Спектакль Страсти по Торчалову

Оценка редакции
Дата премьеры: 15 октября 1997

Спектакль про то, как современный политик оказывается на том свете и должен отчитаться за каждый поступок.

Герой просыпается и обнаруживает себя на том свете, в чистилище. Только если он вспомнит все свои прегрешения, его душу отпустят на волю. Но главная трудность не в том, чтобы вспомнить свои поступки, а в том, чтобы понять, добрыми или злыми они были. Лейтмотив спектакля — заглянуть в себя, постараться хоть раз быть честным перед самим собой и дать самому себе отчет о прожитой жизни, о радостях и бедах, о великодушных поступках и о предательстве.

Отзывы о «Страсти по Торчалову»

Катерина Катерина 4 апреля, 12:10

Редко после какого спектакля размышлений на неделю! Спектакль "Страсти по Торчало" определенно с долгим послевкусием!

Пьеса написана Никитой Вороновым в 1997 году и рассказывает про некий «зал ожидания», где встретились после смерти герои из разных исторических эпох и им предстоит вспомнить свои главные грехи перед тем, как будет принято решение, куда их направить дальше.

В православии страсти — это страдания. А страсти Христовы (или страсти по Матфею, например) — это череда событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни его земной жизни. В спектакле тонко вплетены отсылки к этим событиям: и омовение ног, превращённое в чистку сапог, и молитва, начинающаяся со слов «Господи, отвлекись на минутку», и допрос, который проводит не римский прокуратор, а комендант Римма, и даже воскресение, которое дарит надежду на спасение…

И по итогу страсти и истинные страдания по Торчалову — это не в ад попасть, а на самом деле «страшно в себе вариться, вычерпывать страшно», потому что «все мы где-то по-крупному насрали и забыли где», — говорит один из героев.

Несмотря на название и религиозные отсылки, спектакль совсем не выглядит как морализаторство и нравоучение. А не так-то просто говорить по-доброму и с юмором про грехи человечества, рассуждать о смысле жизни, задаваться вопросами существования и морали, поднимать темы народа, свободы, власти и, конечно, любви.

Режиссёрское решение Шамиля Мухамедова с минимумом декораций, акцентом на свете и с использованием заднего экрана дополняет образную мощь спектакля. Всё внимание сосредоточено на актёрской игре. Александр Борисов, исполнивший роль Торчалова, произвёл неизгладимое впечатление и в монологе с молитвой, и на допросе. Алексей Багдасаров блестяще играет две роли: отца и сына, двух совершенно разных людей. Евгений Невар, в образе Сашки, оказался хамоватым революционером, у которого есть душа, которая тоже может страдать — так показал, что нет сомнений, веришь каждому слову и переживаешь. Фотис Келепурис сумел в очень эпизодической роли показать неоднозначного персонажа. Женские роли тоже великолепны: Надежда Меньшова и Маина Чижевская.

Как выяснилось в «Страстях по Торчалову», смерть — лучший консультант в вопросах жизни. Спектакль заставляет зрителя задуматься о главном и оставляет долгое, очень долгое послевкусие эмоций и мыслей.

Elena Zi 20 февраля, 07:20

В Театре "МОДЕРН" состоялся показ дебютного спектакля молодого режиссёра Шамиля Мухамедова , "Страсти по Торчалову", созданный по мотивам одноименной пьесы Никиты Воронова. Спектакль о любви и прощении, наталкивающий на глубокие философские раздумья. Давно я не видела таких постановок, которые затрагивали бы весь спектр эмоций.
Что может объединить красноармейца, крепостную горничную, партийного функционера, шофёра и бандита из лихих 90-х? "Зал ожидания", в котором прийдется долго и тщательно анализировать поступки, совершенные при жизни. Здесь не важно, кем ты был по статусу, а главное, что ты сделал. Не вспомнишь свой большой грех, не услышишь заветный звоночек. И будешь долго мучиться, катаясь на "тутошнем" трамвае по кругу (то есть, в никуда), бродить по коридору, пить чай и смотреть новости по телевизору.
Герои здесь думают, размышляют, заглядывают в себя (а это иногда, пострашнее будет), осмысливают прожитое вместе со зрителем.
Торчалов Павел Максимович, реформатор (Александр Борисов) попадает в место "временного пребывания" будучи трусливым и подлым стукачом, но по мере развития сюжета, раскрывается и меняется в лучшую сторону. Его герой становится духовно богаче, сочувствует и сопереживает бунтарю красноармейцу Сашке Пыжову (Евгений Невар). Обращаясь с искренней молитвой к Всевышнему, он освобождает от страшной участи того, кто держал в страхе обитателей "общежития".
Совершенно по новому раскрылась как актриса Маина Чижевская (в роли Риммы, коменданта-психолога) внешне строгая и жёсткая, на ее допросах уж точно прийдется переступить через гордыню, самоуверенность и эгоизм. В то же время, искренне пытается помочь душе, застрявшей на полпути обрести свое место.
Мудрая и добрая Лиза, в исполнении Надежды Меньшовой ("женщина тяжёлой трудовой судьбы"), точное попадание в образ. Она знает, что значит стать "богаче". Харизматичная игра Фотиса Келепуриса, в роли каптенармуса Степана, и потрясающая игра двух таких разных по характеру персонажей отца и сына Кушкиных (в роли Алексей Богдасаров) оставили у меня неизгладимое впечатление. Браво великолепному актерскому мастерству и сильной режиссерской работе) Хочется пожелать режиссеру творческих успехов и благодарных зрителей.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Актеры «Страсти по Торчалову»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма