Отзывы о "На дне"

Оценка редакции
osorokina 16 декабря 2021, 07:01

В этом спектакле Валерий Белякович делает главный акцент на героях, оставляя пространство максимально простым. Ночлежка весьма схематична и представляет собой ряды нар, рассекающих сцену по диагонали.
В результате зрительское внимание сосредоточено исключительно на людях. Что они говорят, как двигаются и т.п.
А это ведь и есть самое главное - увидеть в каждом из героев человека, оценить, постараться его понять, заметить изменения, с ним происходящие.
Я уже видела несколько вариантов "На дне" в разных театрах, и каждый раз "самым-самым" для меня становился кто-то один, но каждый раз кто-то новый... 🙂 То Лука, то Сатин, то Актёр.. в Этом спектакле ярче всех зажёгся для меня
Васька Пепел (Алексей Матошин)
Невероятно колоритный, харизматичный! Красавец, глаз не оторвать! И каким разным он был рядом с Наташей и с Василисой. Даже слов не надо, всё понятно по одним только жестам, выражению лица. Браво! И личность какая проступала сквозь эту телесную оболочку, восторг. В общем, Васька Пепел - мой фаворит.
Сатин (Сергей Бородинов)
Человек-скала. Глыба. Человек, имеющий своё собственное мнение. К нему прислушиваются, даже уважают. Именно такой способен переломить, перенаправить, повести за собой. Причём как вытянуть к свету, так и утянуть ещё дальше на дно. И зря именно он начинает этот потрясающий танец в финале - танец безумия, отчаяния и свободы одновременно - вызывающий и восторг, и холодок ужаса по спине.
Актёр (Максим Лакомкин)
Совершенно нездешний, не ночлежный персонаж, словно бы случайно залетевшая сюда диковинная птица. Прекрасный, прекрасный!
Лука (Евгений Бакалов)
Не знаю, как он это делал, но слушать его хотелось бесконечно, словно пророка.
И ещё одного персонажа отдельно упомяну, потому что не могу не упомянуть.
Костылев (Константин Курочкин)
Курочкин - один из моих любимчиков в театре на Юго-Западе, так что я была немного расстроена вначале, что ему досталась роль этого мерзкого Костылева. Но... как же он сыграл его! Надменный, резкий, а эта проступающая сквозь светлую маску душевная нечистота - в какой-то момент я осознала, что как только он появляется на сцене, у меня сразу возникает желание... тапком стукнуть...))) Ну, вы поняли, о чём я, надеюсь. Образ получился уж очень выразительный.
Теперь пару слов о молодых актрисах.
Наташа (Людмила Лазарева) - прямо ангел во плоти
И тем страшнее метаморфоза, произошедшая с этим ангелом в конце.. Я впервые видела эту актрису на сцене театра на Юго-Западе, заинтересовала.
И Настя (Ксения Ефремова)
Тоже очень интересная актёрская работа. Прекрасно передана и глубина внутреннего надлома, и пропасть мира фантазий, и одновременно совершенно ясная оценка окружающей действительности. Её героиня словно бы сознательно большую часть времени в собственном омуте иллюзий и лишь иногда вынужденно выныривает из него. Я как-то острее вдруг почувствовала весь трагизм происходящего с Настей.
В этом спектакле как-то всё чувствуешь особенно остро, ведь что бы не происходило, всегда рядом найдётся тот, кто в это же самое время просто спит. Потому что ему нет никакого дела до других.
Я могла бы ещё долго рассказывать и о каждом из персонажей, и о других достоинствах постановки. Но, надеюсь, что сказанного уже достаточно, чтоб вы заинтересовались и решили посмотреть всё сами.
Сходите в театр!

Максим Максим 9 декабря 2021, 04:38

Хе-хе, у всей страны, значит, 200-летие Достоевского, а у меня, стало быть, внезапно год Горького нарисовался. В общем, панкуем с Алексей Максимычем! 153-летие, считай, фигле! Аж целых два спектакля у меня за этот год по Горькому (и ни одного по Достоевскому): "Странник" в Моссовете и...

"На дне" (реж. Валерий Белякович).
Театр на Юго-Западе, 6 декабря 2021 года.
(по приглашению сообщества @moskvalublu )

Начну, пожалуй, неожиданно. Спектакль мне понравился. Только вот для Юго-Запада у меня давно уже существуют другие критерии: был катарсис/не было. Так вот не было. Но это если говорить про сам спектакль. Зато потом у меня таки было состояние близкое к катарсису, когда вышел художественный руководитель театра Олег Леушин и сказал проникновенные слова в адрес основателя театра Валерия Беляковича, а после этого артисты и зрители несколько минут аплодировали друг другу. Именно друг другу, как будто между ними шла какая-то вольфрамова дуга. Именно несколько минут. И тут, конечно, с одной стороны, напрашивается банальность про то, что, возможно, Валерий Романович был в тот день с нами в зале, а с другой стороны, кто я такой, чтобы говорить вам, что это не так.

Надо сказать, что с некоторыми спектаклями Юго-Запада у меня исторически складываются довольно странные и сложные отношения. "На дне" один из них. Я собирался его посмотреть давно, но все время откладывал и откладывал... А тут как раз неожиданно время пришло. Ко дню памяти Валерия Беляковича 6 декабря спектакль был как бы "возобновлен". Так что получается, что, благодаря этому, я как бы еще и закрыл свой гештальт. Состав актеров, конечно, существенно поменялся, но... Спектакль мне понравился. Причем, там, где я особенно-то и не ждал. Больше всего меня пробило, как ни странно, на реплике Ксении Ефремовой (вот уж от кого меньше всего ожидал, простите Ксения) "Был Рауль, был!". Понравилась мне очень и сцена с Бароном (Александр Байдаков), когда Васька Пепел заставляет его лаять. Хотя по дороге до метро (это отдельное удовольствие идти после спектакля Юго-Запада до метро и или самому думать о спектакле, или слушать тех, кто идет рядом) я услышал, что последние спектакли (перед возобновлением) эту роль играл Гришечкин, и этот монолог был "просто до слез". Интересно, что когда я смотрел эту сцену, мне там как будто и мерещился Гришечкин... Тут, пожалуй, надо оговориться, что Байдаков с Гришечкиным где-то похожи. Понравился мне и Максим Лакомкин (Актер) в уже традиционной для себя роли Венички Ерофеева (да-да, готовьте свои яблоки, чтобы кидать в меня, я готов).

Что касается самой темы, то мне кажется даже странным здесь вообще что-то обсуждать. Страшная правда или ложь во спасение? Понятно же, что когда-то правда, когда-то ложь. В зависимости от ситуации, и нечего стулья ломать! Вы знаете, я вовсе не из хейтеров Горького, и он мне скорее даже нравится, как драматург ("Мещане", "Враги", "Васса Железнова"), но это, по-моему, самая плоская его пьеса, и выбрана она в советское время в школьную программу была только из соображений социальной близости и "критики буржуазного строя". А так... Ну в чем можно обвинять Луку? Что Актер повесился? Что тот не показал ему, где находится дом, где лечат от алкоголизма? Ну "Пионерская зорька" какая-то, ей-богу!

Так, ну, а теперь, пожалуй, время для критики 80 lvl. Три часа (пусть и с антрактом), но это все-таки три часа. И под конец в зале, мне кажется, становится душновато и просто тупо несколько не очень комфортно. Что, безусловно, не может также не сказаться и на восприятия самого спектакля. Первый раз я ощутил что-то подобное на "Маленьких трагедиях 2к30", но списал это тогда на свои сугубо личные заморочки. Там тоже спектакль длится довольно долго. А тут еще и ночлежка, все дела. Короче, в определенный момент возникает как будто что-то давящее на тебя, и ты уже начинаешь как бы подспудно ждать и торопить финал...

Тем не менее, как я уже сказал, спектакль мне понравился, всем спасибо. Гештальт закрыт, все ушли на фронт!

P.S.
Уже на метро "Белорусской" я увидел, как двое полицейских будили бомжа, спящего на лавочке. Только что посмотренный спектакль как будто требовал от меня каких-то действий. Ну, и что я должен был делать, подойти и успокоить его, что все, мол, будет хорошо, или прогнать ему телегу про "правду святую"?! Вот то-то и оно, что ни пьеса, ни спектакль не дают ответа на этот вопрос.

Ия 17 июня 2019, 04:33

Про это скажем так (пусть пафос, можно ж иногда)
«Когда созвездье из очень разных, но блестящих звезд,
в силу сложившихся условий (вечер, пьеса Горького, профессия такая)
спускается на дно, и светит нам оттуда,
как бы с низа,
и обитатели -рецепиенты беззвучно ловят отраженный свет актерского таланта,
истин самых разных, и душевной красоты, и некрасивости душевной,
то весь этот случай, в целом, назовем театром, русским, беспощадным»
Текст на редкость хорош в этой пьесе. И все соответствует ему. Почти все.
Вот дамы, например. Три оттенка серого
Самый жемчужный - Анна
Татьяна Городецкая тронула. Ее Анна – трагичней некуда фигура, пугает она своей достоверностью, будто театр – документальный, и может быть все это творится с ней на самом деле.
Самый темный. Иванова Ольга, в роли Василисы Карповны..
Вполне натуральная злодейка, когти – остры, зубы – целы, глаз – меткий,
Но удачи – нет, зато есть воздаяние, за содеянное.
леди Макбет отыгрывает, но без угрызений совести, а с вызовом. С ума сходит другая сестра
Наташа (Кудряшова Тамара). Ее серый – просто серый, средний, никакой.
Нежная, простая, скромная, попалась под раздачу сильным мира сего, мира ночлежки. Вот и еще одна жертва получилась. А могла бы стать библиотекарем и быть на месте.
Еще в нашем нижегородском хостеле есть сильнейшие партии, мужские.
Они – все крутые. Хоть и по-разному
Курочкин Константин (хозяин), просто песня, как учит жить.
И Медведев Абрам Иванович – Денис Нагредтинов, они суть сюжетные персонажи, такие, какими должны быть, и какими бывают. Мы их знаем, ребят этих.
А вот с остальными – куда нас повезут идеологические санки, куда оглобля толкования повернет, такими и покажутся.
Зато интерес в них большой, в нищебродах этих.
Ругаемый буревестником революции и всей критикой соцреализма
Лука – Бородинов Сергей. Он нам все равно нравится, особенно в исполнении этого актера. Единственное – Лука Сергея Бородинова слишком благороден выходит, на странника, которого много мяли, не тянет. И хотелось бы сказать , что будто б Гарун аль Рашид вдруг посетил этот приют печальный – но нет – скорей из пустыни отшельник к ним и к нам явился и проповедь свою ведет, и в райские кущи заманивает. Путь показывает. Какой уже показывал нам Богочеловек.
Намеки пролетарские не убеждают, что жулик же, как что не так, так сразу ловко исчезает..
Так он- не от мира сего, и ежели не соответствуем, то..и не заслуживаем. Так кажется.
Васька Пепел – Наумов Александр – ну супер соц-портрет, все ладно скроено да крепко сшито в нем, все сам рассказала про себя да показал. Наглядно и доходчиво.
Как и Сатин – Бакалов Евгений. Такой умница, непонятно все же, чего на нарах сидит. Ну шулер, голова на месте, но с ними бывает, удача воровская подвела.
Клещ – Ванин Алексей – что-то очень страшный. Вроде как рабочий человек должен быть, жесткий, но справедливый, но много в нем еще всякого, силы и власти, чего не должно быть, а есть. Страшней Клеща не увидела тут персонажа.
И еще Сапожник Алешка – Лакомкин Максим – впечатление произвел. Бешенство, энергия, отчаянность. Панки - хой!
Да, но как же я могла забыть про Настю (Галину Галкину) и Квашню (Сушину Ирину)?
Вот так получилось. В них, особенно в Насте, много важного заложено, и рассказано.
Но не вместить уже. Дом наш так полон, и мы уже в нем – в домике этом.

Татьяна 13 июня 2019, 03:59

Неожиданное для меня прочтение. Персонажи в этой постановке постарше, чем указано в пьесе. Когда о перспективах выбраться из ночлежки говорят молодые люди, это одно. Когда же говорят люди пожившие, то безысходность прям вот давит. По пьесе жаль, что сгорают довольно молодые жизни, то тут прям вот как последняя отчаянная попытка хоть как-то что-то изменить. При этом много жизни в этой ночлежке, в этом подвале. Всё равно бушуют страсти, а разве не в любом возрасте хочется любви, внимания? Повторюсь, по энергетике и азарту игры актёры этого спектакля фору и многим молодым дадут, но реально другой взгляд на пьесу для меня вышел. Та же Настя. Когда юная девушка фантазирует и кричит, что "было у меня, было" - ну, относишься к этим фантазиям. подумаешь. Ещё будет. Пусть не так как мечтает, пусть не Рауль, но всё же.. Да даже если и не будет, но шансы есть. Да и когда ж мечтать, как не в юности? Когда же так инфантильно мечтает дама далёкая от юных лет, при том что и образ сам по себе на грани карикатурности, то её "было, было" прям ножом по сердцу. Она цепляется за эти фантазии, потому что и не было, конечно, ничего, но и понимаешь, что теперь ещё и вряд ли будет. Это как соломинка. Прям вот даже и смеяться не хочется, а за злые комментарии "сожителей" прям вот перебить их всех собственноручно хочется. На удивление трагичный образ при всей внешней карикатурности... И тот же актёр - как-то даже логичней концовка его "сюжетной линии". Тот же Пепел - он ведь реально пепел. Не, вспыхивает, отжигает, но кажется теперь, что всю жизнь вот так никчёмно провёл, чего теперь-то хорохориться. И если с 30-летним Пеплом думаешь, а каков он будет там, в тюрьме, а после? Каким выйдет? То тут переживаешь сильней - это ж конец! Теперь-то никакой новой жизни уж... Осталось дотлевать...
И эти танцы... Молодёжь может танцевать просто от молодой силы, тут же вот отчаянная попытка забыть, заглушить, "проехали"... Всю жизнь свою так.. Не потому что тянет танцевать, а потому что иначе уже невмоготу! В концовке прям хлопать не хотелось под эту пляску.. прям так и хочется написать "смерти"...
И само помещение театра - подвал, низкий потолок - всё усиливает это ощущение тягости, тягости жизни. Как бы не мечталось, как бы не кипела кровь. В любом возрасте хочется жить и мечтать, но и жизнь такая штука, что выкашивает так же всех...

Василиса и Наташа - Ольга Иванова и Тамара Кудряшова. Не девочки, потому и страшны их разборки ещё боле. Не сиюминутное желание и ревность, знают, что делят. Ну, кого... И особенно чувствуется этот рассчёт Василисы - опытный менеджер составляет план. Долго вынашивала, не сиюминутно родилось. И любовь тут не влюблённость, тут ещё и оскорбление явно примешивается. А Наташа всё продолжает мечтать, хотя казалось бы.. А вдруг кто-то за руку возьмёт и уведёт... Надежда неистребима... И ведь обе красавицы.. Такую в дом ввести хозяйкой же любой почтёт за честь...
Медведев - Денис Нагретдинов. Забавный. И вроде надо лицо держать - начальство ж! И явно завязан тут со всеми делами и родственными узами. Крутись, как хошь. Ну, вот и не выкрутился...
Лука - Сергей Бородинов. Какой же прекрасный образ! Почему-то воспринимаю Бородинова довольно брутальным, а он такой светлый! Образ вне возраста и времени. И блаженным не назовёшь - вполне себе обычный мужичок, и говорит "обычно", не пророчествует. Но так складно! Очень понравился!
Васька Пепел - Александр Наумов. Энергетика очень сильная! Вот ему бы горы сворачивать! Но раньше надо было, раньше...
Клещ - Алексей Ванин. Озлобленный... По-моему, включая даже на жену, которая его оставляет. Ласки от него она не дождалась, да вот явно он и без неё-то так сник... Питался от неё аки вампир?... В роли жены - Татьяна Городецкая.
Бубнов - Олег Задорин. Если честно, роль Луки я бы именно этому актёру отдала. Он так разумно разумные же вещи говорит. И охотно веришь, что оставил жене всё - ибо разумно всё просчитал. Даже эту свою жизнь на дне обосновал - ну не люблю работать! Идейный нищий :-))))))
Сатин - Евгений Бакалов.
Актёр - Александр Задохин. Красивый образ. Искусство всё равно ж живёт в нём! И пусть теперь публика уже не та, что носила его на руках, но всё равно ж алкоголь артистизм не может убить. Но вопрос зачем жить? Старыми воспоминаниями успеха? И я даже подозреваю, что не сам факт ношения себя на руках поклонниками он вспоминает, а то, что играл так, чтоб носили! Нужен был! Жёг сердца глаголом! И отчаянье ж, что забывает слова. Как же на сцене-то играть, если память отказывает, если не помнишь любимейшие стихи?!!! Что страшней-то может быть? И наверное, ж так легко он поверил в "землю обетованную", которую ему так на "карте" и не показал Лука. Раз нет больнички, где вылечат, где помогут, нет этой земли обетованной, то зачем это всё теперь-то? Мечтать прекратил, ну и что остаётся? "Эх, песню испортил! дурак!"
Барон - Вячеслав Гришечкин. Явно вот из другого мира. С этой важность, тут неуместной, с готовностью к унижениям. "ты бы меня тогда полаять попросил" - теперь-то чего ж? Бить лежачего - в чём интерес? Зато и поскудническая душонка - и других готов поунижать. Как над той же Настей не посмеяться? Voulez Vous Coucher Avec Moi - как же тут французский язык просто режет слух. Пусть хоть так, да чуть выше остальных станет.
Асанка - Фарид тагиев. Замечательный татарин вышел!! Колритнейший!
Настя - Галина Галкина. Фактурная актриса и роли у неё часто такие с комедийным уклоном. И тут вот с первого взгляда вроде прям же посмеяться над ней хочется. Но вот совсем не смешно... Можно выживать, живя прошлым, воспоминаниями. А тут попытка выжить, цепляясь даже за то, что и не было, а потом в отчаяньи абсолютном кричать, что "было, было!!" И не этих своих сокамерников, сорри, соседей по общежитию она убеждает, она себя убеждает. Потому что если и эти мечты у неё отобрать, то ведь не будет совсем ничего!
Квашня - Ирина Сушина. Хозяйственная и довольно добрая барышня. Но и цену себе знает, чего уж.
Алёшка - Максим Лакомкин. Роль небольшая. но тоже яркая.
Малыш - Вадим Соколов. Он-то что тут делает?.... Тикай отсюдова...

gr28081959 12 июня 2019, 01:32

Школьницей я была еще в прошлом веке, более того, до перестройки, то бишь в то время, когда свое мнение иметь не полагалось, надо было думать так, как решили партия и правительство. А я осмелилась в сочинении по пьесе М. Горького «На дне» написать, что мне очень понравился Лука и я считаю, что человек не может жить без веры, что когда-нибудь и в его жизни мелькнет свет в конце туннеля. А надо было петь дифирамбы монологу Сатина («Человек – это звучит гордо!..», «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!»).
В приватной беседе учительница литературы сказала, что ей было очень интересно читать мое сочинение, но … получила я за него лишь оценку «хорошо». В отличие от своей подруги, которая использовала при написании сочинения какую-то брошюрку с правильными мыслями, а попросту говоря – его списала. Как видите, прошло уже очень много лет, а детская обида не забыта.
И вот сегодня, посмотрев спектакль «На дне» Театра «На Юго-Западе», я торжествовала!!! В нем Сергей Бородинов (Лука) играет не хитрого, «себе на уме» проповедника, как трактовали этот персонаж в советское время, а психотерапевта, столь необходимого для обитателей ночлежки, людей с изломанными судьбами. И хотя в конце Евгений Бакалов (Сатин) и разражается своим знаменитым монологом, но звучит он у него совсем не пафосно, да и акценты в нем тоже сместились.
Браво Валерию Беляковичу!!!
Наивысочайший по мастерству, слаженный актерский ансамбль. И не мудрено, так как некоторые играют в спектакле без замены уже много-много лет!!! (премьера состоялась 8 июля 1996 года);
Минимум декораций – перед нами только несколько рядов двуярусных нар;
Полумрак ночлежки. Фирменный свет этого театра обозначает лишь контуры фигур ее обитателей и «выхватывает» актеров только на время исполнения ими монологов/диалогов;
Постоянное перемещение обитателей ночлежки по нарам, символизирующее, что и здесь, «на дне» – ЖИЗНЬ!
Белые одеяния на всех персонажах (<i>как верхних этажей, так и «дна»</i>);
Затишье, сменяемое или дракой, или дикой, безудержной пляской;
Тревога, царящая над сценой и слышимая в музыке (<i>взята режиссером из старого фильма по «Процессу» Кафки плюс роковые стилизации народных мелодий</i>).
Вот из всех этих составляющих и получился у Валерия Беляковича потрясающий спектакль!!!
Перед нами несчастные люди (<i>но не сброд!!!</i>), по разным причинам опустившиеся «на дно». И влачат они здесь свое жалкое существование без всякой надежды на будущее.
Живут – воспоминаниями. Барон (Вячеслав Гришечкин, которого я наконец-то увидела на сцене театра, а не в экране телевизора) рассказывает о беззаботной когда-то жизни. «Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты... кареты с гербами!»
Настя (очень оригинально исполнила эту роль Галина Галкина) – о бывшей у нее якобы великой любви то ли с Раулем, то ли с Гастоном…
Актер (Александр Задохин) все твердит монологи из сыгранного им когда-то Гамлета.
А рядом умирает надорвавшаяся жена Клеща Анна (так пронзительно сыгранная Татьяной Городецкой), продолжая при этом думать не о себе, а о муже – кормильце (Алексей Ванин).
Да и на верхних этажах ночлежки жизнь совсем не сладкая. Василиса (Ольга Иванова) ненавидит мужа, хозяина ночлежки (Константин Курочкин) и ревнует любовника – Ваську Пепла (Александр Наумов)
к своей сестре Наташе (Тамара Кудряшова).
И вот появляется странник Лука и дает каждому из них надежду, что не все потеряно, что жизнь еще можно изменить к лучшему, надо только захотеть!!!
И воспряли они! И появился у каждого из них лучик надежды!!!
Но… судьба, загнавшая когда-то их в ночлежку, вновь повернулась к ним спиной.
У зрителей, полюбивших обитателей ночлежки, не один раз за спектакль сердце кровью обливалось!!!
Спасибо огромное за удивительный и очень сильный спектакль!

Ирина О. 24 апреля 2018, 02:52

На дне. Театр на Юго-Западе. 23.04.2018.

Спектакль поставлен аж в 1996 году. Обычно театральные постановки так долго не живут, а если не ушли из репертуара, то влачат жалкое «полумертвое» существование.
Вчера же я была удивлена тем, что «На дне» - живее всех живых. И, пожалуй, я отнесу этот спектакль в группу лучших постановок, виденных мною в этом театре (а я видела там немало и многое — многократно).

В «На дне» менялись исполнители, что обычно тоже не идет на пользу... Из первого состава — Ирина Сушина (Квашня), Тамара Кудряшова (Наташа). И еще — совершенно потрясающий, точный до движения, до взгляда, и очень красивый — Алексей Ванин (Клещ).

Еще перечислю в спектакле играющих, и те, кто знает труппу и репертуар ЮЗ, наверняка скажут: «Ого! Да это же превосходный состав, лучшие из лучших!».
О.Задорин, А.Задохин, Е.Бакалов, А.Наумов, В.Афанасьев, Г.Галкина, О.Иванова, Д.Нагретдинов, Ф.Тагиев... Правда, мощнейшее «собрание» неповторимых актеров?
Да что там — просто сидящий там, наверху, на нарах, М.Лакомкин (Алёшка), по факту, сделал половину очень мощного финала спектакля.

Да, нары.
Как же естественно, что имея театральный зал, немного похожий на подвал... или на нору (без обид: я очень люблю это маленькое театральное пространство и каждый раз потрясаюсь возможностям его трансформации)... Так вот: именно в таком зале и надо ставить двухъярусные грубые нары и играть подобный спектакль.
Вот они и играют. Вчера, через 22 года после премьеры — сильно, мощно и точно. Как в первый раз.

С самого начала, когда они все идут в полутьме (и какая музыка, боже ж мой... какая музыка!)... То ли — изгнанные из Рая Ангелы, растерявшие свои перья. То ли — дорожная пыль, которую только что с сапог стряхнуть, не заметив.
Люди-«вчера». Вчера у них была работа, семьи, кофе в постель и желтые от краски руки. Была любовь, гордость, знания, умения...
Сейчас же нет ничего, кроме этих голых нар и скуки... даже ругаются и дерутся они как-то скучно, обыденно.
А потом пришел новый человек (А.Мамонтов в роли Луки). Разбудил, взбудоражил, взбаламутил то, что в ночлежниках осадком на глубокое дно упало... да и исчез — вместе с добрыми словами и обещаниями. И — хватит ли теперь у всех сил, чтобы через беспокойство, которое во всех проявилось, выбраться со дна — на поверхность жизни?
Кое-кто ведь попробовал... да только одна в сумасшедшем доме, второй — в тюрьме, третий «на пустыре повесился».
Нет в спектакле финальной песни, а там - «я и сам не убегу, мне и хочется на волю, цепь порвать я не могу».

Впрочем, финал в юго-западном «На дне» хороший, эффектный, да и, пожалуй, более оптимистичный, чем в пьесе. Потому что задвигались все, заговорили... вроде как чего-то захотели в этой жизни. А это уже хорошо.
Может, кто-то и поднимется со дна. Хотя бы бессловесный Малыш (А.Соколов). Или сапожник Алёшка, который оплакал и погибшего Актера, и свою судьбу... Он молод — хорошо бы ему повезло!

Ирина О. 24 апреля 2018, 02:52

На дне. Театр на Юго-Западе. 23.04.2018.

Спектакль поставлен аж в 1996 году. Обычно театральные постановки так долго не живут, а если не ушли из репертуара, то влачат жалкое «полумертвое» существование.
Вчера же я была удивлена тем, что «На дне» - живее всех живых. И, пожалуй, я отнесу этот спектакль в группу лучших постановок, виденных мною в этом театре (а я видела там немало и многое — многократно).

В «На дне» менялись исполнители, что обычно тоже не идет на пользу... Из первого состава — Ирина Сушина (Квашня), Тамара Кудряшова (Наташа). И еще — совершенно потрясающий, точный до движения, до взгляда, и очень красивый — Алексей Ванин (Клещ).

Еще перечислю в спектакле играющих, и те, кто знает труппу и репертуар ЮЗ, наверняка скажут: «Ого! Да это же превосходный состав, лучшие из лучших!».
О.Задорин, А.Задохин, Е.Бакалов, А.Наумов, В.Афанасьев, Г.Галкина, О.Иванова, Д.Нагретдинов, Ф.Тагиев... Правда, мощнейшее «собрание» неповторимых актеров?
Да что там — просто сидящий там, наверху, на нарах, М.Лакомкин (Алёшка), по факту, сделал половину очень мощного финала спектакля.

Да, нары.
Как же естественно, что имея театральный зал, немного похожий на подвал... или на нору (без обид: я очень люблю это маленькое театральное пространство и каждый раз потрясаюсь возможностям его трансформации)... Так вот: именно в таком зале и надо ставить двухъярусные грубые нары и играть подобный спектакль.
Вот они и играют. Вчера, через 22 года после премьеры — сильно, мощно и точно. Как в первый раз.

С самого начала, когда они все идут в полутьме (и какая музыка, боже ж мой... какая музыка!)... То ли — изгнанные из Рая Ангелы, растерявшие свои перья. То ли — дорожная пыль, которую только что с сапог стряхнуть, не заметив.
Люди-«вчера». Вчера у них была работа, семьи, кофе в постель и желтые от краски руки. Была любовь, гордость, знания, умения...
Сейчас же нет ничего, кроме этих голых нар и скуки... даже ругаются и дерутся они как-то скучно, обыденно.
А потом пришел новый человек (А.Мамонтов в роли Луки). Разбудил, взбудоражил, взбаламутил то, что в ночлежниках осадком на глубокое дно упало... да и исчез — вместе с добрыми словами и обещаниями. И — хватит ли теперь у всех сил, чтобы через беспокойство, которое во всех проявилось, выбраться со дна — на поверхность жизни?
Кое-кто ведь попробовал... да только одна в сумасшедшем доме, второй — в тюрьме, третий «на пустыре повесился».
Нет в спектакле финальной песни, а там - «я и сам не убегу, мне и хочется на волю, цепь порвать я не могу».

Впрочем, финал в юго-западном «На дне» хороший, эффектный, да и, пожалуй, более оптимистичный, чем в пьесе. Потому что задвигались все, заговорили... вроде как чего-то захотели в этой жизни. А это уже хорошо.
Может, кто-то и поднимется со дна. Хотя бы бессловесный Малыш (А.Соколов). Или сапожник Алёшка, который оплакал и погибшего Актера, и свою судьбу... Он молод — хорошо бы ему повезло!

Галина 20 февраля 2018, 01:04

Все знают, что школьная обязаловка губит радость чтения на корню. А когда еще в качестве контрольного выстрела выступает учебник, поясняющий, что пролетарский писатель Максим Горький рассказывает нам про ужасы царизма и про ожидание революции, шанса выжить не остается совсем. Поэтому Горького я, конечно, как прилежная ученица, прочитала, но после школы никогда в руки не брала ни его книг, ни литературы о нем самом. Первое сомнение в его классовой ненависти к роскоши у меня зародилось, когда я увидела домик "скромного пролетарского писателя" на живописном берегу острова Капри. Это помогло мне повернуться к нему лицом и сходить в Малый театр, где несколько лет назад поставили его "Детей солнца". И вот тогда я увидела, что в его произведении нет никакой классовой вражды, что он никакой не пролетарский писатель, а поднимает вполне себе человеческие, вечные, темы. И по-другому уже посмотрела даже на такие знакомые строки: "Над седой равниной моря гордо реет буревестник..." А ведь это безумно красиво! То есть Горький - романтик.
Поэтому я с радостью отправилась в театр на Юго-Западе на спектакль "На дне". Да-да, из школьной программы.
Только вот помнила я из этой самой программы пару имен: Лука да Сатин. И всё, и больше никого, да и про них тоже ничего бы не смогла уже рассказать. Праведник Лука (А.Мамонтов) вносит в жизнь обитателей ночлежки надежду, но мне он показался каким-то ненастоящим, и когда кто-то из персонажей обратился к нему "Лукавый", я подумала, что это очень показательно.
Ибо говорит он вещи правильные ("нельзя обижать людей"), и вроде указывает путь отчаявшимся людям, но уж больно невнятный этот путь, не знает он сам толком, куда идти, и осветив начало пути надеждой, сам уходит в туман, буквально испаряется. Очень здорово это было в спектакле: вот был человек, а вот только облако пара там, где он стоял. И не приносит эта надежда никому ничего хорошего, напротив, становится хуже.
И монолог Сатина (В.Афанасьев), подхватившего мысль Луки, со своим "человек - это звучит гордо", на фоне всего происходящего звучит неубедительно.
Да, даже в этой ночлежке, где собрались люди опустившиеся и отчаявшиеся, они живут в общем обычной человеческой жизнью: любят, мечтают, пытаются работать, вырваться отсюда, вернуться к нормальной жизни. И даже их озлобленность понятна и человечна. И тем не менее человек не звучит там гордо, ибо отчаяние и озлобленность берут верх. И даже те персонажи, которые, казалось бы, более-менее благополучны, оказываются на дне. Одного убьют, вторая сойдет с ума, третий попадет в эту же ночлежку... Тяжелая вещь. И смотреть трудно. Но интересно. И сопереживаешь, и сочувствуешь этим людям, и надеешься вместе с ними. И теряешь надежду...
Больше всех жаль Актера (М.Лакомкин), молодой, красивый, талантливый, и поверил ведь Луке, и вот что из этого получилось...
А еще я все время останавливала взгляд на Клеще, как же замечательно играл его Алексей Ванин. Роль не слишком обширная, но сыгранная филигранно, он прямо жил там, на сцене. Браво.
Лично для меня стала подарком и сегодняшняя замена в актерском составе: играл Алексей Матошин, пусть небольшую роль, Алексея-сапожника, но его и в небольшой роли не заметить невозможно. Помню его еще по "Комнате Джованни", вынувшей у меня всю душу.
Но главным, центральным персонажем спектакля для меня был никто иной, как Васька Пепел, "вор и сын вора". И он поверил Луке, и для него не сбылась ни одна надежда. И вор он, да, и женщину любящую бросает, и все-таки переживаешь за него, желаешь, чтобы сложилось все, ведь могло бы... А все потому, что Александр Наумов играет его просто на разрыв аорты. Потрясающе играет, видишь перед собой именно персонаж, не актера ни разу. Очень понравился.
Вообще спектакль понравился. В статичном вроде бы пространстве ночлежки постоянно обозначено движение. Люди там ЖИВУТ. Реагируют на происходящее, то вдруг запляшут в отчаянии, то запоют. И я очень люблю вот это их движение, и этот фирменный свет, формирующий пространство на сцене даже больше, чем декорации. Полумрак ночлежки, контуры фигур, все это создает нужное настроение.
В общем, очень удачный поход в театр.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма