар. — 24 мая

Фантасмагории, составленные из советских обоев.

5 апр. — 11 авг. | Институт русского реалистического искусства, Живопись, Историческая 5 апр. — 11 авг.

Архив Александра Каменского, советского критика, автора термина «суровый стиль».