Главное событие месяца – открытие Московской международной биеннале современного искусства. Основной проект, «Ориентирование на местности», курирует оперный режиссер Дмитрий Черняков. Получился белый город с «домами» и «площадями», населенными в том числе классикой второй половины XX века (от Германа Нитша до Вали Экспорт, от Герхарда Рихтера до Нео Рауха). Их присутствие – заслуга музея Альбертины (Вена), партнера биеннале.

Сравнить радикальность венского акционизма Нитша или феминистских проектов Экспорт можно с тремя архивами новейшего российского политического перформанса в Музее АРТ4. Если уж галерист Марат Гельман отыскал в архивах неизведанные для себя детали и подробности о Петре Павленском, группах «Война» и Pussy Riot, что говорить о публике. Отличный шанс взглянуть в лицо искусству, которое нам знакомо в основном по презентации в медиа.

Ноябрь неофициально объявляется месяцем ликбеза по русскому авангарду. С главным брендом русского искусства наши музеи в принципе работают немало, но два текущих проекта особенно основательны. «Союз молодежи» в Еврейском музее и центре толерантности представляет первое объединение художников-авангардистов, активно работавшее с 1910 по 1914 год. «Авангард. Список №I» в Новой Третьяковке реконструирует революционный для своего времени Музей живописной культуры. Появившись в 1919 году, он собрал работы важнейших художников авангарда и организовал экспозицию по новому принципу  – формальному, а не историческому. После ликвидации в 1929 году экспозиция распределилась по разным музеям, но теперь ненадолго будет воссоздана. Продолжение темы аналитическое. В ГЦСИ рассказывают о связях русского авангарда и новаций Баухауса («Гео-метрия в культуре XX-XXI веков»).

Персональная одного из преподавателей Баухауса, художника и хореографа Оскара Шлеммера откроется в ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков). Шлеммер перевел кубизм с двухмерных холстов на сцену и «научил» артистов танцевать подобно механическим куклам. Театралам и эстетам посещение обязательно!

Если глазу нужен отдых на хорошей живописи, лучший вариант – камерные, тонкие пейзажи  Ивана Похитонова в Третьяковской галерее. За экспрессивной живописью нужно идти в Музей АЗ, где показывают ранние работы Анатолия Зверева.