Утопия

Оценка редакции
Фестиваль
16 октября 2018 (Вт) | 20:00Полное расписание
Театр наций (Тверская)
18+
Наталья Витвицкая
21 августа

Рецензия: «Утопия»

В репертуаре «Театра наций» появился первоклассный спектакль про невозможность вернуться в прошлое. Его авторы — «золотомасочники» со стажем — режиссер Марат Гацалов, драматург Михаил Дурненков и художник Ксения Перетрухина.

Сюжет у «Утопии» «новодрамовский» — некий бизнесмен из Москвы возжелал возродить страшненькую и дешевую пивную времен своей молодости. Нашел опустившегося бывшего владельца, его жену и сынка-наркомана и дал задание с напутствием: вернете «Утопию» — озолочу. Сначала все старались, и атмосфера в отдельном взятом кафе вполне устраивала хозяина положения. Но затем семейство решило, что «новое лучше старого»,  улучшили интерьер, заказали другое меню — заказчик пришел в ярость. Все вернулось к старому. Финал у истории неутешительный — искусственное прошлое затянуло всех в свою воронку, обнадеженная призрачным счастьем семья вновь распалась, а потом бессмысленно и страшно погибла.

...спектакли «на злобу дня» могут быть почти эстетской красоты

Если бы не режиссер и художник, вряд ли спектакль по такой пьесе прозвучал бы убедительно. Жанровая драма про российские провинциальные реалии, неуместную тоску по лихим 90-м и невозможность быть счастливыми в данной конкретной стране — кого этим удивишь? Но Гацалов и Перетрухина нашли удивительный и точный ход — они «заставили» артистов играть, буквально ползая по сцене (такая вот метафора российской жизни). Зритель при этом должен смотреть не на актеров, а в огромное наклонное зеркало. В нем все происходящее отражается вертикально. А поскольку темп движений сознательно замедлен, возникает чувство, что смотришь на ожившие картины.

Постановка «Утопии» — яркое доказательство, что спектакли «на злобу дня» могут быть изумительной, почти эстетской красоты. В какой-то момент на сцене возникает дерево без листьев, в зеркале персонажи отражаются сидящими на его ветках. Внизу рассыпаны яблоки. От красоты момента захватывает дух. Как и от пронзительного посыла авторов спектакля: возвращать какое бы то ни было «как раньше» — это всегда тупик, всегда утопия, всегда смерть.

Отзывы о «Рецензия: «Утопия»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.