Спектакль Утопия

Оценка редакции
26 ноября 2019 (вт) | 20:00Полное расписание
Театр наций(Тверская)
120 мин
18+
Сегодня билеты просматривали 15 раз
Дата премьеры: 20 июня 2018

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

Герои спектакля «Утопия» — незамысловатые жители глубинки, у которых почти не осталось надежды. Осталась только «Утопия» — старое, прогоревшее когда-то кафе, которое вдруг понадобилось возродить некому бизнесмену из Москвы. Да так возродить, чтобы
«Утопия» была прежней, точно такой, как в 90-е: с плохим пивом и вырви-глаз интерьером. «Но мы же можем сделать лучше!», — возражают герои, только-только начинающие расправлять крылья. «А лучше — не надо, надо — как было», — пресекает их инициативу таинственный хозяин, отстегивая деньги.
Изменились ли мы с 1990-х, возможно ли сегодня вернуться назад — такими вопросами задаются создатели спектакля. В основе постановки лежит новая пьеса Михаила Дурненкова — одного из лучших современных драматургов, с работы над текстом которого когда-то
началась режиссерская карьера Марата Гацалова: в 2008-м он дебютировал пьесой Михаила Дурненкова «Хлам» в Центре драматургии и режиссуры. А в 2010-м «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова (брата драматурга Михаила Дурненкова), поставленные Гацаловым в
Прокопьевском драматическом театре, принесли режиссеру его первую «Золотую маску».

Михаил Дурненков о пьесе «Утопия»: «Мне кажется, что все Утопии не про то, как сделать наше общество разумнее, добрее и лучше, а про общность, про возможность быть вместе. Утопия это когда придумано нечто технологическое или наоборот гуманитарное, что позволяет космосу одного человека быть близким и доступным космосу другого. Потому что этот пресловутый Другой есть и ад и рай, и ветер, и облака, и травы, и звери, и воспоминания, и закат в дачном окне и отпечаток надышанного детского пятачка на
этом самом стекле. Не даром традиция русской утопии восходит к представлению об обществе как о некоем унифицированном наборе индивидуумов, покоряющих вселенную, воскрешающую предков и зажигающую потухшие звезды. Потому
что так проще представлять нашу внутреннюю коммуникацию, проще понять другого если этот другой твой брат и плоть от плоти. И наша история, этот бесконечный и тягучий российский сон, она, в том числе, о попытке добиться этой одинаковости и понятности, сравнять личность всех со всеми, построить гигантский коллективный муравейник добра и созидания. Но только мне кажется, с каждой итерацией утопичность этого взаимопонимания становится все более и более очевидной. Возможно ли понять этого другого? Давайте уже
начнём учиться на своих ошибках и скажем, что на уровне государства это невозможно. А на уровне семьи? И тут тоже все неочевидно. Утопия сосуществования внутри семьи древнее чем утопия государства, но судя по критике, которой она подвергается с момента появления самых первых драматургических произведений, не решена окончательно. Видимо и это не есть данность, раз каждый год на протяжении всего существования человечества мы ведем полемику с самой идеей того, что двое и больше людей должны соединять свои судьбы вместе на всю свою единственную жизнь. Так на чем же строится тогда эта иллюзия контакта, веры в то, что мы можем быть едины? Почему мы не успокаиваемся? Почему мы продолжаем думать об этом? Почему я написал об этом пьесу?
У меня нет ответа, художественные произведения это вообще скорее вопросы, чем ответы, но мне кажется, у меня есть такое подозрение, что Утопия это попытка. Что это не результат, а процесс, что Утопия это не абсолют, а неуклонное приближение к абсолюту, наша ежедневная, ежесекундная попытка стать Другим. И уныние, страшный смертный грех, это когда тебя оставляют силы на этом пути, и задача художника, моя задача, это помогать искать эти силы и рассказывать, что с тобой будет, если ты прямо сейчас не встанешь
и не продолжишь путь. Но пьеса Утопия не об этом. Вернее не только об этом. Она о страхе перед будущем, о страхе перед жизнью, перед тем, что надо меняться, о попытке найти безопасное убежище в прошлом и остаться в нем навсегда. Потому что это – смерть».

Отзывы о «Утопия»

Элина 29 сентября, 05:56

В первый раз попала в Театр наций. Спектакль «Утопия». Очень специфический, трудный спектакль. Сюжет спектакля о том, как однажды бизнесмен, некий хозяин заводов, газет, пароходов захотел поностальгировать и восстановить любимую пивную, где он проводил время с друзьями в студенчестве. Он находит старых владельцев пивной, а это неблагополучное распавшееся семейство, где он-алкоголик, она перебивается с работы на работу, а сын-наркоман! Зритель становится свидетелем социального расслоения, мучений семьи и любви...женщины, мужчины, матери...
Наблюдаешь периодически забываемую картину реальной жизни, задумываешься о сути. На мой взгляд, спектакль затянут. Но хочется отметить потрясающее сценическое решение и отличную игру актеров.

Dilyara 28 апреля, 07:35

"Утопию" смотрела в декабре 2018 и очень рекомендую. И совсем не потому, что там играет Андрей Соколов, кумир, как я знаю, многих (я не из их числа, но перед началом трое молодых девушек попросили меня их сфотографировать у афиши с его портретом, чтобы он был "как будто с ними"). А потому, что:
✔️это удивительно красивый спектакль с эффектными и стильными постановочными придумками, но это тот случай, когда форма в разы усиливает смысл
✔️это про нас, сделано умно, но абсолютно нетривиально и без всякого занудства
✔️что немаловажно: спектакль идет на малой сцене, цены очень адекватные, советую брать 1-й ряд, это важно.
А теперь подробнее.

Сюжет, в общем-то, простой и особо не примечательный. Некий хозяин жизни, успешный бизнесмен (нетрудно догадаться, кто в этой роли) предлагает героям - алкоголику Леше и его жене Наде - восстановить пивнушку времен его молодости под названием "Утопия", чтобы "все было, как тогда. Не надо лучше, надо, как было". Такая ностальгия по прошлому.
Но главное - КАК это сделано.
Над черной сценой в почти полной темноте висит под углом огромное зеркало. Зеркало часто используется в театре, но здесь оно создает именно среду. Почти все двухчасовое действие актеры лежат или ползают на полу, а в отражении они оказываются в вертикальном положении - стоят, сидят на табуретках, ходят, создается такая иллюзия движения. Только один человек, тот самый хозяин жизни, ходит по сцене вертикально, а Леша и Надя лишь в один момент встают на ноги, когда им показалось, что они свободны и впереди счастливая жизнь.. И красивая - ассоциация с картиной "Над городом" Марка Шагала возникает почти сразу. А еще ветки деревьев, огоньки, яблоки, разбросанные по полу (и отражающиеся в зеркале), лампочки, воздушные шары... практически рай.
Но в финале в горизонтальном положении оказываются все. И успешный бизнесмен по имени Кирилл тоже - у него есть все, но нет будущего. И этот зеркальный наклоненный потолок кажется уже тяжеленной плитой...
"Утопия" выдвинута в шести номинациях на "Золотую Маску" - спектакль малой формы, лучшая работа режиссера (Марат Гацалов), художника (Ксения Перетрухина), художника по костюмам (Леша Лобанов), художника по свету (Илья Пашнин) и драматурга (Михаил Дурненков). Горячо поддерживаю все! Но хочется отметить еще автора оригинальной музыки Сергея Невского. Где бы найти саунд-трек???

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Рецензии

Рецензия: «Утопия»

Красивый спектакль про невозможность вернуться в прошлое.

21 августа 2018, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Расписание

вторник, 26 ноября
20:00
Театр наций
Тверская
Пушкинская
Чеховская
среда, 27 ноября
20:00
Театр наций
Тверская
Пушкинская
Чеховская

Актеры «Утопия»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма