Спектакль Идиот

Оценка редакции

Настасья Филипповна – инфернальница – творит что-то не понятное и душераздирающее. Все сюжетные ходы давно известны, но это не снимает напряжения при такой игре страстей и смыслов. Достоевскому, в принципе, свойственна двойственность, но в «Идиоте» она является самой сутью – здесь все двойственно    и находится в противостоянии. Герои разбиваются на пары, вращающиеся вокруг какого-то центра, пары рассыпаются и вновь складываются в треугольники: Ганя – Настасья Филипповна – Рогожин, Рогожин – Настасья Филипповна – князь Мышкин, Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая.

Всем известная история о добрейшем и кротком молодом князе Мышкине, признанном душевнобольным, который оказывается единственным разумным человеком в «здоровом» мире безбожия, жестокости и крайнего эгоизма, на сцене Театра «У Моста» звучит потрясающе актуально. Кто они такие — Мышкины нашего времени? Как сегодня выглядят люди, несущие в мир свет? Есть ли они? В своем спектакле режиссер Сергей Федотов дает ответы на непростые вопросы и в мельчайших подробностях воссоздает тонкую психологическую атмосферу знаменитого романа Достоевского. Игра актеров отличается и психологической достоверностью, и наотмашь бьющими эмоциями.

Актуальность встречи с Достоевским рождается не на аллюзиях или внешнем сходстве среды и характеров, а на глубинном созвучии главных вопросов века нынешнего с веком минувшим.

Отзывы о «Идиот»

inessa 27 февраля 2023, 12:14

Если говорить о классических постановках романа «Идиот» на театральной сцене, я всегда рекомендую посмотреть версию театра «У Моста», потому что она идеальна – а постановок по «Идиоту» я видела много. Я посмотрела видеозапись спектакля в 2020г., во время пандемии (я вообще тогда пересмотрела все их трансляции), и с тех пор надеялась когда-нибудь увидеть его и вживую. И вот, в рамках февральских гастролей Театра, мне это удалось. И было очень интересно освежить впечатления.

В лучших традициях мистического театра, формат спектакля «Идиот» заявлен как «наваждение». Сонным наваждением и выглядит первая сцена – знакомство князя Мышкина (Алексей Улановский) и Парфена Рогожина (Владимир Ильин) – поезд, мчащийся в темноте по заснеженным лесам, свет тусклой лампы в вагоне и мерный стук колес. Знакомство, которое сведет двух таких разных людей и положит начало роковым событиям.

Вообще, подавляющее большинство сцен между Мышкиным и Рогожиным проходят либо в полутьме, либо в полной темноте – знакомство, сцена «братания» - обмена крестами и финальная, самая страшная – герои словно постепенно затягивают друг друга на тот свет. С учетом того, что одна из основных идей романа была «заложить» в Мышкина черты Христа, а в Парфена – черты Антихриста, кажется, что иначе и быть не может.

Словно в противовес их мрачному, мертвенно-темному миру, противопоставляется мир «светский», обычных людей – гостиная в доме Епанчиных и квартира Иволгиных, в оформлении которых с поразительной точностью воспроизводятся светлые интерьеры 19 века. И стеснительный, заикающийся Мышкин, недавно оправившийся от «припадков», смотрится в этих интерьерах неестественно, как заблудившийся ребенок – и так же, по-детски, не понимает сути интриг, в которые пытается его вовлечь корыстный Ганя Иволгин (Василий Скиданов) или кокетства взрослых девиц – сестер Епанчиных.

Примечательно, кстати, что сейчас на роль младшей сестры, Аглаи Епанчиной, заявлены две актрисы, и они же – стоят на роли Настасьи Филипповны. Мне кажется, это очень интересный факт, потому что Мышкин при знакомстве с Аглаей отмечает именно то, что она «так же красива, как Настасья Филипповна» - чем приводит в ужас всех дам. В этот раз Аглаей была Милена Хмылова, а Настасьей Филипповной – Анастасия Леднева, но я удовольствием посмотрела бы и на «обратный» вариант. Традиционно, одна из моих любимых сцен – спор Аглаи и Настасьи Филипповны из-за Мышкина, и обе актрисы тут были на высоте, показав весь эмоциональный накал словесной дуэли.

Настасья Филипповна Барашкова здесь – классически прекрасная дама в красном платье, которая прячет глубокие страдания под маской высокомерия: Мария Магдалина и жертвенный агнец в одном. Изначально обреченная на трагическую судьбу из-за своей красоты девушка, вокруг которой разворачивается весь жуткий круговорот из страстей и пороков мужчин. Настасья Филипповна инстинктивно тянется к светлому и чистому Мышкину, который один жалеет ее, но чувствует себя недостойной этой любви для себя как «рогожинской, падшей женщины».

О финальной сцене мне всегда тяжело даже думать. В этой постановке темная комната Рогожина напоминала склеп, по сути, им и являясь. И тонкая полоска сине-зеленого света с улицы, которая освещает Парфена на руках у Мышкина, сменяется проекцией картины «Мертвый Христос в гробу» Г.Гольбейна, которая висела у Рогожина на стене. На ней Иисус изображен мертвым так же естественно, как выглядел бы любой человек, без прикрас – и без окруживших его учеников. Так же в нашем мире не нашлось места «современному Христу» Мышкину, как носителю высших христианских идей – он остался в глазах окружающих только блаженным «идиотом».

Единственное, о чем я жалею при просмотре «Идиота» Театра «У Моста» - это о невозможности показать все события книги: иначе спектакль шел бы не 3 часа, а 10-12. Но ради такого великолепного переложения романа я бы и на «театральный сериал» согласилась.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма