Отзывы о "Край"

Оценка редакции
Katrin002 30 сентября 2010, 12:31

«Край»: особенности национального кинематографа или «дальше некуда».

С выходом на широкий экран новой картины Алексея Учителя «Край» российскому зрителю представилась уникальная возможность посмотреть на себя, на свою страну и её историю глазами Запада.

Кому не хотелось бы казаться лучше, чем он есть на самом деле? Своё - оно и есть своё, какое бы ни было прошлое и настоящее твоей страны, а всё же ближе оно и милее, чем что-то чужое, непонятное. Данный факт затрудняет выработку объективной оценки многих вещей. Но режиссёр недавно вышедшего в прокат фильма «Край», по всей видимости, задался целью дать максимально независимую оценку русского национального характера и его проявлений в истории России. Для этого Алексей Ефимович постарался отойти и взглянуть на всё издалека, да так увлёкся, что вплотную приблизился к получению Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Сибирь, 1945 год. На фронтах война уже окончена, в головах людей – ещё нет. Игнат (Владимир Машков), в недавнем прошлом герой, а теперь простой ссыльный, приезжает в отдалённый сибирский посёлок «Край», где отбывают «милостивое» наказание враги народа. Герой одержим одной страстью – управлять паровозом. Вскоре он получает и заветную машину, и местную красавицу (Юлию Пересильд), и многочисленных собутыльников. Казалось бы: живи, радуйся и воздавай благодарности товарищу Сталину. Но спокойное существование не способно удовлетворить героя. Какой же русский не любит быстрой езды? Увлёкшись гонками на паровозах, которые, надо отдать должное режиссёру, выглядят очень впечатляюще, Шумахер-машинист допускает халатность и лишается права управления паровозом. Но где наша не пропадала? Герой отправляется на поиски брошенного несколько дет назад в лесу паровоза, но находит он не только его, но и девушку Эльзу (Аньорку Штрехель), дочь немецкого инженера, на протяжении последних лет укрывающуюся в этих лесах. После ряда попыток покалечить друг друга, Игнат и Эльза решают совместными усилиями возводить разрушенный мост, чтобы вернуться к «цивилизации». Но «цивилизация» сибирской глубинки им оказалась совсем не рада. Всё же фильм заканчивается хеппи-эндом, правда в русском национальном стиле: они жили долго и счастливо, он работал, она рожала детей и притворялась немой до конца своих дней.
По словам Алексея Учителя, с актёром на главную роль он определился сразу – никого кроме Владимира Машкова на этой позиции он не видел. Также режиссёр скромно отметил, что в его фильме раскрылся весь многогранный талант Машкова. Своё суждение Алексей Ефимович подкрепил заявлением о предложении сниматься для фильма «Миссия невыполнима 4», поступившим недавно актёру.
С выбором актрисы на роль Эльзы всё обстояло намного сложней. Многочисленные кастинги, проводимые режиссёром и его командой в Германии, не дали результатов. Аньорку Штрехель Учитель увидел случайно на фотографиях в каталоге, а встретившись с ней лично, сразу предложил ей роль.
Также не легко дались поиски актёра на роль Пашки, маленького немецкого мальчика. Помощники режиссёра обошли множество неблагополучных семей, прежде чем им повстречались удивительные глаза ребёнка, который, по мнению режиссёра, был просто создан для этой роли. Он, как и его герой, не умел говорить на момент начала съёмок, был диковатым и замкнутым. Но в процессе съёмок в ребёнке произошли заметные перемены: он начал говорить, раскрепостился и привязался ко многим актёрам. Мальчонка стал любимцем всей съёмочной площадки.
Ещё одной немаловажной персоной на съёмках картины был дрессированный медведь, без которого бы «Край» не был фильмом о России. Животное, несмотря на его грозный вид и исполинский рост, оказалось вполне миролюбивым существом, но, как и любой уважающий себя актёр, капризным. Не раз с ним приходилось договариваться по средствам шпротов и сладкой газировки – любимых лакомств косолапого артиста.
В целом, фильм получился качественным и интересным, что уже немало для отечественного кинематографа. Но многие эпизоды (например, распятие медведя) да и вся картина в целом заставляют задуматься. Образ русского героя, мягко говоря, получился грубоват. Какую цель преследовал режиссёр: добиться правдоподобности или одобрения западных критиков? Хотя, может быть, одно другому не мешает. Только не надо потом удивляться и умиляться представлениям иностранцев о России, этой дикой стране, затерявшейся где-то на краю света.
Сам режиссёр называет историю Игната и Эльзы притчей и призывает нас рассматривать её символично. Российскому зрителю предоставляется решить, что же символизирует в картине огромное количество самогона, нецензурной лексики, драк и неадекватных поступков героев. По-видимому, всю ту же загадочную русскую душу?
Да, вот такие мы бравые ребята: можем и в лицо дать, когда надо, и стакан самогона залпом, и бабу на первом свидании… И при всём этом в нашей жизни остаётся место чуду – надежде на нравственное возрождение. Всё это не лишено известной доли патриотизма и, возможно, даже правдоподобно. Но почему тогда по просмотру фильма остаётся чувство стыда за себя, своё прошлое и за что-то ещё. Историю не судят, теперь уже не вернуться в тот год и не узнать, что это было за время и что это были за люди. Но не уже ли всё так плохо? Или это ещё неплохо? В любом случае – «Дальше некуда».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие кинофильмы / драма