Отзывы о "ГМИИ им. А. С. Пушкина"
Я была очарована северной красотой , когда впервые посетила Карелию, затем Соловецкие острова, Архангельск и уникальный Кий-Остров. Мой Север именно такой. К сожалению , дальше не была. А тут вдруг вижу «Курс на Север» - выставка в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Полюбоваться красотами Севера, не выезжая из Москвы - это уникальная возможность. Здесь я увидела именно Крайний Север, его художественное осмысление. Войдя в зал и переходя из одного в другой, я была удивлена размерами выставки и огромной работе, которую провели сотрудники музея, готовя ее. Вот такая я, сразу думаю, представляю труд людей, которые перерыли массу материала и сумели скомпоновать все очень грамотно, представив Север с разных художественных позиций.
Мы видим Север в игре природных красок , представленных картинами Рокуэлла Кента, Валентина Серова, Александра Маковского, Николая Досекина.
Для меня открытие был Рокуэлл Кент. Как то не пришлось мне до этого с ним встречаться на художественных просторах. А тут такие картины! Его картинами можно полюбоваться в России - в Эрмитаже и тут в музее изобразительных искусств на Волхонке. А на данной выставке целый зал посвящен его творчеству. Вас на входе сразу встретит его картина «Вид с Лисьего острова».
В 1917 году американский художник Рокуэлл Кент вдвоем с маленьким сыном отправился на Аляску. Они сами построили бревенчатую хижину на Лисьем острове, в бухте Воскресения, где прожили много месяцев.
Аляска сформировала не только Кента-путешественника, но и Кента-писателя. В 1920 году вышла его первая, проиллюстрированная самим художником книга «Дикий край». С наполненными мрачной символикой живописными и рисованными пейзажами, возникшими в результате этого путешествия, соседствуют светлые, прозрачные виды реальной Аляски.
Все творчество Рокуэлла Кента, американского живописца, скульптора, графика, писателя, посвящено воспеванию суровой природы Аляски, Гренландии и Атлантики и населяющим их народам. В разные годы своей жизни Кент жил на Аляске, в Дании, в Ирландии, в Гренландии. 80 своих картин и 800 рисунков передал в дар советским музеям.
А тут в залах есть интересные инсталиции, выполненные из природного материала Севера и мусора, который оставляет человек на планете Земля. Интересна в этом плане работа Алены Кирцовой, на которой разбитые бутылки благодаря мастерству художницы, превратились в плавающих рыб, именно так кажется это издалека. Но когда я подошла поближе, то это оказались донышки разбитых бутылок. Интересны и ее картины «Пейзаж» и «Пейзаж 2». Картины представлены из ее личной коллекции, спешите их увидеть.И хоть она сейчас живет и работает в Москве, но родилась она в Баренцбурге на острове Шпицберген. Она разработала свой художественный метод - соединение геометрики и художественности.
На этой выставке представлены и люди Севера. Здесь привлекла меня Евгения Эвенбах, точнее ее работы. Советская художница книжной графики, одна из создателей первых букварей и учебников для бесписьменных народов Сибири и Дальнего Востока, ученица Николая Рериха.
В 1934 году она поехала на Север . Это были долгие и трудные путешествия, ведь чтобы только доехать до места, приходилось полмесяца ехать в поезде до Хабаровска, неделю плыть на пароходе по Амуру, затем, уже на лодках, добираться до стойбищ нанайцев, нивхов, ульчей… Там Евгения Константиновна не только рисовала портреты и быт окружавших её людей, но и собирала предметы быта, образцы резьбы и вышивки, много фотографировала людей и природу. Все эти зарисовки, орнаменты пейзажи, а главное, — сам дух суровой жизни маленьких стойбищ, переходили потом в серии станковых работ и в иллюстрации к учебникам. Е. А. Крайнович «Книга для чтения» (на нивсхом языке) , Н. К. Каргер «Букварь на кетском языке» , Д. П. Суник. Букварь на нанайском (гольдском) языке. — вот некоторые их этих учебников. По признанию многих ученых , буквари для северных народностей, оформленные Эвенбах, стоят значительно выше многих аналогичных изданий.
Иллюстрации Эвенбах, черно-белые, живые, выполнены в манере, напоминающей наивное и простое искусство самих северян. Но подобное рисование не было копированием творчества местных жителей, скорее — оно было вызвано глубоким проникновение художницы в сущность этой древней, неведомой европейцам культур и мировоззрения, ведь Эвенбах изучила не только культуру северян, но и прекрасно разбиралась в орнаментах, символике, мельчайших деталях повседневного быта.
Поэтому невозможно пройти мимо ее серии картин «Женщины Севера» - это «Пырин-художница», «Рыбачка», «Нанайка в очках» и другие.
Освоению Севера тоже есть такой раздел на выставке. А в центре зала мы увидим макет поморского карбаса и икону Николаю угоднику, как бы перенося нас в мир Севера.
Промышленный Север это тема особая. Край богатый, но не желающий ни с кем делиться этим богатством, в чем бы оно не выражалось.
И здесь обратите внимание на картину Петра Кончаловского «Мурманск.Ремонтный цех». Член «Бубнового валета» , зять великого русского художника В. Сурикова , больше тяготел к Европе, но предан был России. Писал он только всегда с натуры и то , что ему нравилось.
Незадолго до ареста Мейерхольда, Кончаловский написал его портрет. Художника просили поставить свою подпись под письмом клеветников, которые обвиняли режиссера в антисоветской деятельности. Однако Кончаловский отказался, не дрогнув. А затем предложили написать портрет товарища Сталина. Петр Петрович запросил личную встречу с вождём, объясняя это тем, что писать по фотографии не может. На невозможность встречи Кончаловский ответил: "Какая жалость! Ничего у нас, видно, не получится. Я пишу только с натуры".
ВЫставка работает до 12 октября 2025 года.
Немного рассказала о том, что встретила на выставке «Курс на Север», немного о тех художниках, работы , которые представлены на ней. К сожалению, не смогла вам рассказать обо всех. Но надеюсь вы посетите выставку и пропитаетесь духом и воздухом Севера.
Курс на Север!
И нет я не уехала путешествовать.
Это открылась выставка в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Как я люблю Север? Его суровый характер, бескрайние просторы и ту самую тишину, которая звучит громче любой музыки. Поэтому, когда я узнала о выставке «Курс на Север» в Пушкинском, я просто не могла не засунуть туда свой любопытный нос, как только выставка открылась !
И Пушкинский очень люблю. Хожу туда в рамках музейной недели и просто. Он радует многообразием постоянных выставок и свежих выставок.
Эта Экспозиция размещена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и будет работать с 28 августа по 12 октября.
Искренне советую сходить, чтобы почувствовать этот ветер с Арктики и этот зов бескрайних земель.
Выставка "Курс на Север" повествует о том, как разные поколения мастеров пытались понять душу этих загадочных земель, "где природа остается главным творцом, а человек - лишь внимательным наблюдателем". Как подчеркивают в музее, экспозиция стала своеобразным путешествием, "погружая зрителя в мир полярных пейзажей, героических строек и романтики первопроходцев".
Сегодня в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Курс на Север". Арктика – это как будто не наша планета, это часть бескрайнего Космоса. Здесь все необычно: запахи, звуки, вкус воздуха и воды. И северное сияние! Нет ничего романтичнее этого буйства небес.
Но Арктика жестока и требовательна – она не терпит лени, трусости и некомпетентности. И при этом северные земли очень ранимы. Следы от тракторных гусениц не зарастут и за двести лет. Брошенные ржавые бочки будут лежать в тундре веками.
Богатства Севера всегда манили любителей наживы. Сначала сюда устремлялись купцы за моржовыми бивнями и пушниной, затем началась добыча полезных ископаемых. Полярные исследователи шаг за шагом стирали белые пятна с арктических карт. Северный морской путь ждал своих первопроходцев.
Наконец, уже в 19-м веке, вслед за купцами и географами на Север потянулись художники. Валентин Серов и Константин Коровин показали миру красоту северной природы. Новые пейзажи, неожиданные сочетания цветов ворвались на художественные полотна.
Выставка, открывшаяся в Галерее искусства стран Европы и Америки, при помощи гравюр, живописных полотен и мелкой пластики погружает нас в мир полярных пейзажей, героических строек и романтики первопроходцев. Незабыты и темы быта и культуры коренных жителей Крайнего Севера. Каждый зал выставки наполнен особым смыслом. Есть зал, посвященный географическим открытиям, зал, рассказывающий о покорении Севера при СССР. Целый зал посвящен творчеству Рокуэлла Кента. И в финале зрителей ждет модель поморского карбаса. Участники проекта "Мангазейский морской ход" реконструировали такое судно и прошли на нём от Архангельска до Мангазеи.
Ветер странствий и шум моря врываются в залы ГМИИ им. Пушкина через картины знаменитых русских и современных художников, старинные гравюры и графику.