Виктория Пономаренко
11 ноября 2017

Как разобраться в абстракционизме

Вы не понимаете, почему круги, прямоугольники, разводы и капли — это гениально? Вас подрывает сказать: «Я так тоже могу»? Не знаете, как поддержать разговор в кругу любителей искусства? Рассказываем, как понять и полюбить абстракционизм, на примере актуальных выставок в Москве.

Обратите внимание на грехи молодости и компромиссы старости

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»
Рабочий и колхозница, до 25 февраля

Абстракционистами не рождаются. У каждого гения беспредметности в молодости была своя прекрасная дева в цветах. Казимир Малевич не чуждался импрессионизма, кубизма, фовизма и дизайнерских подработок — флакона в виде льдины с мишкой для одеколона «Север». Супрематизм был им, что называется, выстрадан, был важнейшей, но все же частью большого творческого пути. И вовсе не финальной. В последние годы жизни Казимир Северинович выдал «старого мастера», сделав потрясающие неоклассические автопортреты. Абстракционизм не поставил точку в истории фигуративного искусства, и Малевич прекрасно это понимал.

Изучите матчасть

Абстракционизм не мазня, а вариант эстетической нормы, попытка заниматься чистой живописью, свободной от предрассудков классического искусства, которое сводилось к подражанию действительности, природе.

Одно из важных амплуа художника Нового времени — философ, исследователь. Малевич, сведя всё к простейшим геометрическим формам и цветам, по сути, докопался до «элементарной частицы» изобразительного искусства — «Черного квадрата». Именно поэтому самая знаменитая картина супрематиста — икона во всех смыслах, и даже выставлялась она, по замыслу художника, в углу. Проще говоря, место лика занял пиксель.

Оцените практичность абстракционизма

Эль Лисицкий, до 18 февраля
Еврейский музей и центр толерантности, Новая Третьяковка

Второе популярное амплуа художника XX-XXI веков — инженер, дизайнер. Препарированные формы и цвета из искусства для высоколобых закономерно шагнули в жизнь. Особенно в этом амплуа преуспел Эль Лисицкий. Под влиянием супрематизма он придумал «проуны» — трехмерные элементарные формы, которые сам же применял в архитектуре, устройстве экспозиций и интерьеров, графическом дизайне. Например, по проекту Лисицкого построили типографию журнала «Огонек» (сейчас здание принадлежит ФСБ), а его геометрические конструкции и шрифты концептуально дополняли произведения Владимира Маяковского в книге «Маяковский для голоса».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Поймите гениев по-человечески

Архив Харджиева, до 30 января
Фонд InArtibus

Абстракционисты тоже люди! Это прекрасно знал историк литературы, искусствовед и коллекционер Николай Харджиев, который дружил с важнейшими деятелями искусства XX века и собрал богатейшую коллекцию документов, графики и живописи, связанных с русским авангардом. Как? Художники, писатели и поэты всё это ему подарили.

Одно дело любоваться на «супремы» и «проуны», совсем другое — увидеть рукописи «Манифеста супрематизма» Малевича или «Преодоления искусства» Лисицкого или их личные письма, автографы, наброски, фотографии. Документальные свидетельства — это и закулисье создания нового искусства, и погружение в исторический контекст.

Посмотрите, к чему привел абстракционизм

«Лицом на Восток», до 1 февраля
Мультимедиа Арт Музей

Абстракционизм не умер после Казимира Малевича и Василия Кандинского. Беспредметное искусство развивалось, мутировало и разветвлялось. Одна из сегодняшних модификаций — работы Шона Скалли (р. 1945), американского художника ирландского происхождения.

С одной стороны, он усвоил любовь к геометрии и философским подтекстам, свойственную изобретателям абстракций, а с другой — внес в составленные из разноцветных прямоугольников полотна поистине реалистическую размытость и «грязь». Принципиальное отличие от великих учителей — на каждую икону русского авангарда можно молиться по отдельности, а абстракции Скалли лучше смотрятся серией — словно вид из окна машины на какой-нибудь дождливый Белфаст.

Отзывы о «Как разобраться в абстракционизме»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

25 апр — 16 сен | Московский музей современного искусства на Петровке, инсталляция, скульптура 25 апр — 16 сен

Выставка как спектакль длиной в пять месяцев.

Выбор редакции

28 мар — 22 июл | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись 28 мар — 22 июл

Да Винчи, Рембрандт и другие старые мастера.

Выбор редакции

17 апр — 25 июл | Патриаршие палаты, декоративно-прикладное искусство 17 апр — 25 июл

Утонченный быт средневековья.

Выбор редакции

4 июл — 2 сен | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, фотография 4 июл — 2 сен

Большая выставка автора самой известной обложки National Geographic.

19 мая — 19 авг | Центр МАРС, современное искусство, тематическая выставка 19 мая — 19 авг

Аудиовизуальные произведения зарубежных и российских художников.

Выбор редакции

2 июн — 2 сен | ЦДХ, графика, мультимедиа 2 июн — 2 сен

Около сотни работ главного уличного художника планеты.

8 июн — 19 авг | Музей современного искусства «Гараж», видео, фотография 8 июн — 19 авг

Работы провокатора с чувством юмора Юргена Теллера о футболе, себе, семье.

31 мая — 19 сен | Музей русского импрессионизма, живопись 31 мая — 19 сен

Ранние живописные опыты русских авангардистов.

5 июн — 5 авг | ГМИИ им. А. С. Пушкина, инсталляция, мультимедиа 5 июн — 5 авг

Мультимедийные интерпретации античной скульптуры и маньеризма.

28 июн — 23 сен | Центр фотографии им. братьев Люмьер, фотография 28 июн — 23 сен

Закулисье Большого театра в снимках Саши Гусова.

Бесплатно

20 июн — 23 сен | Еврейский музей и Центр толерантности, мультимедиа 20 июн — 23 сен

Мультимедийная интерпретация песен барда.

Бесплатно

8 июн — 8 сен | Галерея Гари Татинцяна, видео, фотография 8 июн — 8 сен

Шедевры, воссозданные из мусора и пыли.