Отзывы о "Это так (Если вам так кажется)"
Спектакль стоит смотреть хотя бы ради работы художника Марии Трегубовой, она крутая! Здесь она убирает цвет, добавляя пространству воздуха. А фигуры людей выделяет причудливыми контурами, от чего они становятся картонными, рисованными, ненастоящими. Само пространство – это гримёрка, со столиками и зеркалами, тут же сцена с роялем и выход за кулисы. Герои чёрно-белые с выбеленными лицами, в париках или головных уборах.
Всё это напоминает современное прочтение комедии «дель арте», которая вдруг очень кстати иллюстрирует безумие сегодняшнего дня. Половину спектакля совсем не понимаешь, что происходит: кто-то кого-то где-то запер, а горожане выясняют, кто сошёл с ума. Потом включаешься в этот сложный мир двойных стандартов и привыкаешь к условности бытия. Совсем, как в жизни, не правда ли?
Может, Адольф Шапиро и «ставил не про это» ). Или пандемия не проходит бесследно. Но вот удалось пофыркать на злобу дня в Et Cetera.
Ох, как приятно, когда спектакль превосходит ожидания. И когда название так здорово подходит не только к спектаклю, но... и ко всей жизни в целом!
Я обычно читаю текст пьесы, но в этот раз его не нашла, зато увидела много отзывов. Как ни странно... по отзывам мне показалось, что спектакль слишком абстрактный и непонятный. Но иногда все не так, как кажется! То есть это так, но до определенного момента. А на самом деле все только так, как вам кажется, и не иначе.
Я купилась на картинки. Спектакль оформляла Мария Трегубова, ученица Крымова, а для меня это знак. Она художник в моей любимой Школе драматического искусства. Черно-белая гамма играет на общую идею - в этом я не сомневалась. И вообще костюмы курьезные и стильные, заставляют встрепенуться, если можно так сказать. Вся постановка гармонична и выверена композиционно до жеста, что очень приятно глазу. И еще, персонажам порой кажется, что они играют в спектакле. И присутствующая на сцене девушка "от театра", дающая указания и сверяющаяся с текстом, напоминает им об этом постоянно. И они начинают изображать и смещают восприятие. В принципе, мы все иногда начинаем изображать. Наверное, нам кажется, что мы играем в спектакле...
Пьеса Луиджи Пиранделло, написанная в 1917 году, смотрится на удивление актуально. Кстати, она достаточно легкая и веселая, чего не всегда ожидаешь от произведений, написанных в такие смутные годы. В маленьком городке поселяются синьор Понцо с женой и тещей, только тещу он отселил в другой дом, не дает жене с ней видеться, сам же, однако, навещает. Жена не выходит из дома, и никто никогда ее не видел. У жителей дома, где поселили синьору Флору, тещу Понцо, возникает много вопросов, и они с жаром обсуждают таинственных приезжих и строят догадки. Но вот им наносят визиты и сама теща Флора, и Понцо, и каждый, к удивлению, рассказывает свою версию событий, они различаются, но, кажется, у всех проблемы с психикой и мировосприятием. Оба выглядят убедительными, когда вещают по отдельности, и семья решает столкнуть их. Однако из этого ничего не выходит, ибо реальность моментально преображается в устах героев и снова обретает иные очертания. Один только старый синьор Лаудизи, кажется, что-то знает. А знает он примерно следующее: "Мы рисуем свои картинки, живем в разных реальностях, верим в свои придуманные истории, играем их в соответствии со своими способностями. Мы живем иллюзиями, а за иллюзиями нет ничего, до истины никому не добраться. А может не стоит и стараться?" (цитата с сайта театра) О, это очень нужная мне мантра. С этим кажется мы сталкиваемся каждый день. Когда мы сталкиваемся с диаметрально противоположными мнениями об одном событии, даже совершенно прозрачном, казалось бы, мы очень удивляемся, а все дело в том, что каждый уверен только в том, что ему кажется, и уверен порой непоколебимо. И сторонний наблюдатель, который ознакомится с разными мнениями, сделает выводы только на основе того, что ему кажется. Каждый из нас живет в своей реальности, именно поэтому мы часто не понимаем друг друга. И боремся с другими реальностями. Это так... Или... Ох, сейчас я заблужусь в этих словах. Коротко: спектакль яркий, живой, забавный и с подтекстом. Все как я люблю.
После своего посещения в субботу Театра п/р Калягина я задаюсь только одним вопросом «Почему я не ходила в него почти 17 лет? Как много я потеряла». На самом деле я знала, что здесь ставят довольно необычные спектакли и боялась, что мне может не понравится. И вот, только увидев фотографии со спектакля «Это так (если вам так кажется)» http://et-cetera.ru/performance/eto-tak-esli-vam-tak-kazhetsya/ по пьесе Луиджи Пиранделло, я решила, что пора идти.
И вы знаете, теперь я жалею, что не выбрала другой спектакль, который можно было бы хоть немного покритиковать, потому что этот невозможно, он настолько прекрасен, что можно только восхищаться, поэтому приготовьтесь к потоку восхваления здания театра, режиссера Адольфа Шапиро, актеров, и особенно художника Марии Трегубовой.
Когда-то давно, еще на первых курсах института, я была несколько раз в Театре Et Cetera, когда он еще располагался на Новом Арбате. Нашла витрину, которая повествует о том времени.
Здание Театра производит очень приятное впечатление, в нем чувствуется стиль и продуманность расположения залов и сопутствующих помещений. Большой зал ассиметричный, с разными балкончиками, которые хочется рассматривать, в светлых тонах, и мне кажется, что похож на зефир.
Но вернемся к спектаклю «Это так (если вам так кажется)». Жанр притча. Я бы охарактеризовала его как расследование с элементами фарса, оперы и балета. Суть в том, что в город приезжает необычная семья – сеньор Понца (Антон Пахомов) с женой и тещей сеньорой Фролой. Тещу (Ирина Денисова) селят в отдельной квартире, зять навещает ее каждый день, а вот свою дочь она видит только издали, когда приходит к ней во двор, но не подымается в квартиру.
Семья сеньора Агацци и их друзья не могут остаться в стороне от этой странной семьи, они втягивают в свое расследование не только комиссара Чентури (Сергей Плотников), но и самого префекта (Грант Каграманян). Один лишь брат синьоры Амалии Ламберто Лаудизи (Сергей Дрейден) не втянут в эти интриги и пытается объяснить всем, что истины на самом деле нет, а есть только индивидуальные точки зрения на каждую ситуацию.
В процессе действия происходит много забавных ситуаций в основном из-за присутствия на сцене Человека от театра (Елизавета Рыжих), например, когда все рассаживаются слушать очередной вариант правды, она хочет объявить антракт, но артисты не согласны, и спектакль идет без перерыва.
Теперь о том, что меня покорило больше всего – сценографии и костюмах Марии Трегубовой. На сцене присутствует только черный и белый, персонажи одеты также, у большинства даже выбелены лица и отрытые участки тела. Все это настолько стильно и красиво, что сначала даже не хочется вникать в сюжет, а только бесконечно любоваться платьем синьоры Амалии и костюмом Синьоры Сирелли. Но чуть позже замечаешь и другие необычные детали, то, что на многих мужчинах есть женские вещи, а одну из сеньор и вовсе играет мужчина.
Все это в целом производит неизгладимое впечатление, а излишняя театральность постановки становится изюминкой слишком уж актуального и вечного сюжета. Поэтому если вы не боитесь открывать для себя новое, то обязательно идите смотреть «Это так (если вам так кажется)», это определенно одна из лучших премьер этого сезона.