Фассбиндер и его время

Фассбиндер и его время Фассбиндер и его время
В избранное
Оценка редакции
Даты проведения 3 — 5 июля 2015

Моя оценка

Описание Программа Фотографии Видео Отзывы

Программа «Фассбиндер и его время» с Международного Кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало» в Центр документального кино.

Фассбиндер, которому в 2015 году было бы 70, родился через пару недель после капитуляции Германии, в стране, разворошенной войной и занятой войсками иностранных армий. Кинематографисты от Росселлини до Хамфри Дженнингса приезжали, чтобы увидеть и зафиксировать эту поучительную руину, место преступления величиной с государство. Детство Райнера прошло хаотически, среди разбомбленных домов, в которых было весело играть, на разломе множества семейных и частных историй. Его мать Лизелотте Эдер мало занималась мальчиком и позже оправдывала себя тем, что просто была потеряна после крушения Рейха. Ребенка нужно было воспитывать, но как это делать без ясных общественных институтов? Так пересказывала свою дилемму фрау Эдер. Как бы там ни было, но национальное самосознание, в самом деле, было отправлено после войны в нокаут. Денацификация должна была стать тотальной гигиенической и моральной процедурой, очищением от скверны. Но этот символический жест (не говоря уже о несовершенстве его исполнения) мог дезинфицировать поверхность, но не глубину. Внутри нации залегли боль, молчание и отказ. Над ними вихрем пронеслось «экономическое чудо», которое говорило и пело, что все позади. Кино 1950-х и ранних 1960-х в этих обстоятельствах замолкло (глубину раны назойливо исследовала только немецкая литература). Поколение Фассбиндера выросло с ощущением временного провала, который начинался сразу или незадолго перед их рождением. Но именно они должны были разобраться за своих родителей, кем стали немцы после Гитлера.

Фассбиндер не сразу пришел к тому, чтобы снимать фильмы, которые понимали себя как «немецкие». Ему пришлось не раз сменить для этого оптику. Но, как и во всем, Фассбиндер подошел к анализу себя и немецкого сознания в целом самым несентиментальным, обнажающим образом. Рядом с ним ту же работу делали в кино и другие. Программа «Фассбиндер и его время» должна показать(конечно же, фрагментарно), как немецкое кино научилось смотреть в глаза Германии, «бледной матери», и не отводить взгляда. Пять фильмов фиксируют разные этапы этого напряженного десятилетия «уроков истории» (как назывался фильм одного из учителей Фассбиндера Жана-Мари Штрауба).

«Тоска Вероники Фосс», шедевр Фассбиндера, сделанный в стилистике фильмов его детства, проведенного мальчиком в темных залах мюнхенских кинотеатров, рассказывает о том, как «экономическое чудо» сумело монетизировать все, включая личный распад, «индивидуальный, почти приватный процесс», по сдержанному замечанию Фассбиндера, доживавшего свой последний год. «Я тебя люблю, я тебя убью» Уве Бранднера (1971) – сюрреалистическая вариация на тему немецких «фильмов о родине» («Heimatfilm”), документ столкновения германского «порядка» с революционой утопией 60-х . «Мать Клары» Танкреда Дорста сделана в 1978-м, в период, когда немецкое кино решительно нырнуло в прошлое, чтобы понять, на каких путях страна вошла в нацизм. «Свинцовое время» Маргареты фон Тротты занято самым острым кризисом немецкой послевоенной демократии вокруг террористической группировки РАФ. Наконец, «Берлин Шамиссоплатц», тихий любовный фильм Рудольфа Томе, сделанный в 1980-м, может быть понят как начало нового периода забвения и отдыха после тяжкой работы, которой занималось немецкое кино в 1970-е, как вход в «постисторический» кокон, из уюта которого Германия с тех пор так и не выходила.

www.kinopoisk.ru
Отправить другу

Отзывы о «Фассбиндер и его время»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

Италия, Франция, 1960, Драма, Комедия

Оцифрованная версия культовой картины — к 100-летию Федерико Феллини.

с 5 марта (чт) | Россия, 2020, 1 к/т, Драма, Спорт с 5 марта (чт)

Виктория Исакова в фильме об упорстве и силе воли на пути к невозможному.

Выбор редакции

с 5 марта (чт) | Австралия, США, 2020, 3 к/т, Детектив, Триллер, Ужасы, Фантастика с 5 марта (чт)

На первый взгляд жизнь Сесилии кажется безупречной: огромный дом, бойфренд — гениальный ученый-миллионер.

с 12 марта (чт) | Великобритания, Италия, Франция, 2019, 1 к/т, Фэнтези с 12 марта (чт)

Легендарная история оживает на больших экранах, как никогда прежде.

с 5 марта (чт) | США, 2020, 5 к/т, Драма, Комедия, Приключения, Фэнтези, Мультфильм, Семейный с 5 марта (чт)

Два брата-эльфа отправляются в опасное путешествие, чтобы отыскать последние следы магии.

с 12 марта (чт) | США, Китай, 2020, 6 к/т, Боевик, Драма, Фантастика с 12 марта (чт)

Мрачный боевик с Вином Дизелем в роли современного Франкенштейна.

с 5 марта (чт) | Россия, 2020, 6 к/т, Комедия, Мелодрама с 5 марта (чт)

Влюбленные когда-то друг в друга Паша и Даша случайно встречаются в Белграде.

с 19 марта (чт) | Россия, 2020, 6 к/т, Комедия, Триллер с 19 марта (чт)

Артем, молодой авантюрист, встречает Феликса — некогда легендарного похитителя предметов искусства, которого называли «Номер один».

Выбор редакции

Бразилия, 2019, Мелодрама

Бразильская картина, завоевавшая приз «Особый взгляд Каннского кинофестиваля» 2019.

Выбор редакции

Литва, Нидерланды, 2019, Документальный, Исторический

Фильм основан на уникальных архивных материалах, снятых в СССР 5-9 марта 1953 года.

Уникальный актер, прекрасно играющий всех — от суперзлодеев до добрых волшебников.

с 12 марта (чт) | США, 2020, 3 к/т, Детектив, Триллер, Ужасы с 12 марта (чт)

Благополучная семья переезжает в старинный особняк Хилшир.