Семь коробок гречневой крупы, восемь пачек макаронных изделий, сто рулонов туалетной бумаги. Девять мешков сахара, три тележки соли, шесть гелей для душа. Тонна сухариков, ящик вина, запасы воды, что способны обеспечить пару дней жизнедеятельности небольшого государства. И вот сидишь ты такой на кухне, куришь (потому что заранее приобрел четыре блока сигарет по акции), чахнешь. Как Кощей над златом. А хочется нарезать пармезан, полить руколу итальянским соусом, обсудить с друзьями ситуацию за бутылочкой сидра. Душа требует праздника, радости и шумных сборищ. Выход есть: пригласить на просмотр «вкусных» фильмов (да, меня тоже раздражает эта формулировка) эту самую гречку. За компанию.

1. «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (США, 2009)

Наличие в фильме Мэрил Стрип – почти всегда залог успеха. Манкая, сильная, невероятно обаятельная женщина заставляет зрителей от мала до велика прилипать к экранам, сочувствовать, переживать за её героинь. Как за самого себя. Две Джули(и): одна живёт в Нью-Йорке, другая – в Париже. Одна работает в центре помощи пострадавшим от терактов 11 сентября, другая хочет построить кулинарную карьеру. Одна пишет книгу, где собрано 524 рецепта, а другая решает их воплотить. Еда здесь – искусство, риск – открытие, поиски – путь. А он порой намного важнее цели. Уж режиссёр Нора Эфрон, мастер романтических комедий, это знает не понаслышке.

2. «Пир Бабетты» (Дания, 1987)

Один из главных датских фильмов, получивший и «Оскар», и специальный приз жюри в Каннах, и кучу наград других фестивалей. Бабетта (Стефан Одран) работает прислугой у лютеранской семьи в рыбацкой деревушке Дании. Она, сбежавшая из Парижа, охваченного огнём революции, готовит нехитрую еду, скромничает, помогает домашним. Внезапно выясняется, что лотерейный билет, купленный Бабеттой давным-давно, оказался выигрышным. Тогда женщина решает угостить скромную паству, что привыкла к простому супу и обычному хлебу, лучшими французскими продуктами, блюдами, винами. В ленте Габриэля Акселя, основанной на повести Карен Бликсен, всё довольно неспешно, сдержанно, чётко. Как говорится, характер нордический, выдержанный.

3. «Одуванчик» (Япония, 1985)

Комедия (режиссёр – Дзюдзо Итами) о еде, лапше и кино, где штампы, запахи, юмор. Два дальнобойщика берутся помочь хозяйке захудалой придорожной кафешки. Чтобы там было вкусно, гурманно и стильно. Параллельно перед зрителями проносится череда людских портретов с различными страхами, желаниями, страстями: якудзы, мошенники, любовницы, бродяги, умирающие женщины, старушки. Культ еды, абсурд, стремительность. И горячая эротическая сцена на десерт.

4. «Щепотка перца» (Греция, Турция, 2003)

Семью Фаниса (Жорж Коррафис) депортируют из Турции в Грецию. В восточной стране остаётся только его дед, торговец специями – большой их знаток. Парень увлекается кулинарией: готовит, изучает, пробует. Спустя много лет он вернётся в Стамбул, чтобы попытаться ещё раз встретиться с дедушкой, пройтись по знакомым улицам, встретиться с той, в кого был влюблён. Нежное и тихое кино Тассоса Булметиса о детстве, взрослении, ароматах под национальные мелодии таких близких и столь разных стран.

5. «Путешествие» (Великобритания, 2010)

Двое мужчин среднего возраста отправляются в гастротур по Англии. Еда – только повод для путешествия, пустота – то, что заставляет отправиться в дорогу, ирония – сплошь и рядом. Очень много озорных разговоров, знакомств, хмурых пейзажей – в камерном фильме на два часа. Кстати, в одном из интервью режиссёр Майкл Уинтерботтом сказал, что большая часть разговоров в картине – импровизация.

6. «Ешь, пей, мужчина, женщина» (Тайвань, 1994)

Конфликты отцов и детей – не только разговоры о свадьбах, внешнем виде, образе существования. Это и споры на тему «скорости» жизни, и проблемы с пониманием другого, и агрессивное выяснение отношений. Отец привык к высокой кухне, дорогим продуктам, наслаждению от каждого кусочка. Дочери не чураются фастфуда, готовы перекусывать на бегу, не воспринимают еду всерьёз. Трогательные семейные отношения в ассортименте, характеры посыпаны перцем, горячие споры подаются без гарнира. Режиссёр – Энг Ли (да, именно он снял фильм «Горбатая гора»).

7. «Душевная кухня» (Германия, Италия, Франция, 2009)

Незамысловатое кино от любимчика европейских фестивалей Фатиха Акина. У Зиноса (Адам Боусдукс) есть ресторанчик, девушка и брат. В заведении подают простецкую еду, барышня собирается ехать в Китай на работу, родственник имеет криминальное прошлое. А старый знакомый очень хочет забрать себе землю, где находится ресторан. Выход есть: найти крутого шеф-повара, который сможет сделать едальню самым культовым местом Гамбурга. Сюжет, мягко говоря, предсказуемый, но Акин, как мы помним, даже из повседневности умеет сварганить легкую поэзию.

8. «Неотразимая Марта» (Италия, Германия, Австрия, Швейцария, 2001)

Марта (Мартина Гедек) – успешный шеф-повар. При деньгах, с мозгами, с принципами. Ни тебе личной жизни, ни удивлений, ни развлечений. Лина (Максим Фоэрсте) – восьмилетняя племянница Марты, у которой в автокатастрофе погибла мама. Им предстоит вместе справиться с тоской и серостью, выучить массу рецептов счастья, научиться друг у друга заботе, уважению и любви. Кстати, если вы видели фильм «Вкус жизни», – самое время познакомиться с оригиналом от Сандры Неттельбек, на основе которого снята лента Скотта Хикса.

9. «Клубничка в супермаркете» (Сербия, Италия, Македония, Германия, 2003)

Слава Богу, тут ничего не готовят (режиссёр – Душан Милич). Но действие разворачивается в недавно открытом супермаркете (кстати, как дела с гречкой?). Да ещё и на Балканах. Кассирша Ягода (Бранка Катич) – одинокая девушка, мечтающая о принце. Она разглядывает посетителей, рассуждает о красоте и жизни, усиленно ждёт. Но никто не тянет на роль долгожданного парня на белом коне. А потом магазин захватывает милый и обаятельный террорист. Безумие, реальность, безудержное сербское веселье. Короче, всё по Кустурице.

10. «Кус-кус и барабулька» (Тунис, Франция, 2007)

Долгие сцены, ложная суетливость, мощный финал – Абделатиф Кешиш почти никогда не стреляет холостыми. Выходец из Туниса прекрасно знает проблему арабских эмигрантов в Европе: своеобразных, непонятных, имеющих свои законы и традиции. Других. И по образу мысли, и по семейным ценностям, и по укладу. Шестидесятилетний Слиман (Хабиб Буфарес) уволен с работы, у него проблемы с семьёй, финансами, страной. И тогда он решает открыть свой ресторанчик. «Кус-кус и барабулька» – покрытая царапинами фотография людей, которые хотят (вынуждены?) существовать вместе: в одной упряжке, в одном доме, в одной стране. Чтобы не было больно, чтобы не было голодно, чтобы не было отчаянно. Чтобы не было так страшно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: