Грядущий театральный сезон для музыкальных театров обещает быть жарким. И начнется он с открытия исторической сцены Большого театра. Дальше — больше: премьеры, фестивали, гастроли. VashDosug.ru предлагает обзор лучших балетных и оперных новинок.

DanceInversion

Один из самых крупных и популярных форумов современного танца в России, фестиваль DanceInversion продолжает свою работу. Осенью впервые в Москве выступят три выдающиеся труппы фламенко из Испании. Два проекта, связанных с современной хореографией, представит агентство «Ардани Артистс».

Особое внимание любителям танца стоит обратить на «Орфея». В спектакле Жозе Монтальво и Доминик Эрвье на равных представлены различные направления хореографии, от классического танца на пуантах до хип-хопа.

«Короли танца. Опус 3» — своего рода балетный дивертисмент. Танцевать будут солисты Большого, Михайловского и Мариинского театра. Среди зарубежных гостей значатся танцовщики Национального балета Канады и Американского Балетного Театра. Стоит купить билет на постановку «Дождь» Балета Фламенко Эвы Йербабуэны и спектакль «Изменение темпа». В последнем хореографы Рохас и Родригес вместе с шестью музыкантами и четырьмя великолепными женщинами—танцовщицами представят на суд зрителя смесь традиционных и современных стилей танца фламенко, включая кантинас, севильские танцы, фанданго, румбу и сегидилью. Настоящим сюрпризом для балетоманов станет постановка «Диана Вишнева: диалоги». Знаменитая балерина обещает нечто особенное.


Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

В одном из лучших театров Москвы сезон начнется уникальной постановкой «Винсент». Он задуман специально для двух великолепных артистов Большого театра — народной артистки РФ Марии Александровой и заслуженного артиста РФ Геннадия Янина. Они исполняют все партии в балете, каждые несколько минут меняя образ. Чтобы окончательно убедить читателя в том, что проект выдающийся, скажем также, что поставлен он по мотивам 20 известнейших полотен Винсента Ван Гога.

Месяцем позже в МАМТе обещают сверхоригинальный спектакль, практически эксперимент. Самобытнейший режиссер (и по совместительству выдающийся художник) Дмитрий Крымов впервые ставит оперу. Действо называется «Х.М. Смешанная техника» и предполагает демонстрацию метаморфоз самых простых вещей и явлений. В спектакле четыре таких объекта наблюдения. Первый из них — самая обыкновенная квартира одинокой женщины. Второй — речка с купающимися детьми. Третий — начало любовных отношений между мужчиной и женщиной, решенных как джазовый дуэт. И, наконец, четвертый — это бодрый и оптимистичный советский кинофильм «Цирк».

Далее театр покажет новую «Сильфиду» в постановке Пьера Лакотта и грандиозную «Войну и мир» Прокофьева (режиссером выступит Александр Титель, а дирижером — любимец публики Феликс Коробов).


Театр им. Бориса Покровского

Этот сезон для театра — дважды юбилейный: во-первых, он сороковой по счету, во-вторых, в январе 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения его основателя, русского оперного режиссера Бориса Покровского. Сезон откроется премьерой комической оперы Альберта Лортцинга «Царь и плотник». Поставил ее немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай вместе с дирижером Игорем Громовым и художником Виктором Вольским. Авторы обещают ироничное действо, прекрасные мелодии и узнаваемые характеры. В том же месяце выйдет спектакль «Голос», объединивший две известнейших монооперы: «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко и «Человеческий голос» Франсиса Пуленка.

Затем в афише театра появятся еще два камерных спектакля, — это «Русская тетрадь» по произведениям Валерия Гаврилина и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида.

Главной же премьерой осени станет опера В.А. Моцарта «Идоменей» в редакции Рихарда Штрауса. Сюжет основан на мифологии древней Эллады, в которой сильны мотивы рокового обета божеству и жертвоприношения отцом своего ребенка. Выбор этого редкого произведения принадлежит Геннадию Рождественскому. Режиссер спектакля — Михаил Кисляров.

А 23 января театр представит гала-представление «Диалоги с Покровским». Им откроется юбилейный фестиваль «Год Покровского», посвященный 100-летию со дня рождения Мастера. В рамках фестиваля состоятся мировые премьеры опер «Холстомер» Владимира Кобекина и «Альтист Данилов» Александра Чайковского. Также к юбилейным торжествам будут открыты мемориальная комната Покровского и выставка в фойе театра.


Большой театр

Первый сезон работы на двух сценах, Новой и вновь открывшейся после реконструкции Основной, для Большого театра — долгожданный. Поклонникам главного театра страны обещано множество премьер, а также возвращение исторических спектаклей театра. В числе грандиозных возобновлений — произведения, составляющего золотой фонд Большого театра, — оперы Мусоргского «Борис Годунов» в режиссуре Баратова и сценографии Федоровского, также оперы Верди «Фальстаф» в режиссуре Джорджо Стрелера и сценографии Эцио Фриджерио.

Сразу после открытия открытия Основной сцены театр представит первую премьеру сезона — постановку балета Чайковского «Спящая красавица» в редакции Юрия Григоровича и с новой сценографией знаменитого итальянского театрального художника Эцио Фриджерио. Спустя месяц состоится премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила», музыкальным руководителем которой выступит Владимир Юровский, а режиссером и сценографом — Дмитрий Черняков. Также готовится к постановке опера Рихарда Штрауса «Кавалер Розы» (это будет первое представление оперы за всю историю Большого театра!) — дирижировать взялся Василий Синайский, а режиссером выступил Стивен Лоулесс. Кроме этого, 26 июня на Основной сцене будет представлена премьера оперы Чайковского «Чародейка».

Балетный сезон в Большом должен запомниться не только «Спящей красавицей». 24 ноября  впервые в Москве будет представлен знаменитый балет выдающегося английского хореографа Кеннета Макмиллана «Манон» на музыку Жюля Массне в оригинальной сценографии Николаса Георгиадиса. В постановке будут заняты все ведущие солисты балета Большого театра.

2 января 2012 года Большой театр отпразднует 85-летний юбилей выдающегося хореографа Юрия Григоровича. Последней важной премьерой балетного сезона на Основной сцене станет совместный проект Большого театра и нью-йоркского The Balanchine Trust. В марте здесь покажут «Вальсы Баланчина». В программу войдут три знаменитых опуса хореографа: двухчастный балет Liebeslieder walser на камерную вокальную музыку Иоганнеса Брамса, La valseна музыку Мориса Равеля, а также Vienna Waltzes на музыку Иоганна Штрауса, Франца Легара и Рихарда Штрауса. Важнейшим событием, которое никак нельзя пропустить, станут гастроли миланского театра La Scala.

В их предверии на сцене Большого покажут оперу «Возвышение и падение города Махакони» мадридский театр «Реал». Это второе совместное сочинение Курта Вайля и Бертольда Брехта. В отличие от первого — «Трехгрошовой оперы», практически не сходящей с театральных подмостков, — «Махагони» появляется на сцене гораздо реже. В Большом театре — даже в исполнении гастролеров — эта опера не звучала никогда. При этом она актуальна как никогда. Либретто повествует о «городе-паутине» Махагони, основанном посреди пустыни тремя беглыми преступниками. В этом городе все покупается и продается, царит философия «Делайте все, что вам угодно» и вся жизнь сосредотачивается в баре, борделе и у боксерского ринга, а единственным преступлением является отсутствие денег.


Новая опера

7 и 8 октября театр покажет оперу Дж. Россини «Золушка» в ультрасовременной интерпретации. Идея оригинальной постановки принадлежит главному художнику Новой Оперы, Заслуженному художнику России Виктору Герасименко, который на этот раз выступил не только в качестве сценографа, но и режиссера. Главной изюминкой сценического оформления станут три огромных экрана. На них будут транслироваться анимированные изображения мест действия, будь то королевский дворец с залами, фантастический сад с причудливыми растениями, павильоны и красочные пейзажи. Благодаря современным видеотехнологиям артисты на сцене могут перемещаться из реального сценического пространства «внутрь» экрана. 30 октября главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг подарит поклонникам большой симфонический концерт, а 26 ноября состоится концерт Народного артиста Башкортостана Аскара Абдразакова (бас) с участием оркестра и солистов театра Новая Опера.

7 декабря в Большом зале консерватории состоится благотворительный Гала-концерт с участием солистов и оркестра Новой Оперы. По традиции январь станет месяцем международного фестиваля «Крещенская Неделя в Новой опере», посвященного Евгению Колобову. Также Новая опера обещает премьеровать оперы в концертном исполнении: «Таис» Массне, «Ломбардцы в первом крестовом походе» Верди и «Хованщину» Мусоргского.

Еще две знаковые премьеры, пока без точного расписания — но театралы должны быть начеку. Здесь готовят к премьере оперу Верди «Трубадур» и «Каприччио» Штрауса.


Геликон-опера

План на грядущий сезон театр Дмитрия Бертмана раскрывать не торопиться, в репертуаре заявлена только одна премьера. Зато какая. Этой осенью в Москве можно будет увидеть первую в России постановку комической оперы молодого Рихарда Вагнера «Запрет на любовь». Сюжет затейливый: на Сицилию прислали нового вице-короля — немца. Игнорируя местную специфику, тот первым делом под страхом смерти запретил карнавал, вино и свободную любовь. Дело приняло серьезный оборот, но оказалось, вице-король Фридрих и сам не без греха... Легкая, зажигательная музыка сицилийского карнавала напомнит зрителям о парижских опереттах, а оформление авторства австрийского хужожника Хартмута Шёргхофера перенесет в ирреальный мир волшебства и коварства.

P.S.
Как всегда, в течение сезона стоит обратить внимание на Международный балетный приз и фестиваль «Benois de la Danse и участников конкурсной программы «Золотая маска». Если кого-то интересует не столичный театр, советуем приобрести билеты на гастроли главного ростовского театра. Уже в сентябре московские театралы услышат оперу «Князь Игорь» и «Царскую невесту», оперетту «Белая акация», увидят балеты «Драма на охоте» и «Гамлет».