Решив исследовать парки у себя «на районе», мы обнаружили множество прекрасных мест для летних прогулок. Их особенно оценят те, кто устал от переполненных Парка Горького и ВДНХ.

Кусковский лесопарк

Если кто-то еще не доехал до Музея-усадьбы «Кусково», памятной трогательной историей любви графа Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, ситуацию нужно исправлять. Тем более что за последние годы благоустроены не только музей, но и прилегающая территория, при Шереметевых бывшая прекрасным пейзажным парком. Советуем не покидать усадьбу сразу после осмотра, а обогнуть Большой пруд и выйти к узкому каналу с двумя маяками — прямо напротив дворца. Отсюда открывается самая выигрышная панорама Кусково. Ну а потом можно углубиться в парк. Влево будут уходить романтические темные аллеи из лип, кроны которых смыкаются где-то далеко вверху. А затем откроется жизнерадостный светлый березовый просек. Пространства здесь ухоженные — с грунтовыми дорожками, трассами для велосипедистов и роллеров. Немного в стороне от усадьбы, вдоль Рассветной аллеи, выделены места для пикника. Но если обойтись без шашлыков, то можно расположиться и на траве у пруда — здесь, с видом на дворец, куда приятнее.

Перовский парк

Самой знатной владелицей Перова была Елизавета Петровна. Впрочем, она сразу же одарила им своего фаворита Разумовского, с которым, по легенде, и венчалась здесь же, в Знаменской церкви. По счастью, церковь сохранилась, и в Перово стоит приехать только для того, чтобы увидеть это маленькое изящное чудо. Любопытно, что сложными фронтонами она очень напоминает свою «ровесницу» — великолепную Знаменскую церковь в подмосковных Дубровицах. Рядом с церковью Елизавета, при участии великого Растрелли, свила любовное гнездышко — летний дворец, который увы, был разобран еще при ее жизни. На этом месте сейчас кинотеатр «Владивосток». А вот церковный пруд на ключах сохранился. И усадебный парк тоже. Он красив и ухожен. Помимо спортплощадок, стадиона и аттракционов, работает несколько кафе, есть бесплатный летний кинотеатр. Еще одна фишка парка — открытый скейтпарк, самый большой в Москве, 7500 кв. метров бетонных конструкций прямо среди деревьев.

Терлецкий парк

Главная красота Терлецкой дубравы, или Терлецкого парка, — каскад прудов, по берегам которых выстроились раскидистые дубы. Многим деревьям парка более трехсот лет, а есть и такие, которым, говорят, все пятьсот. Купаться здесь нельзя, но загорать — пожалуйста, есть отличный песчаный пляж. Своим названием парк обязан генералу Терлецкому, который купил эти земли в начале XX века и организовал на них то, что сегодня бы мы назвали элитным дачным поселком (таким когда-то было Новогиреево). Особо генерал заботился о прудах — даже продумал экосистему, благодаря которой вода в них не застаивалась и была кристально чистой. После революции все пришло в запустение, в 1930-х дом генерала снесли и на его месте построили Школу служебного собаководства, о чем напоминает бронзовый красноармеец с собакой, на котором постоянно виснет ребятня. Особенно живописна дубрава на закате — глядя на солнце, которое долго тонет в водной глади, испытываешь абсолютное умиротворение. Тем большим контрастом выглядит пересекающая парк печально известная Владимирка. Обозначенный полосатыми верстовыми столбами отрезок тракта, по которому в свое время гнали каторжан в Сибирь, — на самом деле довольно узкая дорожка.

Парк 50-летия Октября

Буквально шесть лет назад этот парк, тянущийся вдоль улицы Удальцова с одной стороны и речки Раменки с другой, навевал поэтические образы своей полузапущенной красотой. Советские дизайнеры-модернисты, проектировавшие его в 1967 году, нашли неожиданный прием: они высадили различные сорта деревьев кругами. Кроме хороводов привычных берез и лип тут есть еще круглые поляны из голубых сосен, дубов и каштанов. Хороводы потрясающие… Между тем в 2008-м наступил Год семьи, и на парк свалились немыслимые бюджеты. В результате в его сердцевине появились сооружения, которые дадут фору творениям Церетели: деревянные замки, которых пугаются дети, несчетное число турников, на которых висят пенсионеры, стулья и кресла в два человеческих роста и «Яблоко любви» — огромный круглый объект в лабиринте из кустов. Полюс зашкаливающее количество клумб. Еще немного, и «креативное» парковое начальство запретило бы ходить по траве. Но постепенно деньги кончились. Сквозь плитку начинает прорастать трава. Глядишь, и замок-монстр тоже обвалится.

Парк «Северное Тушино»

Поколения аборигенов запомнили этот парк просторным и диким, а из достопримечательностей можно уверенно назвать три. Это музей — подводная лодка, яблоневый сад и представительный вид на Канал имени Москвы: от Речного вокзала на противоположном берегу стартуют, генерируя вкус к недальним странствиям, красивые круизные теплоходы. Стоящая на приколе лодка манит возможностью позвонить в рынду и полазить по отсекам романтично настроенных гостей из других районов (договариваться о посещении следует заранее по телефону). Местные же выбираются по яблоки (в погожие сезоны можно собирать мешками) и шашлыки. В результате недавней реконструкции была открыта цивильная шашлычная зона с казенными мангалами, но просуществовала недолго. Состоящие при парке экологи, явив инквизиторский пыл, закрыли объект за антисанитарию (сильно ими переоцененную), и теперь охотники до жареного по-партизански ютятся в кустиках и чащах — парковые просторы по-прежнему позволяют. В целом же парк отдан на откуп не сибаритам, но ценителям активного отдыха: здесь много любовно сделанных детских площадок, спортивных тренажеров и два замысловатых велосипедных маршрута, подлиннее и покороче.

Парк «Сокольники»

Это парк со стажем: «Сокольники» открыли для публики еще в XIX веке. Среди зелени и цветников гулять здесь можно дни напролет. Особого внимания заслуживают два роскошных розария. В Большом стоит фонтанчик, в нем растут не только розы, но и вереск и лилии. Если не полениться и заглянуть на Майский просек (который, по легенде, прорубил сам Петр I), в конце лиственничной аллеи можно обнаружить резной деревянный храм Святого Тихона Задонского, похожий на терем. Построили его в конце XIX века, храм действующий, в него можно зайти. Пройдясь по просеку чуть дальше, вы увидите Лебяжий пруд: тут и в самом деле есть лебеди, и они разрешают себя фотографировать. А на берегу стоит симпатичное кафе с белыми шатрами.

Парк «Садовники»

Невзрачную зеленую зону между Каширским шоссе и проспектом Андропова в прошлом году превратили в, пожалуй, один из самых современных городских парков, где есть зоны на любой возраст и вкус. Концепцию разработало британское архитектурное бюро LDA Design. Если у вас есть дети, в Садовниках можно освоить уникальные для Москвы детские площадки, где есть огромная песочница с мельчайшим белым песком, системой передвижных ведер и формочек и даже настоящий экскаватор. А для детей постарше — многоуровневые горки, скалодромы, сетки и тарзанки. Есть тут велодром площадью в 2750 квадратных метров с пулом, ступеньками, хендрейлами, гранями и другими фигурами для катания. А еще здесь стоит посидеть в «Рижском саду» под кружевными навесами беседок, полюбоваться на фонари из цветного стекла и клумбы, расположенные террасами.

Серебряный Бор

С каждым годом в Серебряном Бору все больше глухих заборов и закатанных в асфальт тропинок, а ноги все равно несут сюда. Взглянуть, стоит ли на месте сталинская пристань на канале, родня старым деревянным дачам, сопротивляющимся времени и наглому новоделу вокруг. Поздороваться с «водяным обществом», которое каждый день в один и тот же час сходится у Бездонного озера, и пересчитать народившихся утят, ныряющих между жирными кувшинками в Бездонном озере. Пройтись босиком по почти балтийским дюнам, из которых, как мумии осьминогов, торчат корни сосен. Выйти к троице-лыковскому берегу, где несутся по каналу байдарки, а на них смотрит сверху церковь — творение Якова Бухвостова, одна из нежнейших московских церквей. Может, некоторым паркам цивилизаторские усилия властей на пользу, но Серебряный Бор хотелось бы упрятать под стеклянный колпак, чтобы ничего тут не менялось.

Борисовские пруды

Строго говоря, Борисовский пруд один, зато он самый большой в Москве. Считается, что название идет от имени первого владельца Бориса Годунова, которому принадлежали окрестные земли. С прежних времен тут осталось кладбище XVI века, одно из древнейших в Москве, и построенная два века спустя Троицкая церковь.
Большая часть берега — это дикий пляж. Его самые укромные уголки, где деревья спускаются прямо к воде, облюбовали рыбаки — ловят плотву, окуня, карася. Деревья здесь растут так плотно, что создают ощущение настоящего леса. К счастью, со строительством новых районов вокруг парк постепенно приводят в порядок. Лет десять назад заходить в эту мусорную чащу было страшновато, а сейчас можно вполне цивилизованно провести время на чистых площадках с беседками и мангалами или на обустроенном пляже.