Спектакль На дне

Оценка редакции
Дата премьеры: 8 июля 1996

Что важнее – горькая правда или призрачная надежда?

Герои спектакля давно забыли, что такое быть человеком. В мире ночлежки, где в тусклом свете едва видишь друг друга, а из всей мебели только голые нары, каждый из них хочет остаться собой… Или хотя бы чтобы его оставили в покое.

Словно призраки передвигаются они и внутри своего жилища, и по жизни, каждый следующий день как предыдущий. Даже ругаются по инерции.

Но даже в таком беспросветном пространстве возможна любовь, болезненная, страшная. Даже тут есть место ощущению свободы и желанию «быть человеком».
Странник, приносящий надежду, исчезает так же быстро, как появился. Слабая надежда оборачивается смертью.

Осталось ли что-то человеческое в этих изломанных людях, способны ли они к возрождению, на эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в нашем спектакле.

Отзывы о «На дне»

Ещё 4 отзыва
Ия 17 июня, 04:33

Про это скажем так (пусть пафос, можно ж иногда)
«Когда созвездье из очень разных, но блестящих звезд,
в силу сложившихся условий (вечер, пьеса Горького, профессия такая)
спускается на дно, и светит нам оттуда,
как бы с низа,
и обитатели -рецепиенты беззвучно ловят отраженный свет актерского таланта,
истин самых разных, и душевной красоты, и некрасивости душевной,
то весь этот случай, в целом, назовем театром, русским, беспощадным»
Текст на редкость хорош в этой пьесе. И все соответствует ему. Почти все.
Вот дамы, например. Три оттенка серого
Самый жемчужный - Анна
Татьяна Городецкая тронула. Ее Анна – трагичней некуда фигура, пугает она своей достоверностью, будто театр – документальный, и может быть все это творится с ней на самом деле.
Самый темный. Иванова Ольга, в роли Василисы Карповны..
Вполне натуральная злодейка, когти – остры, зубы – целы, глаз – меткий,
Но удачи – нет, зато есть воздаяние, за содеянное.
леди Макбет отыгрывает, но без угрызений совести, а с вызовом. С ума сходит другая сестра
Наташа (Кудряшова Тамара). Ее серый – просто серый, средний, никакой.
Нежная, простая, скромная, попалась под раздачу сильным мира сего, мира ночлежки. Вот и еще одна жертва получилась. А могла бы стать библиотекарем и быть на месте.
Еще в нашем нижегородском хостеле есть сильнейшие партии, мужские.
Они – все крутые. Хоть и по-разному
Курочкин Константин (хозяин), просто песня, как учит жить.
И Медведев Абрам Иванович – Денис Нагредтинов, они суть сюжетные персонажи, такие, какими должны быть, и какими бывают. Мы их знаем, ребят этих.
А вот с остальными – куда нас повезут идеологические санки, куда оглобля толкования повернет, такими и покажутся.
Зато интерес в них большой, в нищебродах этих.
Ругаемый буревестником революции и всей критикой соцреализма
Лука – Бородинов Сергей. Он нам все равно нравится, особенно в исполнении этого актера. Единственное – Лука Сергея Бородинова слишком благороден выходит, на странника, которого много мяли, не тянет. И хотелось бы сказать , что будто б Гарун аль Рашид вдруг посетил этот приют печальный – но нет – скорей из пустыни отшельник к ним и к нам явился и проповедь свою ведет, и в райские кущи заманивает. Путь показывает. Какой уже показывал нам Богочеловек.
Намеки пролетарские не убеждают, что жулик же, как что не так, так сразу ловко исчезает..
Так он- не от мира сего, и ежели не соответствуем, то..и не заслуживаем. Так кажется.
Васька Пепел – Наумов Александр – ну супер соц-портрет, все ладно скроено да крепко сшито в нем, все сам рассказала про себя да показал. Наглядно и доходчиво.
Как и Сатин – Бакалов Евгений. Такой умница, непонятно все же, чего на нарах сидит. Ну шулер, голова на месте, но с ними бывает, удача воровская подвела.
Клещ – Ванин Алексей – что-то очень страшный. Вроде как рабочий человек должен быть, жесткий, но справедливый, но много в нем еще всякого, силы и власти, чего не должно быть, а есть. Страшней Клеща не увидела тут персонажа.
И еще Сапожник Алешка – Лакомкин Максим – впечатление произвел. Бешенство, энергия, отчаянность. Панки - хой!
Да, но как же я могла забыть про Настю (Галину Галкину) и Квашню (Сушину Ирину)?
Вот так получилось. В них, особенно в Насте, много важного заложено, и рассказано.
Но не вместить уже. Дом наш так полон, и мы уже в нем – в домике этом.

Татьяна 13 июня, 03:59

Неожиданное для меня прочтение. Персонажи в этой постановке постарше, чем указано в пьесе. Когда о перспективах выбраться из ночлежки говорят молодые люди, это одно. Когда же говорят люди пожившие, то безысходность прям вот давит. По пьесе жаль, что сгорают довольно молодые жизни, то тут прям вот как последняя отчаянная попытка хоть как-то что-то изменить. При этом много жизни в этой ночлежке, в этом подвале. Всё равно бушуют страсти, а разве не в любом возрасте хочется любви, внимания? Повторюсь, по энергетике и азарту игры актёры этого спектакля фору и многим молодым дадут, но реально другой взгляд на пьесу для меня вышел. Та же Настя. Когда юная девушка фантазирует и кричит, что "было у меня, было" - ну, относишься к этим фантазиям. подумаешь. Ещё будет. Пусть не так как мечтает, пусть не Рауль, но всё же.. Да даже если и не будет, но шансы есть. Да и когда ж мечтать, как не в юности? Когда же так инфантильно мечтает дама далёкая от юных лет, при том что и образ сам по себе на грани карикатурности, то её "было, было" прям ножом по сердцу. Она цепляется за эти фантазии, потому что и не было, конечно, ничего, но и понимаешь, что теперь ещё и вряд ли будет. Это как соломинка. Прям вот даже и смеяться не хочется, а за злые комментарии "сожителей" прям вот перебить их всех собственноручно хочется. На удивление трагичный образ при всей внешней карикатурности... И тот же актёр - как-то даже логичней концовка его "сюжетной линии". Тот же Пепел - он ведь реально пепел. Не, вспыхивает, отжигает, но кажется теперь, что всю жизнь вот так никчёмно провёл, чего теперь-то хорохориться. И если с 30-летним Пеплом думаешь, а каков он будет там, в тюрьме, а после? Каким выйдет? То тут переживаешь сильней - это ж конец! Теперь-то никакой новой жизни уж... Осталось дотлевать...
И эти танцы... Молодёжь может танцевать просто от молодой силы, тут же вот отчаянная попытка забыть, заглушить, "проехали"... Всю жизнь свою так.. Не потому что тянет танцевать, а потому что иначе уже невмоготу! В концовке прям хлопать не хотелось под эту пляску.. прям так и хочется написать "смерти"...
И само помещение театра - подвал, низкий потолок - всё усиливает это ощущение тягости, тягости жизни. Как бы не мечталось, как бы не кипела кровь. В любом возрасте хочется жить и мечтать, но и жизнь такая штука, что выкашивает так же всех...

Василиса и Наташа - Ольга Иванова и Тамара Кудряшова. Не девочки, потому и страшны их разборки ещё боле. Не сиюминутное желание и ревность, знают, что делят. Ну, кого... И особенно чувствуется этот рассчёт Василисы - опытный менеджер составляет план. Долго вынашивала, не сиюминутно родилось. И любовь тут не влюблённость, тут ещё и оскорбление явно примешивается. А Наташа всё продолжает мечтать, хотя казалось бы.. А вдруг кто-то за руку возьмёт и уведёт... Надежда неистребима... И ведь обе красавицы.. Такую в дом ввести хозяйкой же любой почтёт за честь...
Медведев - Денис Нагретдинов. Забавный. И вроде надо лицо держать - начальство ж! И явно завязан тут со всеми делами и родственными узами. Крутись, как хошь. Ну, вот и не выкрутился...
Лука - Сергей Бородинов. Какой же прекрасный образ! Почему-то воспринимаю Бородинова довольно брутальным, а он такой светлый! Образ вне возраста и времени. И блаженным не назовёшь - вполне себе обычный мужичок, и говорит "обычно", не пророчествует. Но так складно! Очень понравился!
Васька Пепел - Александр Наумов. Энергетика очень сильная! Вот ему бы горы сворачивать! Но раньше надо было, раньше...
Клещ - Алексей Ванин. Озлобленный... По-моему, включая даже на жену, которая его оставляет. Ласки от него она не дождалась, да вот явно он и без неё-то так сник... Питался от неё аки вампир?... В роли жены - Татьяна Городецкая.
Бубнов - Олег Задорин. Если честно, роль Луки я бы именно этому актёру отдала. Он так разумно разумные же вещи говорит. И охотно веришь, что оставил жене всё - ибо разумно всё просчитал. Даже эту свою жизнь на дне обосновал - ну не люблю работать! Идейный нищий :-))))))
Сатин - Евгений Бакалов.
Актёр - Александр Задохин. Красивый образ. Искусство всё равно ж живёт в нём! И пусть теперь публика уже не та, что носила его на руках, но всё равно ж алкоголь артистизм не может убить. Но вопрос зачем жить? Старыми воспоминаниями успеха? И я даже подозреваю, что не сам факт ношения себя на руках поклонниками он вспоминает, а то, что играл так, чтоб носили! Нужен был! Жёг сердца глаголом! И отчаянье ж, что забывает слова. Как же на сцене-то играть, если память отказывает, если не помнишь любимейшие стихи?!!! Что страшней-то может быть? И наверное, ж так легко он поверил в "землю обетованную", которую ему так на "карте" и не показал Лука. Раз нет больнички, где вылечат, где помогут, нет этой земли обетованной, то зачем это всё теперь-то? Мечтать прекратил, ну и что остаётся? "Эх, песню испортил! дурак!"
Барон - Вячеслав Гришечкин. Явно вот из другого мира. С этой важность, тут неуместной, с готовностью к унижениям. "ты бы меня тогда полаять попросил" - теперь-то чего ж? Бить лежачего - в чём интерес? Зато и поскудническая душонка - и других готов поунижать. Как над той же Настей не посмеяться? Voulez Vous Coucher Avec Moi - как же тут французский язык просто режет слух. Пусть хоть так, да чуть выше остальных станет.
Асанка - Фарид тагиев. Замечательный татарин вышел!! Колритнейший!
Настя - Галина Галкина. Фактурная актриса и роли у неё часто такие с комедийным уклоном. И тут вот с первого взгляда вроде прям же посмеяться над ней хочется. Но вот совсем не смешно... Можно выживать, живя прошлым, воспоминаниями. А тут попытка выжить, цепляясь даже за то, что и не было, а потом в отчаяньи абсолютном кричать, что "было, было!!" И не этих своих сокамерников, сорри, соседей по общежитию она убеждает, она себя убеждает. Потому что если и эти мечты у неё отобрать, то ведь не будет совсем ничего!
Квашня - Ирина Сушина. Хозяйственная и довольно добрая барышня. Но и цену себе знает, чего уж.
Алёшка - Максим Лакомкин. Роль небольшая. но тоже яркая.
Малыш - Вадим Соколов. Он-то что тут делает?.... Тикай отсюдова...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «На дне»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма