Отзывы о "Умер-шмумер, лишь бы был здоров"

Оценка редакции
Анна Сердцева 11 апреля 2019, 03:35

Основная идея спектакля — инсценировка еврейских анекдотов в разных жанрах разговорного театра:
- сценка;
- куплеты;
- анекдот от первого лица.
Сквозного сюжета нет, объединяет действие лишь присутствие одних и тех же лиц на сцене и группировка диалогов по темам: «у врача», «у реббе», «диалоги супругов в постели», «женские откровения». Собственно, вполне себе эстрадный формат «Кривого зеркала», «Смехопанорамы» и «Аншлага». Но у этих передач получалось убедительней.

Во-первых, вопрос к формату подачи. Театр и эстрада — вещи разные. На эстраде выступают, в театре — перевоплощаются в роли. Для эстрады не нужны декорации: вышли два артиста, исполнили номер, поклонились, ушли. А в театре не так: там декорации есть, людей много, они туда-сюда ходят. И нужно это, по идее, для того, чтобы создать ощущение альтернативного пространства, которое живет по своим законам, со своими героями, у каждого из которых свой характер. По идее — так (не берём сейчас формы современного театра).

Что имеем в «Умер-шмумер»: прекрасные декорации, южный дворик, в глубине на экране плещется море. Эффектные находки в работе со светом. И — никакого театра. Как на детском утреннике: вышли двое актеров, озвучили кусочек текста, ушли за сцену, вышли следующие. Если все герои на сцене разом — двое общаются, остальные культурно ждут. Затихают и ждут, чтобы не мешать. Атмосферой большой шумной еврейской семьи как-то не веет.

Спектакль бы смотрелся , если у каждого героя был бы свой характер, своя отличительная черта (ворчливая тётя Сара, циничный дядя Хаим, меркантильный Мойше, любвеобильная Софочка). Так ведь не было! Имя есть у каждого, а своего характера практически ни у кого нет. В финансовых диалогах участвовали все, и в циничных тоже, и в откровенно пошлых (в последних особенно часто). Именно участвовали, не перевоплощаясь в персонажа. Тетя Берта, а правда, что ваш муж — Нет, не правда; А кстати, куда пошла Сара — А кто её знает; Мойше, а вы в курсе, что с вашей женой спит весь город; Дядя Хаим, а что такое — и так без остановки, в течение более часа перед зрителем мельтешат абсолютно бессвязные реплики. Белые нитки, которыми это шилось, нагло топорщатся и упрямо лезут наружу. Апофеозом стала сцена поедания арбуза, когда герои, не глядя друг на друга, не общаясь друг с другом, меланхолично рассказывают анекдоты. Откусили кусок арбуза — рассказали — снова откусили кусок. И так по очереди.

Во-вторых, вопрос к манере подачи. Еврейские анекдоты без характерного одесского говора — это уж, извините, деньги на ветер. Елена Санаева в образе породисто-хамоватой Тёти Сары была прекрасна и так, Джульетта Геринг в образе прелестницы Софочки тоже вполне убедительна. Но в целом, сложилось впечатление, то играли актёры вполсилы: мизансцены путали, реплики произносили вяло, кто-то (Мария Раевская) — и вовсе не на опоре.

И в третьих, вопрос к самому материалу — проблема здесь ровно та же, что и у «Кривого зеркала» и «Аншлага»: обилие низкопробного, грубовато-бытового юмора и порядком истертых сюжетов. Анекдот по Борю и Льва, мечтающих сменить свои имена на Буи и Луи, и Хаима, совсем о подобном не мечтающем, произвёл в этом плане совершенно неизгладимое впечатление.

Вывод: если формат театра Евгения Ваганасовича столь дорог вашему сердцу, что вы готовы мириться с некачественной формой его подачи, небрежной игрой актёров, отсутствием качественной режиссуры — то идти, определенно, стоит.

В противном случае — идти не рекомендуется. Разве что для того, чтобы прослушать прекрасно сыгранное трио музыкантов — аккордеон, скрипка и кларнет, — периодически разбавлявшее бурлящую эссенцию юмора. Или в исследовательских целях — чтобы проникнуться масштабом пропасти между вкусовыми предпочтениями театральной публики. Ибо поколение 60+, численно преобладавшее в зале, реагировало на происходящее с нескрываемым энтузиазмом.

Мария 1 мая 2018, 11:52

Одесский дворик, несколько еврейских семей и одна русская. Протянутая через двор бельевая веревка и стук костяшек домино. Перекрикивающиеся через двор соседки, очередь к доктору, который, видимо, нечасто захаживает. Ребе, к которому за советом забредает в том числе и русский Ваня, по привычке называющий раввина батюшкой. И складывающаяся из мозаики анекдотов разной степени бородатости жизнь, в которой все взаимосвязано и все в той или иной степени друг другу родные, где к смерти и рождению относятся в равной степени легкомысленно, но из этого легкомыслия и вырастает настоящая житейская мудрость.
"Умер-шмумер, лишь бы был здоров" - спектакль легкий и развлекательный, но при этом теплый и очень добрый. И с прекрасной живой музыкой. А еще в нем чудные актеры, создающие очень точные и обаятельные образы героев анекдотов - Елена Санаева, Владимир Шульга, Татьяна Циренина, Ольга Гусилетова, Иван Мамонов...
А главные герои все равно солнце, море и Одесса.
И тепло - южное, летнее и человеческое.
А вот сюжета в спектакле действительно нет. Мешает ли это? И да, и нет. Местами композиция из анекдотов вдруг рассыпалась (во многом это зависело от исполнителей, а также от того, насколько исполнение анекдота соответствовало привычному - например, про "а после операции я смогу играть на скрипке?" исполняют с моей точки зрения неправильно, хоть что со мной делайте, да и про сахар в моче тоже), частушки в середине на месте ложного антракта были несмешными практически все, а ближе к концу волей-неволей испытываешь от такого обилия анекдотов лёгкое утомление.
Но впечатления от целого эти недостатки не портят, а ощущение после "Умер-шмумер" остаётся самое светлое. Почему-то узнаёшь в спектакле себя, даже если не еврей и в Одессе никогда не жил. Такое чувство, точно побывал там на летних каникулах, снимал комнату в этом самом дворике, точно Ваня с Машей, а теперь вспоминаешь об этом и очень хочешь вернуться туда, в место, где вопрос о смысле жизни настолько прекрасен, что ни за что не променяешь его на ответ.

Anastasiya 28 апреля 2018, 03:51

Процветание - это мерседес, шампанское, красивые женщины, а кризис - метро, ситро и тетя Сара))

Эту и многие другие мудрости представил Иосиф Райхельгауз в своем юном спектакле "Умер-шмумер, лишь бы был здоров" в Школе Современной Пьесы.
Одесский шумный дворик. Море. Крик чаек. Бессчисленные семьи живут практически одной большой на этой скромной территории. Виртуозные музыканты сопровождают всю пьесу живой и бодрой игрой на скрипке, аккордеоне и кларнете. Там, вдали, плещется море на большом экране, волны бегут к берегу, призывают искупаться, фигурки двух героинь медленно и плавно исчезают в воде - очень красивый модный спецэффект этого театра.
2 часа погружения в веселые остроумные находчивые истории, претендующие на правдивость. Возможно комплименты не совсем тактичны и даже весьма сомнительны, но их произносят открытые, совершенно дружелюбные люди. Я наслаждалась этой постановкой, в которой очень удачно скомпилированы все возможные еврейские анекдоты. 99%, что вам тоже понравится этот своеобразный, но добрый юмор, и вы будете хохотать. "Раньше были трусы, так ими можно было машину помыть, а теперь что? Этими стрингами даже очки не протрешь")))
А вот когда все герои на сцене собрались вокруг ароматного спелого арбуза и стали его откровенно дегустировать, так хотелось хотя бы маленький кусочек...
Все образы - яркие, живые, немного лукавые, они постоянно куда-то бегут и движутся, на приемах у доктора и Реббе один посетитель сменяет другого, перед зрителем мелькают разные истории, что делает постановку очень динамичной и высокоскоростной)) Герои активны и болтливы, как говорится, что у них на уме, то и на языке, на них совершенно невозможно сердиться, они говорят правду не потому, что хотят вас обидеть, а потому что искренне хотят помочь)) "Если на твои похороны ты позовешь Сару, они не доставят мне никакого удовольствия")))
Все актеры бесподобны, но Хаим Владимир Шульга бесподобнее всех!
Если вы заскучали, давно не улыбались и не смеялись, то обязательно сходите на эту пьесу!
За приглашение благодарю moskva_lublu!

Елена Шмырева 7 апреля 2018, 11:28

Маленький дворик, с домами увитыми виноградом, а на заднем плане шумит море. Во дворе катается одинокий велосипедист. В театре Школа Современной пьесы смогли всё это устроить на сцене. Так нас зрителей вводят в мир спектакля "Умер-шмумер, лишь бы был здоров". В мир жителей этого дворика у моря, жителей, речь которых наполнена мудростью, солью и юмором. Спектакль построен на еврейских анекдотах. Явных длинных сюжетных линий нет, но есть тематические. Соседи по двору интересуются, что происходит друг у друга, хвастаются друг перед другом, судачат и сплетничают. Словесные баталии стихают ненадолго только при звуках маленького живого оркестра: скрипки, аккордеона и кларнета. Музыка уходит и диалоги продолжаются дальше. Собеседники не щадят друг друга, вопросы и ответы летят с пулеметной скоростью. И за ответом в карман не лезет никто: ни сосед, ни доктор, ни реббе. Еще один краткий передых — на перекус. Аппетитная сцена совместного поедания арбуза. Но и тут не безмятежно: вместе с косточками, вылетают очередные язвительные словечки. Соседям надо знать всё: кто, когда, с кем; поделиться собственными достижениями; дать совет собеседнику, как делать детей и деньги... да и просто жить. Кажется, каждый спешит превзойти соперника в искрометности и скорости ответа. И эта словесная гонка приводит к тому, что во время совместной песни "евреи, евреи, кругом одни евреи", чувствуется какая-то общая усталость. Огонь не горит, а тлеет.
Мне, как зрителю, тяжело было переносить общий поток афоризмов. Почувствовала морскую воду, но ее нельзя пить, а обычной пресной воды не дали.
В спектакле много приятных постановочных сюрпризов, отличная игра актеров, но общее впечатление: пересолено. Испытала легкое разочарование. Может со мной что не так? не хватает скорости реакции? почему действие несколько утомило, ведь должно же быть наоборот? Наверное хватит размышлений, перейду к благодарностям. Спасибо артистам за образы, и всему театру за этот милый кусочек теплого лета.

Галина 2 апреля 2018, 05:14

Местечковый дворик в городе на берегу теплого моря. Обитатели – евреи и пара русских. Супружеская пара, Ваня и Маша. Хотя тоже большой вопрос, русская ли, но это детали. Ибо все они живут большой семьей, не слишком дружной, но и не враждующей, любят, изменяют, ссорятся, язвят, занимают деньги, обманывают, прощают, учат и учатся жить.
И все это – только с помощью анекдотов. Два часа еврейских анекдотов, рассказанных, разыгранных и спетых уже полюбившимися актерами. Вот это очень важно, что уже полюбившимися, иначе, честно говоря, было бы не так хорошо. Потому что восприятие анекдота зависит, конечно, от того, кто его слушает, но гораздо в большей степени оно зависит от того, насколько талантливо его рассказывают и насколько ты готов слушать именно этого человека.
Я была очень рада уже просто встрече с актерами, которых запомнила по другим спектаклям и которых очень хотела увидеть вновь.
Для меня лучшим в этом спектакле стал Владимир Шульга, игравший Хаима, каждому его слову хотелось внимать и верить. Он просто купался в этих анекдотах, точно попадая интонацией в цель. Просто браво! В его устах они звучали и мудро, и смешно, и как-то изысканно, что ли. Даже мелкие скабрезности казались милыми и ничуть не пошлыми. А уж всё остальное тем более было искрометным и фееричным.
Не отставала от него и Татьяна Циренина, очень гармонична была в роли Софочки. А пела как замечательно! И искренней какой была. Мы, спасибо администратору, сидели очень близко, я видела ее глаза, и прям пропадала в них, настолько она вжилась в роль. Пожалуй, в этом спектакле она понравилась мне больше, чем во всех остальных, а я ее уже много где видела. Очень она порадовала.
К сожалению, был, на мой взгляд, и полный актерский провал. Актриса, исполнявшая роль Маши, играла так, что было за нее неловко. Подруга, пришедшая со мной, сказала, что такое впечатление, что просто вытащили из зала первого попавшегося человека, который на сцене никогда не был, и заставили играть. И, честно говоря, я с ней полностью согласна. Даже не буду писать имя актрисы, потому что не уверена. Та, которая заявлена на сайте, и похожа, и непохожа на эту Машу, я даже подумала, может, правда, случайный человек на сцене оказался, мало ли какие накладки.
Зато остальные радовали профессионализмом, находками каких-то мелких характерных нюансов, хорошими голосами и вообще своим присутствием на сцене. Честно говоря, было актерам непросто, ведь сюжета у этого спектакля нет, характеры героев ежесекундно меняются (за два часа – 250 анекдотов!!!), как тут не запутаться. А они справились.
Но вот, кстати, сюжета мне все-таки не хватало. Да, анекдоты – это здорово, это мудро, это весело, но хотелось какой-то сюжетной линии, в которую эти анекдоты были бы органично вплетены, а не просто их пересказ, пусть и талантливо исполненный. То есть если вы хотите отдохнуть и посмеяться, то спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» - это то, что вам нужно, но если вы стремитесь в театр на драматический спектакль, то лучше все-таки выбрать другую постановку, в театре «Школа современной пьесы» много хороших спектаклей.
Хорошо, что иногда удавалось перевести дух и послушать музыку. На сцене живые музыканты, да и драматические актеры побаловали исполнением частушек на тему «евреи, евреи, кругом одни евреи».
В целом, я рада, что побывала на премьере «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» (а это премьерный спектакль этого сезона), с удовольствием проведенный вечер в хорошем театре.

Ия 20 марта 2018, 10:57

Это спектакль – он за здоровье. Немного похоронного юмора, на затравку, и все расслабились, и ждем, чего дадут.
Итак, это оказалась, коробка витаминок: С, А и прочих.
Не вылечит ли этот разыгранный артистами сборник анекдотов, знакомых и не слишком знакомых, от таких болезней как печаль, занудность и уныние
Ну да, конечно, всех вылечат.
Еще и немного чудес пластической хирургии – морщинка на лбу непременно разгладится, если была; глаза приобретут чистоту невинного взгляда вашего любимого котенка, просто достать его из ведра вечером и подивишься сходству, «и улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз, и хорошее настроенье не покинет больше вас»
Вот так просто, четко, и по рецепту, проверенному временем.

Как это делается на сцене, лучше просто посмотреть,
И, раз уж нам известно, что под музыку Моцарта коровы дают качественное, самое наилучшее молоко, то под звуки клезмер-оркестра (аккордеон, скрипка, кларнет) мы, зрители, тоже что-нибудь да выдадим к финалу.
Хочется верить в такую метаморфозу.
Как в нее верят исполнители ролей обитателей одесского двора: веселые и красивые
Елена Санаева, Татьяна Циренина, Иван Мамонов, Даниэлла Селицка, Владимир Шульга, Олег Царёв, Ольга Гусилетова, Александр Овчинников

catspirit 18 декабря 2017, 11:10

Когда я шла на этот спектакль, то думала о том, что еврейский юмор в лице еврейских же анекдотов столь хорош, что даже если просто рассказывать их со сцены, уже будет замечательно. Однако то, что именно эту мысль разовьют в полноценный спектакль в ШСП, стало для меня в некотором смысле неожиданностью. Понимаете, в нем даже пауз практически нет :)

Итак, представьте себе уютный одесский дворик, где-то вдалеке шумит море, с балкончиков свисает белье.... посередине внезапно обнаруживается гроб. Не пустой. Внутри спит Хаим, который незамедлительно просыпается и тут же выдает хохму. Нет, это вполне еще этот свет, но во-первых, на воздухе лучше спится, в во-вторых, как говорится, "пора начинать привыкать".

В гробу лежит бодрый Хаим. К гробу подходит Абрам и спрашивает Хаима:
– Что здесь происходит?
– Меня хоронят, – отвечает Хаим.
– Но ты же еще живой!
– А! Кого это здесь интересует?
Дворик постепенно просыпается, Берта Соломоновна (моя любимая Ольга Гусилетова) в халатике выходит на улицу... и понеслось :)

– Берта Соломоновна, вы не против сегодня поужинать вместе?
– С удовольствием, Абрам Ильич.
– Тогда у вас ровно в семь.
Балкончики постепенно заполняются обитателями дворика. Обсуждаются текущие дела, решаются философские вопросы, выясняются отношения.

– Рабинович, с твоей Софочкой спит весь город, и, чтобы к ней попасть, нужно занимать очередь. Брось ее, зачем тебе нужна такая жена!
– Ты понимаешь, если я ее брошу, то мне тоже нужно будет занимать очередь.

Рассказывают обо всем. О жизни, о любви, о деньгах, о врачах, о раввинах. Поют частушки на мотив "евреи-евреи, вокруг одни евреи!" Играют на скрипках трогающие за душе еврейские мелодии. И несмотря ни на что, или вопреки всему - радуются жизни!

- Доктор, как зовут того немца, от которого я без ума ?
- Альцгеймер, Сара Моисеевна.

Внутри спектакля уместилось не меньше сотни анекдотов. Получилась настоящая энциклопедия еврейского юмора - позитивная и ироничная, причем часто самоироничная.

Еврей едет на велосипеде и качается.
– Мойша, ты же не умеешь кататься на велосипеде, откуда он у тебя?
– Я был у Розы. Мы пили чай, ели пирожные. Потом она мне сказала: «А теперь возьми самое дорогое, что у меня есть!» Я взял велосипед.

- Может по рюмочке коньяку?
- Почему бы и нет?
- Ну нет, так нет.

Что во всем этом прекрасно, и доставляет отдельное удовольствие, так это формулировки. Каждый раз, когда я слышу еврейский анекдот, поражаюсь, насколько точно и смешно сформулирована та или иная деталь. Как виртуозно складываются слова в потрясающие конструкции. И это какой-то совершенно свой язык, хотя и по-русски. Вот как это получается?

– Мойше, куда вы так бежите?
– Спешу исполнить свой супружеский долг.
– Так вы же живете в другую сторону!
– Туда я уже не донесу!

В одесском трамвае:
— Мужчина, покупайте таки билет! Или я буду делать вам стыдно всю дорогу.
Цитировать анекдоты можно бесконечно, но все-таки еще пару слов про спектакль. Несомненно, он смешной и позитивный. И смотреть его - чистое удовольствие. Но порой кажется, что в булке слишком много изюма :) И еще не хватает пауз (между прочим, судя по реакции сидящих передо мной юношей, не все анекдоты доходили до них в отведенное время, порой они начинали смеяться только в середине следующего шедевра). Музыкальные вставки - прекрасны и очень уместны, в том числе и по настроению, однако хочется немного разбавить концентрат просто текстом. И еще, перефразируя известный анекдот:
— Мужчина, вы забыли добавить сюжет!
— Но у меня в сценарии нет сюжета .
— Так идите я вам допишу!

Хотя вот знаете.... я понимаю, почему анекдотов так много, а текста так мало. Ну невозможно, просто дико тяжело оставить что-то за рамками спектакля. Хочется процитировать и этот, и тот, и еще вон тот, и обязательно про Софочку, и про Мойшу, и про Рабиновича, а еще ребе чуть не забыли, как можно, и про врача, и еще про Привоз бы надо, но не лезет уже никак... В общем, вы таки понимаете :))

За прекрасное настроение и дивную подборку анекдотов огромное спасибо театру! Я так думаю, что этот спектакль станет одной из его визитных карточек. Ну потому что пройти мимо такого просто нельзя.

Елена 18 декабря 2017, 02:44

В канун Нового года все задаются вопросом, что подарить друзьям и близким. На мой взгляд, лучший подарок - это билет на веселую и мудрую театральную постановку. Такую как "Умер-шмумер лишь бы был здоров" в Московском театре «Школа современной пьесы».

15-16 декабря прошли премьерные показы спектакля "Умер-шмумер лишь бы был здоров" в Московском театре «Школа современной пьесы». Театр знаменит поиском, экспериментами, необычными проектами, новыми лицами и нетривиальными приемами в современной драматургии. В прошлый раз мы были в восторге от - "Лондонский треугольник".

В афише сегодня – 20 разножанровых спектаклей, и нам было очень интересно, чем театр удивит в этот раз.

Основа постановки "Умер-шмумер лишь бы был здоров" - еврейские анекдоты. Режиссер Иосиф Райхельгауз построил свой спектакль на 250 (!) еврейских анекдотах, текстах, высказываниях, афоризмах и парадоксах. События происходят в типичном дворике – может быть, одесском, а может быть каком-то другом, куда долетают брызги моря и где люди живут по законам не всегда дружной семьи.

Юмор и тонкий ум евреев всегда являлся источником разных фантастических рассказов. Еврейские анекдоты или хохмы подобраны так, чтобы поднять настроение и, в то же время, подумать о серьезных вещах. Не зря слово "хохма" имеет несколько значений. Одно из них "премудрость", другое - "шутка", "розыгрыш". Во время просмотра спектакля можно подчерпнуть много веселых идей и мудрых решений в различных жизненных ситуациях.

Вы услышите как старые добрые анекдоты и веселые частушки об Изе, Абраме, Мойше, Рабиновичах, и других персонажах, так и новые, которые вы наверняка не слышали до этого. Все это дополнено музыкальным сопровождением клезмер-оркестра в составе аккордеона, кларнета и скрипки.

В преддверии новогодних праздников порадуйте друг друга спектаклями театра «Школа современной пьесы» - это будет самый лучший подарок для вас и вашей семьи.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма