Лучшие и новые спектакли в новогодний вечер.

Замечательная альтернатива домашнему салату оливье в компании родственников — выход в свет. Столичные театры предлагают множество вариантов. И если легендарные спектакли, идущие в Москве десятилетиями, вы уже видели («Щелкунчик» в Большом, «Юнона и Авось» в Ленкоме, «Синяя птица» в МХТ Горького и пр.), имейте в виду — новые постановки никто не отменял. В нашем обзоре: только самые яркие и веселые из них.

«CHICAGO»
Stage Entertainment



«Чикаго» — один из самых успешных бродвейских проектов, кальки с него идут во всех столицах мира. И московская версия в главном оригиналу не уступает. У нас стервозных и очень соблазнительных певичек-преступниц играют блистательные Лика Рулла и Анастасия Макеева, за образ преступной «Мамы Мортон» отвечают певицы с большой буквы — Лариса Долина и Елена Чарквиани. Есть и дрессированная массовка, и прилично звучащий оркестр. Элегантный черный — основной цвет оригинальных декораций и костюмов. Шика-блеска добавляют исключительно стразы, кружева и страусиные перья (верные приметы кабаре-жанра 20-ых годов XX века). Что же касается смысла всей истории, то она явно приходится нашим зрителям по душе. Убийства на почве ревности, ловкий обман адвокатов, скандалы в прессе, лже-звезды на сцене... Всё это близко, знакомо и совсем по-русски. И главное — зрелищно, глаз не оторвать.

фото: пресс-служба


«Граф Орлов»
Московская оперетта



Несмотря на то, что конкуренция значительная, «Граф Орлов» выделяется на общем фоне мюзиклов всех мастей. Во-первых, за основу взята не детская сказка и не выдуманная история с обязательным happy end-ом. Во-вторых, у проекта звездный состав солистов (Гусева, Дольникова, Рулла, Балалаев...). Наконец, работала над ним выдающаяся российская команда. Ровно та же, что подарила москвичам успешного «Монте-Кристо». С таким стартовым капиталом меломаны вправе ожидать грандиозного зрелища.
У мюзикла исторический сюжет (порадует любителей историй про любовь) — опальный граф влюбляется в княжну Тараканову, претендующую на трон Екатерины Великой, в ответственный момент ее предает. Разумеется, на сцене эмоции бьют через край, звучат исключительно арии-хиты. Отдельного упоминания достойны костюмы. Парча, золото, соболя и бархат, — все смотрится дорого и стильно. Артисты выкладываются на 100%, благодаря чему «Граф Орлов» оправдывает звание лучшего на сегодня русского национального мюзикла.

фото: Юрий Богомаз


«Мастер и Маргарита»
МХТ им. Чехова



Культовый роман ХХ века в интерпретации венгра Яноша Саса похож на оснащенный современными технологиями развеселый карнавал. Но в новогодний вечер, когда возможно всё, — в самый раз. Воланд и его свита правят бал не просто в Москве, но в московской подземке. Там же располагается психлечебница, комнатушка влюбленных и город Иршалаим. Многосоставной сюжет романа передан очень близко к тексту, все основные сюжетные линии и действующие лица сохранены. Сценография в целом любопытна и символична. Пугающая чернота глубокой сцены, ржавые стены, балки, рельсы метро, угрожающая красным отблеском буква М надо всем этим... Хороша идея с поездами метро, которые увозят «советских» героев и возвращают Сатану и его свиту. Воланда, кстати, играет мэтр — Дмитрий Назаров. К нему тянутся все сюжетные нити, на нем зиждется вся режиссерская концепция. Сначала сцена с Берлиозом (Игорь Золотовицкий), затем с директором театра Лиходеевым (Эдуард Чекмазов), наконец, с Жоржем Бенгальским (Игорь Верник). Сеанс черной магии, который объявляет Жорж, — финальная черта, за которой спектакль становится полностью развлекательным. Если вы ценитель безупречных эстрадных манер господина Верника, то вам этот спектакль совсем нельзя пропустить. Ему здесь и «голову отрежут», и пластмассовую копию этой самой головы сделают. А еще из-под колосников разлетятся денежные купюры, а мадамы и месье из зала побегут на сцену примерять французские наряды, оставаясь через минуту в неглиже. Еще чуть позже появится обнаженная Маргарита (Наталья Сац). И начнется всё самое интересное.

фото: Сергей Петров


«Обычное дело»
Театр им. Вахтангова



Спектакль режиссера Владимира Иванова можно советовать всем друзьям-знакомым без исключения. Он яркий, смешной, неглупый. Классическая комедия положений, без заявки на нечто большее. Герои попадают в самые нелепые ситуации. И выпутываются из них самыми небанальными способами. Среди героев — врач-карьерист (Алексей Гуськов), его жеманница-жена (Лидия Вележева), любовница в далеком прошлом (Мария Аронова), внебрачный ребенок, вознамерившийся найти отца спустя 18 лет после своего рождения (Василий Симонов), туповатый сержант полиции (Александр Рыщенков), экстравагантная бабулька (Галина Коновалова).Ряд гротескных персонажей можно продолжить. Можно даже перессказать сюжет и чем дело кончилось. Только надо ли? Зритель с большой охотой распутывает сюжетные узлы сам, до упаду хохочет и аплодирует стоя. Его благодарности заслуживает и фарс с переодеванием мужчин в женские платья, и сцены, где герои выпадают из окна, и бесконечные каламбуры в речи действующих лиц. В общем, «не драмой единой» живы вахтанговцы. И если хотите яркой эксцентрики и отсутствия головоломных театральных концепций, вам сюда.

фото: Михаил Гутерман


«Почтигород»
Театр на Малой Бронной



Это самый новый и самый праздничный спектакль в Москве. Девять коротких историй поставлены Сергеем Голомазовым как притчи. Язык их не сложен, и потому любые метафоры легко считываются. Сердце разбивается на кусочки? — хозяйка носит его в сумке, пока сумку не отберет новый любимый. Брошенный невестой паренек ошибается и делает тату «Джил» вместо «Джимм» — и ему тут же встречается девушка с «нужным» именем. Решившая уйти от жениха девушка возвращает ему «всю его любовь» в красных подарочных пакетах. Все эти сюжеты и сюжетики вставлены в зимнюю «рамку» — на сцене постоянно идет снег, вся сцена в ватных сугробах, свет от луны почти интимен. Театральная клоунада в спектакле только намек режиссера, и все же заметный. Растрепанные прически, преувеличенные черты, гротескные платьица... Кроме того, условный жанр гарантирует «Почтигороду» отсутствие упреков в откровенном давлении на публику. Наивные сантименты оправданы формой. И, безусловно, хороша музыка. Она отделяет один этюд от другого, заполняя собой паузы, подчеркивает значимость выводов: мужчинам и женщинам не жить друг без друга. И конец света не наступит, пока живо единственное настоящее между людьми — любовь.

фото: Владимир Кудрявцев