Новая опера

Оценка редакции
Новая опера
Адрес: г. Москва, Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»)
Официальный сайт: http://novayaopera.ru

Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии — Мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. 

Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии — с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой — авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли главный хормейстер Наталья Попович, дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011), Ян Латам-Кениг (главный дирижер с 2011 года).

Ближайшие события

пт, 13 декабря, 19:00
сб, 14 декабря, 18:00

Отзывы о «Новая опера»

Ещё 37 отзывов
Елена Елена 8 декабря, 09:16

В «Новой опере» провели «Следствие одной пластинки»
4 декабря в «Новой опере» стартовал новый просветительский цикл «Время великих – история через музыку».
Автор и художественный руководитель цикла – известная пианистка Басиния Шульман посвятила первый концерт 120-летию со дня рождения великой советской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной (1899-1970).
Вечера цикла рассчитаны на самую широкую аудиторию и особо важны для молодого поколения.
Его задача – рассказать историю страны сквозь призму судеб великих личностей и их взаимоотношений с властью.
Это все прекрасно, но, с моей точки зрения, и сценарий (Елена Пчёлкина, Федор Бабенко), и режиссура первого вечера (Михаил Довженко) оставляют желать лучшего….
Как было заявлено - программа вечера приурочена к 120-летию Марии Юдиной, но выстроена она была так, что главным действующим лицом ее стал, все-таки, Иосиф Сталин.
В основу программы под названием «Следствие одной пластинки» положена пластинка, которая якобы стояла на патефоне в момент смерти вождя, да и начался он кадрами из марта далекого 1953 года - с рассказа о его смерти и похоронах.
Сергей Прокофьев появился в программе из-за того, что его угораздило умереть практически одновременно со Сталиным.
Далее, постоянно перепрыгивая с одного на другое, в сценарии вечера появлялся то Дмитрий Шостакович, то Борис Пастернак – и обязательно следовал рассказ об их взаимоотношениях с вождем.
А маленькая женщина, великая пианистка Мария Юдина как-то потерялась среди этих исполинов и так и осталась для меня загадкой…
Да, вскользь, очень обрывочно было сказано, что рояль у нее был арендован и платить за его аренду было нечем, но при этом она помогала, чем могла, простым людям (даже корову купила крестьянке!!!)
Прозвучала и «благодарственная» записка Юдиной за полученную от Сталина премию (за запись все той же пластинки).
В общем, не понравилась мне идея Басинии Шульман проводить подобные вечера по аналогии с телепередачей «Следствие вели» (отсюда и выбор ведущего – Леонид Каневский, державшийся на сцене, кстати, очень неуверенно).
Сама история о пластинке, дошедшая до нас со слов Дмитрия Шостаковича, прозвучала только во втором отделении (вроде как «по закону жанра»):
Однажды в Радиокомитете раздался телефонный звонок, на другом конце провода был Иосиф Сталин.
Он поинтересовался, кто исполнял только что по радио Концерт Моцарта, и попросил выслать ему пластинку. Но пластинки не было, это была, как тогда было принято, прямая трансляция.
Ее спешно записали за ночь специально для «главного слушателя», сменив при этом двух дирижеров, от страха потерявших способность управлять оркестром.
А исполняла этот концерт с оркестром великая пианистка Мария Юдина, и она была единственная, не потерявшая самообладание на срочной ночной его записи.
К музыкальной части вечера претензий нет – все исполнители были на высоте!
В программе прозвучали фрагменты театральных произведений Сергея Прокофьева и вокальный цикл «Сатиры» Дмитрия Шостаковича на стихи Саши Черного, который, как всегда блистательно, исполнил солист Большого театра Максим Пастер.
Тот самый «Концерт №23 для клавира с оркестром ля мажор» в «Новой опере» блистательно исполнила автор и художественный руководитель данного просветительского цикла - Басиния Шульман.
Дирижировал оркестром театра «Новая опера» Юрий Медяник.

Ирина О. 2 декабря, 05:15

Четыре короля оперетты. Театр Новая опера. 29.11.2019.

Моё театральное воспитание в детстве не сводилось только к Театру Оперетты, но почему-то все остальные театры вспоминаются редкими вспышками, а вот оперетта... «оперетта — море света, оперетту ты не тронь». С детства знала большую часть музыки, написанной «четырьмя королями» - певческим голосом обделена совершенно, но «внутренне» могла пропеть что угодно.
Да еще красавец-папа, который опускал пальца на клавиши «Шредера» и - «Пойду к «Максиму» я», или «Я цыганский барон, был в цыганку влюблен», или «Друзья, я очень, очень рад, что Вы пришли на маскарад»...

Новая опера собрала в одном концерте наиклассическую классику: «Цыганского барона» Штрауса, «Веселую вдову» Легара, «Сильву» Кальмана и «Орфея в аду» Оффенбаха.
Последняя вещь, пожалуй, менее известна, как собственно оперетта (я видела только раз, и не самую удачную постановку) — но канкан! Какой там прекрасный канкан — и уж он-то растиражирован на всех возможных концертах.
Кстати, в Новой опере он как раз и прозвучал в финале.

Я сидела в зале и радовалась знакомому и любимому, и вместе со мной радовался весь зал.
И это несмотря на то, что нам демонстрировали именно концертные номера, без яркой сценографии и подтанцовок.
Но — на солистах были изящные черные фраки, а дамы выходили в потрясающе эффектных платьях.

Может быть, единственное...
Как-то очень всерьез, немного по оперному, отнеслись в этом театре к веселому и лёгкому жанру.
Прекрасная музыка, прекрасные голоса... Но — просто очень хороший вокал... а мне каждый раз кажется, что артисты оперетты словно бы отталкиваются от земли бренной ногою, и воспаряют метра на два, на три.

Впрочем, моё недоумение сменилось восторгом уже в финале первого действия, когда Александр Богданов и Ксения Нестеренко пели дуэт Камилла и Валентины из «Веселой вдовы». Кто знает, что и как там в либретто, поймет, что это персонажи, в общем, не первостепенные... но публика на антракт вышла с горящими глазами.

А второе отделение вообще порадовало, особенно номерами «Орфея в аду» - вот же молодцы все, кто пел и играл — и Александр Богданов с Ксенией Нестеренко (уже упоминала их!), и — ужасно смешно и очень легко, стопроцентно по-опереточному -Дмитрий Орлов «прожужжал» партию Юпитера, оборотившегося шмелем.

Ну, и финальный, обворожительный канкан...
Только вот — уже 21-й концерт отыграли, а поклоны всё еще не «выстроены»: очень немногие исполнители вписались в ритм финального музыкального номера.
Ну, может, чуть попозже и это подтянут.

А вообще — очень хорошо и большое спасибо!

Виктория 1 ноября, 10:40

В прошлые выходные мы снова побывали в московском театре Новая опера В этот раз наконец-то выбрались не на концерт, а на репертуарный спектакль - "Севильский цирюльник". Очень хотелось яркого, прекрасного зрелища и красивой музыки, которая, наверное, знакома всем, независимо от того, являются ли они ценителями оперы.
"Новая опера" - это, конечно же, прежде всего прекрасный оркестр и великолепные исполнители. Это, как всегда, было просто сказочно, тем более произведение исполняется на итальянском языке (с бегущей строкой над сценой), а итальянский язык настолько красив, что на нем с не меньшим успехом можно петь не о любви, а, скажем, исполнять рекламу стирального порошка :))) В оркестр Новой оперы я вообще просто влюблена - в его исполнении музыка звучит так прекрасно, что уже во время увертюры по спине бегут мурашки от востога.

Ну и все, кто был на сцене, пели прекрасно. Хотелось просто закрыть глаза и слушать, слушать, слушать, улетая на звуках музыки далеко-далеко в Сценография, мягко говоря, необычная. Английский режиссер Элайджа Мошински и художница Энн Тилби перенесли действие оперы из XVIII века в начало ХХ, причем у меня возникло полное ощущение, что события теперь происходят не в Италии, а в итальянской эмигрантской Америке (Нью-Йорке или Чикаго), где-то во времена перед Великой Депрессией или во время нее, и их сопровождают сухой закон, гангстерские банды и мафиозные разборки. Вышло очень, очень похоже на искренне любимый мной фильм "Оскар" (именно американскую версию со Сталлоне), так и казалось, что вот-вот выскочит мистер Парволоне и начнет размахивать кольтом :)
Я ничего не хочу сказать по поводу того, что модернизация старинных произведений искусства - это плохо. Иногда бывает очень даже здорово, но в данном конкретном случае с этой оперой мне лично не пошло. Я постоянно испытывала то, что порой называют когнитивным диссонансом: чудесная музыка говорит мне об одном, а на сцене я вижу совершенно другое. Не знаю, может быть это лично моя проблема: мне очень хотелось кринолинов, роскошных камзолов и итальянской толпы на улице :) Но не сложилось.
При этом я не скажу, что постановка получилась плохая. В ней все так же звучит прекрасная музыка Россини, все это великолепно исполнено, и именно от музыки я получила грандиозное наслаждение. Просто надо заранее иметь в виду, что время действия изменено (и таки это накладывает отпечаток на сюжет, ибо, ИМХО, история из ХVII века в ХХ смотрится не так органично).

Татьяна 31 октября, 01:49

"Сказки Гофмана" Театр оперы и балета Республики Коми на сцене театра "Новая опера"
В рамках Четвёртого фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку".

Очень нравится мне эта опера. И сюжет "сказочный", и музыка красивая - только ария "Олимпии" чего стоит! А ещё чарующая баркарола. Не зря ведь я про вою поездку в Венецию вспоминаю: https://akostra.livejournal.com/1469600.html
Ну, и увидеть постановку не московского театра - тоже весьма интересно!

Гофман и его возлюбленные. Три из его историй, и одна настоящая - звезда оперы Стелла (но, может, во всех историях она же?..).

Колорит лаборатории учёного, создавшего куклу Олимпию, венецианского карнавала, таверны в Нюрнберге, где Гофман и рассказывает свои истории - места действия постоянно меняются, что тоже добавляет и интересности, и сказочности.

Это же постановка ещё и свою изюминку имеет. Реквизит и наряды посетителей таверны решены в стиле то ли стимпанка, то ли рокерской тусовки. Эдакая брутальность, что в принципе не очень соответствует сказке-опере :-))). Но даже вальс танцевали "механически" - и довольно забавно. Песенка про "выпьем и налей" вообще как влитая была :-))). Вот на другой песне было действительно забавно сочетание совершенно классической мелодии и таких брутальных исполнителей. Была интересно решена "инсцинировка" под арию "Легенда про крошку Цахеса". Вот правда понравилось!
А потом красивые костюмы-маски-освещение в вечерней Венеции. Акцент на перчатки загадочных незнакомцев в масках - очень красиво танцевальные номера сделаны.

И контрастно, и завораживающе! Красивая постановка.

Но какой бы ни был сюжет, какая бы ни была красота от художников на сцене, главное всё же - это работы артистов на сцене!
Моя любимая ария тут - ария "Олимпии". И сложная партия вокальная, но и сложный образ. Зритель должен поверить, что перед нами кукла! И тут Олимпия была просто великолепна!!! И ровное впечатляющее исполнение вокальной партии - просто шикарное, и такая пластика куклы!! Да, движения робота, но при этом плавные, именно искусная кукла!
Да и постановщики номера люди явно не без юмора! Не то чтобы я много Олимпий видела, но эта одна из самых классных!
Героиня вечера - Анастасия Морараш.
Понравилась и Галина Петрова Никлаусом.
Шикарный Линдорф - и представительный, и голос великолепнейший! Дмитрий Степанович.
Гофман - Борис Калашников.

И да в очередной раз подумалось, что я и в Москве не могу охватить всё интересное, что происходит, да даже процентов 5 хотя бы! Но сколько достойного и интересного есть и в других городах России. Я не буду уже думать, что по всему миру.. Очень радует, что москвичам везёт и сюда привозят такие прекрасные постановки! С доставкой на дом! :-))))

Надежда 19 октября, 10:52

У нас с дочкой уже появилось новогоднее настроение после просмотра балета «Щелкунчик» в Московском театре Новая Опера им. Колобова. Русский классический балет им. М. Петипа представил версию В. Вайнонена в редакции В. Гришенко. Мы близко знакомы с произведением: читали, смотрели мультфильм, несколько спектаклей, а балет увидели впервые. Постановка по мотивам одноименной сказки Э. Т. А. Гофмана, даже те кто никогда не видел этот балет всё равно хотя бы раз слышали музыку, написанную для него П. И. Чайковским.

В первом действии на сцене витает дух Рождества: наряженная ель, весёлые детские игры, родители танцуют. Вот загорелись огоньки на ёлке, стали разбирать подарки и игрушки пошли в пляс. Дочке очень понравился танец заводной куклы, она даже попробовала встать со своего места чтобы повторять движения. Но вот Дроссельмейер принёс Щелкунчика, балерина (а мне показалось что это была именно девушка) правдоподобно показала танец деревянного человечка. Потом началось самое интересное: ель стала расти вверх, в прямом слысле этого слова. На фоне огромной ёлки Мари казалась ростом с куклу. Появились мыши, но не ужасные, а какие-то милые, с большими ложками :) Они подняли Мари вверх, так она казалась выше мышей, но всё ещё крошечной по сравнению с ёлкой. Интересное получилось решение с выделением акцентов!

Второе отделение началось с вальса снежинок, на сцену откуда-то сверху неспешно падали белые хлопья. У снежинок были красивые костюмы, но почему-то балерины постоянно спотыкались, это заметно было даже дилетанту. Самая яркая часть программы проходила во дворце сладостей: разжёг огонь испанский танец; шквал аплодисментов вызвал китайский танец; но мой любимый, конечно, русский танец. Арабский танец очень пластичный, понравилась в паре грация мужчины, а вот у балерины на боку дочь и рядом сидящая девочка заметили большую цветную татуировку — это может быть и красиво, но в балете мне показалось совершенно неуместным, словно из сказки нас вернуло в реальность. Дочь смотрела балет не отрываясь, мне тоже понравилось за исключением моментов, когда отсутствовала синхронность или прима совершала небольшие ошибки. Почему-то всё это происходило во втором акте, первый был очень хорош.

Отдельно хочется похвалить оркестр «Новой Оперы», его сопровождение было блистательным. Можно было закрыть глаза и через музыку понимать что происходит, она словно сама за себя говорила. Слаженную работу оркеста и балеты было видно прекрасно. Конечно постановка отличается от книги, но балет понятно передаёт глубокий смысл сказки о любви, о противостоянии светлых и тёмых сил.

nokiasea 19 октября, 10:38

Чем дальше осень, тем больше хочется позитива, веселья, а уж если это еще и выходной... Все это я получила в полном объеме, когда в субботу, 12 октября пошла в "Новую оперу" на концерт "Иоганн Штраус, король вальсов". Знаете, иногда бывает, что вечер удался частично, что-то понравилось, что-то нет. В этот раз было попадание даже не в яблочко, была картечь по всем органам чувств, причем картечь лечебная! И если шла я с обычным настроением, то возвращалась вечером, а внутри все искрило и переливалось!
Прекрасный выбор композитора, шикарнейшее исполнение оркестром таких знакомых и таких любимых мелодий! Просто феерический дирижер - заслуженный артист России Евгений Самойлов! Он реально заслуженный! Вы когда-нибудь видели, как дирижируют молотками? А как для усиления эффекта такт отбивают выстрелами из пистолета?))) А я видела. Я вообще весь вечер наблюдала за маэстро - он такие па выделывал на сцене, что это завораживало не меньше музыки)
Пели все замечательно, а уж когда Ольга Ионова еще и засвистела в свисток, а взрослые дяди и тети изобразили паровозик...))) У меня весь зал был как на ладони, на балконе сидела семья с двумя маленькими детьми. Так вот, пару раз всего один из детей полез с криками... поближе к перилам, посмотреть - в кого дядя стреляет!) Дети слушали музыку, тихо слушали!
В антракте очень захотелось шампанского, поскольку музыка Штрауса-младшего вызывает именно такие ассоциации - пузырьки шампанского, легкое головокружение и эйфорию. Увы, желающих в буфете было гораздо больше, чем времени. Потому я просто посмотрела на тех, кому удалось урвать себе шампанского дополнения)
Пару слов об оркестре. Великолепное исполнение абсолютно всеми, весь вечер в унисон, такой единый организм. Единственное, я понимаю, что черная одежда принята как некая униформа. Но женщин можно было бы одеть в нечто цвета шампанского или светло-бутылочного. Музыка легкая, воздушная, а одежда мрачная. Ведь можно, наверное, сделать костюмы хотя бы женщинам? Тем более, что концерт не разовый, а постоянно в программе. Хотя это я уже капризничаю. Обычно же никто не видит музыкантов в оркестровой яме, а тут на сцене, у всех на виду.
Ах, если бы можно было вставить хотя бы чуточку звука сюда из "Летучей мыши" или "Цыганского барона". Но я - честный зритель, аудио и видеосъемка запрещены. Иначе вы бы прониклись этой легкостью и заразительным весельем.
Спасибо всему оркесту и лично маэстро Евгению Самойлову за вдохновенную игру и прожитие на сцене музыки. Именно не исполнение, а прожитие! Спасибо волкалистам-солистам, все замечательны, нет "слабых звеньев".
М.б. придумать концерт Шопена? Или Кальмана?

Мария 15 октября, 11:32

Как хочется иногда окунуться в сказку и почувствовать себя принцессой, закружиться в танце на балу и на себе испытать настоящее волшебство!
Все это можно почувствовать, посетив Оперу «Золушка» Дж. Россини в театре Новая опера совместно с Благотворительным фондом поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».⠀
Либретто исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами.⠀
Сюжет немного видоизменён. Вместо привычной феи Золушке (Цветана Омельчук) помогает волшебник Алидоро (Дмитрий Чеблыков), а все сложности ей создают комичные сёстры (Джульетта Аванесян, Ирина Ромишевская) и отчим - барон (Евгений Стравинский) вместо привычной мачехи. Принц (Дамир Закиров) не совсем принц, но не будем открывать все Карты и оставим интригу.
Это только придаёт шарм опере и держит фокус внимания в ожидании чудес вместо расслабленного просмотра привычной и знакомой с детства Сказки.⠀
Главная мораль Сказки неизменна, а волшебство и чудеса происходят по-прежнему только ради любви и добрых сердец.⠀
Высокую современность постановки демонстрируют декорации. Мультимедийные экраны с графикой, выезжающие отдельные части сцены, опускающиеся сверху целые элементы бала и невероятной красоты костюмы заслуживают высокой оценки.⠀
Оркестр под руководством приглашённого дирижера Михайловского театра и оперного певца Дмитрия Корчака дарит нам на протяжении трёх часов великолепное исполнение классической музыки.⠀
Заявленная возрастная рекомендация 6+ скорее для деток, умеющих быстро читать субтитры и подготовленных для восприятия трёхчасовой постановки. Для остальных - лучше ориентироваться на 10+.⠀
Сказочная атмосфера, живая музыка оркестра, чудеса и волшебное послевкусие - это все ждёт вас после просмотра оперы.⠀
Театр расположен в красивом месте - Сад Эрмитаж, в котором можно прогуляться в огнях вечерней подсветки и закрепить волшебные эмоции после спектакля.

nokiasea 27 сентября, 07:33

Получилось у меня восполнить пробел в "оперном образовании". Я с детства слышала и слушала очень много опер (для обычного подростка, не занимающегося в музыкальной школе вообще нереально много). Я уже говорила раньше, что мой дядя был народным артистом Советского Союза, прекрасный баритон, потому я прослушала практически все оперы, которые были поставлены в театре оперы и балета в Минске. И самое удивительное, что дядя пел партию князя Игоря в одноименной опере Бородина, но... эту оперу я слышла только фрагментами.
И вот в прошлую субботу свершилось - в театре "Новая Опера" давали, как говорят завзятые театралы, "Князя Игоря".
Монументальное произведение, которое длится более трех часов.
Сначала все "за". Я вообще люблю этот театр, здесь очень ответственно подходят к постановке, всегда отличные костюмы (что в этом случае особенно важно), и конечно же - здесь прекрасные голоса. Аккустика в зале такая, что даже не нужны микрофоны, которые модно теперь вешать над сценой.
Все вышеперечисленное в полной мере было: костюмы шикарные, оркестр был на высоте - очень слаженно звучал, хоровые пения, а их в опере много - просто идеальные.
Что касается персонажей. Прекрасная подборка всех, за исключением, пожалуй, Кончаковны. Нет, сама певица Юлия Меннибаева - прекрасное меццо-сопрано, голос насыщенный и довольно низкий, звучал почти как контральто. А от дочери Кончака ожидаешь нечто легкое, чарующее как в пении, так и в движениях. Скажу честно, что мои соседи по залу слегка заволновались, когда в порыве страсти Кончаковна оседлала княжича Владимира, потому что был шанс раздавить. Я не хочу обижать певицу, потому что у нее действительно прекрасный голос, просто здесь она была... немного не на месте. Особенно на фоне тенорового звучания Владимира. Возникают глубокие сомнения в том, что молодой парень мог увлечься такой мощью).
Все остальные персонажи были абсолютно на месте и звучали великолепно.
Очень порадовала массовка. Ее даже и не назовешь массовкой - это просто многолюдные и весьма эффектные сцены, в которых все действующие лица были как единый организм.
Князь Игорь в опере представлен очень порядочным и переживающим за землю русскую человеком. Его прощание с Ярославной было трогательным и лиричным. Хотя тут немного отошли от исторической правды. На самом деле князь Игорь Северский был не так уж хорош, и в войну ввязался, чтобы славу добыть, а не защищать свою землю. На тот момент ему никто не угрожал. Войско свое он, мягко говоря, угробил, сам попал в плен и только потом, по версии автора "Слова о полку Игореве" раскаялся.
Вызывает и некоторое недоумение отношение хана Кончака к Игорю - он не пленник, он гость в ставке хана. Его развлекают песнями и танцами.
И это вопросы у меня в данном случае не к постановке оперы, а к либретто.
Очень понравилось решение с затмением, когда на заднем фоне огромное черное колесо закрывает свет, а в конце оно же уходит. Прекрасны песни и пляски в половецком стане.
По идее, эта опера должна пробуждать патриотические мысли в человеке, но мне гораздо больше импонировали половцы. Они слушались своего хана, выполняли его распоряжения, в то время как русский люд предавался распитию и гулянкам при попустительстве и явном подстрекательстве князя Галицкого. Кстати, артист Алексей Антонов, исполняющий партию князя Галицкого, просто поражает своим ростом. Он придает ему внушительность при исполнении арий, как-то не хочется спорить, когда к тебе подходит такой гигант)
Очень взволнованное и проникновенное исполнение знаменитой арии Игоря со словами "О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить" очень понравилось. Раскаяние, описанное в "Слове о полку Игореве", здесь как раз и проявилось. И тут веришь артисту, сила и накал эмоции в голосе убеждают в искренности чувства.
Что еще явилось для меня интересным: увертюра к произведению исполняется не как принято - в самом начале, а уже после пролога, т.е. после довольно большой сцены. Кстати, как известно, Бородин не закончил свое произведение и за него дописывали оперу его друзья по "Могучей кучке". В частности, увертюру по памяти воспроизвел Глазунов. А вообще оркестровалоперу Римский-Корсаков.
Очень впечатлила концовка, финальный хор в костюмах, изображающих могилы погибших воинов - это очень мощно! Вот здесь уже совсем не хотелось оправдывать Игоря, а только сожалеть о напрасно погубленных жизнях.
Резюмирую, мне очень понравилось. Опера заставила задуматься и думалось мне довольно долго, а это важно. Жалею, что не видела и не слышала исполнения дяди и постановки Минского оперного, интересно было бы сравнить.

nokiasea 27 сентября, 07:28

Получилось у меня восполнить пробел в "оперном образовании". Я с детства слышала и слушала очень много опер (для обычного подростка, не занимающегося в музыкальной школе вообще нереально много). Я уже говорила раньше, что мой дядя был народным артистом Советского Союза, прекрасный баритон, потому я прослушала практически все оперы, которые были поставлены в театре оперы и балета в Минске. И самое удивительное, что дядя пел партию князя Игоря в одноименной опере Бородина, но... эту оперу я слышла только фрагментами.
И вот в прошлую субботу свершилось - в театре "Новая Опера" давали, как говорят завзятые театралы, "Князя Игоря".
Монументальное произведение, которое длится более трех часов.
Сначала все "за". Я вообще люблю этот театр, здесь очень ответственно подходят к постановке, всегда отличные костюмы (что в этом случае особенно важно), и конечно же - здесь прекрасные голоса. Аккустика в зале такая, что даже не нужны микрофоны, которые модно теперь вешать над сценой.
Все вышеперечисленное в полной мере было: костюмы шикарные, оркестр был на высоте - очень слаженно звучал, хоровые пения, а их в опере много - просто идеальные.
Что касается персонажей. Прекрасная подборка всех, за исключением, пожалуй, Кончаковны. Нет, сама певица Юлия Меннибаева - прекрасное меццо-сопрано, голос насыщенный и довольно низкий, звучал почти как контральто. А от дочери Кончака ожидаешь нечто легкое, чарующее как в пении, так и в движениях. Скажу честно, что мои соседи по залу слегка заволновались, когда в порыве страсти Кончаковна оседлала княжича Владимира, потому что был шанс раздавить. Я не хочу обижать певицу, потому что у нее действительно прекрасный голос, просто здесь она была... немного не на месте. Особенно на фоне тенорового звучания Владимира. Возникают глубокие сомнения в том, что молодой парень мог увлечься такой мощью).
Все остальные персонажи были абсолютно на месте и звучали великолепно.
Очень порадовала массовка. Ее даже и не назовешь массовкой - это просто многолюдные и весьма эффектные сцены, в которых все действующие лица были как единый организм.
Князь Игорь в опере представлен очень порядочным и переживающим за землю русскую человеком. Его прощание с Ярославной было трогательным и лиричным. Хотя тут немного отошли от исторической правды. На самом деле князь Игорь Северский был не так уж хорош, и в войну ввязался, чтобы славу добыть, а не защищать свою землю. На тот момент ему никто не угрожал. Войско свое он, мягко говоря, угробил, сам попал в плен и только потом, по версии автора "Слова о полку Игореве" раскаялся.
Вызывает и некоторое недоумение отношение хана Кончака к Игорю - он не пленник, он гость в ставке хана. Его развлекают песнями и танцами.
И это вопросы у меня в данном случае не к постановке оперы, а к либретто.
Очень понравилось решение с затмением, когда на заднем фоне огромное черное колесо закрывает свет, а в конце оно же уходит. Прекрасны песни и пляски в половецком стане.
По идее, эта опера должна пробуждать патриотические мысли в человеке, но мне гораздо больше импонировали половцы. Они слушались своего хана, выполняли его распоряжения, в то время как русский люд предавался распитию и гулянкам при попустительстве и явном подстрекательстве князя Галицкого. Кстати, артист Алексей Антонов, исполняющий партию князя Галицкого, просто поражает своим ростом. Он придает ему внушительность при исполнении арий, как-то не хочется спорить, когда к тебе подходит такой гигант)
Очень взволнованное и проникновенное исполнение знаменитой арии Игоря со словами "О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить" очень понравилось. Раскаяние, описанное в "Слове о полку Игореве", здесь как раз и проявилось. И тут веришь артисту, сила и накал эмоции в голосе убеждают в искренности чувства.
Что еще явилось для меня интересным: увертюра к произведению исполняется не как принято - в самом начале, а уже после пролога, т.е. после довольно большой сцены. Кстати, как известно, Бородин не закончил свое произведение и за него дописывали оперу его друзья по "Могучей кучке". В частности, увертюру по памяти воспроизвел Глазунов. А вообще оркестровалоперу Римский-Корсаков.
Очень впечатлила концовка, финальный хор в костюмах, изображающих могилы погибших воинов - это очень мощно! Вот здесь уже совсем не хотелось оправдывать Игоря, а только сожалеть о напрасно погубленных жизнях.
Резюмирую, мне очень понравилось. Опера заставила задуматься и думалось мне довольно долго, а это важно. Жалею, что не видела и не слышала исполнения дяди и постановки Минского оперного, интересно было бы сравнить.

Мари 20 сентября, 10:24

"Севильский цирюльник"

Одна из самых популярных опер в мире, комедийная, легкая, с прекрасной музыкой, провалилась на премьере в римском театре "Аржентина" в 1816 году! Но Россини воспринимал свои неудачи с юмором, и со временем все встало на свои места - "Севильского цирюльника" сегодня любят ставить по всему миру, да и тогда вопреки провальной премьере слава маэстро постепенно вышла за пределы Италии. "Мой "Цирюльник" с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня"


Что же нового и оригинального можно привнести в эту пусть и комедийно-сатирическую, но классическую оперу? В "Новой Опере" над россиниевским шедевром поработали английские режиссер Элайджа Мошински и художница Энн Тилби. Режиссер решил перенести действие в начало 20-х годов двадцатого века, герои по его замыслу должны напоминать персонажей немого кино тех лет, а в результате должен был родиться своеобразный синтез чаплинского гротеска и итальянской комедии-буфф.


Не скажу, что замысел с немым кино удался на все сто, персонажи очень много поют, да вживую (смайл), да и немой кинематограф - черно-белый, а расцветки костюмов - от розового до фиолетового, яркие и красочные. Но мода на покрой платья, котелки и трости, конечно, напоминают двадцатые. Декорации весьма условны и минималистичны.


Обворожителен граф Альмавива в исполнении Алексея Татаринцева, лирический тенор во всей красе - голос завораживает и волнует, а артист прекрасно сочетает в себе романтичность и комичность. Гаяне Бабаджанян в роли Розины действительно похожа на итальянку, тонкую и страстную. Александр Мартынов довольно убедителен в роли Фигаро, и очень порадовал Борис Жуков в роли доктора Бартоло, опекуна Розины, своим артистизмом и комичностью. Забавно наблюдать за массовкой - отдельным персонажам приданы индивидуальные черты, очень много смешного и милого.


Оркестр "Новой Оперы" прекрасен. Театр я знаю и люблю очень давно, и оркестр (на это раз под управлением Василия Валитова) как всегда на высоте.


Интересная попытка "освежить" "Севильского цирюльника", который, возможно, в этом совсем не нуждается, и наслаждение прекрасными голосами и комическим даром артистов "Новой Оперы"!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
события

Новая опера - адрес на карте

Фотографии к «Новая опера»