Фассбиндер и его время

Фассбиндер и его время Фассбиндер и его время
В избранное
Оценка редакции
Даты проведения 3 — 5 июля 2015

Моя оценка

Описание Программа Фотографии Видео Отзывы

Программа «Фассбиндер и его время» с Международного Кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало» в Центр документального кино.

Фассбиндер, которому в 2015 году было бы 70, родился через пару недель после капитуляции Германии, в стране, разворошенной войной и занятой войсками иностранных армий. Кинематографисты от Росселлини до Хамфри Дженнингса приезжали, чтобы увидеть и зафиксировать эту поучительную руину, место преступления величиной с государство. Детство Райнера прошло хаотически, среди разбомбленных домов, в которых было весело играть, на разломе множества семейных и частных историй. Его мать Лизелотте Эдер мало занималась мальчиком и позже оправдывала себя тем, что просто была потеряна после крушения Рейха. Ребенка нужно было воспитывать, но как это делать без ясных общественных институтов? Так пересказывала свою дилемму фрау Эдер. Как бы там ни было, но национальное самосознание, в самом деле, было отправлено после войны в нокаут. Денацификация должна была стать тотальной гигиенической и моральной процедурой, очищением от скверны. Но этот символический жест (не говоря уже о несовершенстве его исполнения) мог дезинфицировать поверхность, но не глубину. Внутри нации залегли боль, молчание и отказ. Над ними вихрем пронеслось «экономическое чудо», которое говорило и пело, что все позади. Кино 1950-х и ранних 1960-х в этих обстоятельствах замолкло (глубину раны назойливо исследовала только немецкая литература). Поколение Фассбиндера выросло с ощущением временного провала, который начинался сразу или незадолго перед их рождением. Но именно они должны были разобраться за своих родителей, кем стали немцы после Гитлера.

Фассбиндер не сразу пришел к тому, чтобы снимать фильмы, которые понимали себя как «немецкие». Ему пришлось не раз сменить для этого оптику. Но, как и во всем, Фассбиндер подошел к анализу себя и немецкого сознания в целом самым несентиментальным, обнажающим образом. Рядом с ним ту же работу делали в кино и другие. Программа «Фассбиндер и его время» должна показать(конечно же, фрагментарно), как немецкое кино научилось смотреть в глаза Германии, «бледной матери», и не отводить взгляда. Пять фильмов фиксируют разные этапы этого напряженного десятилетия «уроков истории» (как назывался фильм одного из учителей Фассбиндера Жана-Мари Штрауба).

«Тоска Вероники Фосс», шедевр Фассбиндера, сделанный в стилистике фильмов его детства, проведенного мальчиком в темных залах мюнхенских кинотеатров, рассказывает о том, как «экономическое чудо» сумело монетизировать все, включая личный распад, «индивидуальный, почти приватный процесс», по сдержанному замечанию Фассбиндера, доживавшего свой последний год. «Я тебя люблю, я тебя убью» Уве Бранднера (1971) – сюрреалистическая вариация на тему немецких «фильмов о родине» («Heimatfilm”), документ столкновения германского «порядка» с революционой утопией 60-х . «Мать Клары» Танкреда Дорста сделана в 1978-м, в период, когда немецкое кино решительно нырнуло в прошлое, чтобы понять, на каких путях страна вошла в нацизм. «Свинцовое время» Маргареты фон Тротты занято самым острым кризисом немецкой послевоенной демократии вокруг террористической группировки РАФ. Наконец, «Берлин Шамиссоплатц», тихий любовный фильм Рудольфа Томе, сделанный в 1980-м, может быть понят как начало нового периода забвения и отдыха после тяжкой работы, которой занималось немецкое кино в 1970-е, как вход в «постисторический» кокон, из уюта которого Германия с тех пор так и не выходила.

www.kinopoisk.ru
Отправить другу

Отзывы о «Фассбиндер и его время»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 16 января (чт) | Чехия, Южная Корея, 2013, 32 к/т, Боевик, Драма, Фантастика с 16 января (чт)

Рассказ о жестокой борьбе людей в замкнутом пространстве, которые выжили после наступления Ледникового периода на всей планете.

с 16 января (чт) | Германия, Франция, 2019, 12 к/т, Боевик, Драма с 16 января (чт)

Ева Грин в фильме о женщине, которая готовится для полета на Марс.

с 23 января (чт) | США, 2020, 107 к/т, Боевик, Ужасы с 23 января (чт)

Кристин Стюарт в фильме о чудовищах на дне океана.

с 9 января (чт) | США, 2019, 107 к/т, Боевик, Комедия, Приключения, Фантастика, Мультфильм, Семейный с 9 января (чт)

Супершпион Лэнс Стерлинг — лучший в своем деле.

с 9 января (чт) | Италия, 2019, 9 к/т, Триллер с 9 января (чт)

Напряженный триллер о пугающих последствиях взломанного сознания.

Выбор редакции

с 16 января (чт) | США, 2019, 61 к/т, Детектив, Драма, Ужасы, Фэнтези с 16 января (чт)

Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо в мрачном фильме от создателя инди-хоррора «Ведьма».

с 23 января (чт) | США, 2020, 110 к/т, Криминал, Боевик, Комедия, Триллер с 23 января (чт)

Бернетт рассорился с напарником, оставил службу в полиции и занялся частной сыскной деятельностью.

с 16 января (чт) | Франция, 2019, 11 к/т, Драма, Комедия с 16 января (чт)

Откровенный фильм о том, чего хотят девушки.

с 9 января (чт) | США, 2019, 46 к/т, Драма, Биография с 9 января (чт)

История охранника, который предотвратил теракт на Олимпийских играх в 1996 году.

с 9 января (чт) | США, 2019, 4 к/т, Триллер, Ужасы с 9 января (чт)

Над семьей Джоэла нависло проклятие: скончалась его жена, а маленького сына мучают кошмары.

с 16 января (чт) | Венгрия, Канада, 2019, 10 к/т, Драма, Исторический с 16 января (чт)

История о двух молодых музыкантах, переживших Холокост.

с 16 января (чт) | Франция, 2019, 58 к/т, Драма, Комедия с 16 января (чт)

История о людях, которым отчаянно нужна помощь, и о человеке, подарившем им всю свою жизнь.