Театр музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой
Московский театр, основанный в 1992 году на базе творческого коллектива .
Жанровая специфика — подход к песне как к основе для драматургического действа. Помимо своих спектаклей и концертов, экспериментов с песенным материалом, театр предоставляет свою сцену «смежным жанрам» — на сцене театра проходят также моноспектакли, литературные вечера, вечера поэзии, концерты камерной музыки, выступления камерных джазовых коллективов, концерты авторской песни и много другое.
Елена Камбурова: «Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала».
Отзывы о «Театр музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой»
Ещё 11 отзывовНа днях побывала на премьере спектакля «Фортуна» в «Театре музыки и поэзии Е. Камбуровой»
В этом театре я была впервые и осталось восторге!
Уютная, тёплая атмосфера в небольшом, но вместительном зале, в котором видно постановку с каждого уголка!
"Марина Цветаева. Фортуна"
На музыку Жана-Филиппа Рамо, Джоаккино Россини и авторские композиции Олега Синкина
Визуально очень завораживающий спектакль! Эстетика, детали - все вызывает восторг.
Мне, как фотографу было очень интересно наблюдать за игрой воздуха и света!
Невероятно красивый объём и цвет (коллеги меня поймут)
Пьесу "Фортуна" Марина Цветаева написала в феврале 1919 года.
Вдохновением послужила ее влюбленность в Юрия Завадского - известного актера Студии Евгения Вахтангова, впоследствии - знаменитого режиссера. Ему она посвятила цикл стихов "Комедьянт" и пьесы "Каменный ангел" и "Фортуна".
Спектакль создали два режиссёра:
Елизавета Шахова и Иван Рябенко - ученики Ивана Поповски.
Соединение мужского и женского взгляда воплотилось в такую эстетику!
17 ноября в театре Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой состоялась премьера!!!
"Марина Цветаева. Фортуна"
На музыку Жана-Филиппа Рамо, Джоаккино Россини и авторские композиции Олега Синкина
Завораживающее зрелище!!! Даже самые беспощадные критики были на этот раз обезоружены изысканной красотой и изяществом постановки, ее каким-то совсем особым магнетизмом. И разразились в своих оценках давно забытыми ими словами восхищения.
А создали это диво-дивное талантливые ученики Ивана Поповски - Иван Рябенко и Елизавета Шахова.
Уверена, что многие маститые режиссеры сейчас кусают локти с досады, что не разглядели, какой шедевр можно было сделать по этой пьесе Марины Цветаевой!!!
Режиссерская работа на высоте. Иван и Елизавета придумали множество интересных и весьма оригинальных мизансцен.
Работа художника – постановщика Ирины Пиновой и художника по свету Антона Литвинова тоже выше всех похвал.
Воссозданию на сцене атмосферы XVIII века способствует и костюмированный музыкальный квартет (скрипка, виолончель, флейта и фагот).
Особый шарм постановке придают неописуемой красоты платья, высокие парики с буклями, перья на шляпах, канделябры со свечами, куколки в плетеной колыбели, и, конечно же розы, лепестками которых будет усеяна вся сцена.
Розовый цвет сопровождает, следуя цветаевскому тексту, весь первый акт спектакля, в котором на сцену «влетает шелковым розовым вихрем Фортуна, во образе маркизы де Помпадур», берет младенца под свое покровительство и произносит над его колыбелью свое пророчество:
«Роза, роза,
Спрячь занозу!
Мальчик, бойся
Тронной розы!
Роза — кровь,
Роза — плен,
Роза — рок непреклонный!
Рви все розы, но тронной
Розы — бойся, Лозэн!
Может стать
В страшный час
Роза — смертною ризой…»
А дальше перед зрителями чередой проходят очарованные этим баловнем Фортуны женщины, от дочки привратника до королевы...
Какие же потрясающие, запоминающиеся образы создали актрисы театра Камбуровой!!! А какие у них голоса!!!
Вот все заслуженно поют дифирамбы, прежде всего, Евгении Куровой (Госпожа Фортуна, в образе маркизы де Помпадур), бесспорно, она была просто обворожительна, но на меня самое сильное впечатление произвела игра Анны Комовой (Нянюшка Лозэна)!!!
Обязательно сделайте себе подарок и посмотрите этот изысканно красивый, нежный и воздушный спектакль!!!
Впервые сходила в Театр Камбуровой. И сразу на премьеру. Спектакль «Марина Цветаева. Фортуна» поставили Елизавета Шахова и Иван Рябенко.
Главную роль играет Алексей Гиммельрейх. Его герцог Лозен казался баловнем судьбы до последней сцены встречи его с Розанэттой. Их дуэт прекрасен и вызвал самые сильные эмоции. Еще в колыбели герцог одарен Фортуной, которая сопровождает его всю жизнь. Евгения Курова в этом образе божественно прекрасна, как и все женщины окружающие потом Лозена. Особняком стоит последняя любовь герцога – дочка привратника. Полина Чернова очень гармонична в этой роли: нежная, юная и чистая с наивным взглядом.
Постановка не была бы такой волшебной без работы художников. Наверное, при самостоятельном чтении пьесы, фантазия не смогла бы придумать такой расцвеченной розовым светом красоты декораций. Легкий прозрачный занавес, многослойность которого с развитием событий становится всё меньше, как бы постепенно приоткрывая и обнажая истину, вплоть до открытого пространства с голым помостом, где и закончится история. А еще роскошные наряды артистов, где учтено всё, вплоть до белоснежных чулок, нежного кружева и напудренных париков. Даже сопровождающий весь спектакль в углу квартет из скрипки, флейты, фагота и виолончели одет в парики и барочные костюмы. Кстати, кроме сочинений Жана-Филиппа Рамо и Джоаккино Россини звучит музыка, специально написанная к спектаклю музыкальным руководителем театра Олег Синкин.
У театра получился потрясающей красоты спектакль для получения эстетического блаженства от вплетения поэзии Марины Цветаевой в волшебную визуальную картинку декораций и костюмов и всё это приправлено чудесной музыкой.
Я очень люблю творчество Цветаевой. И люблю, наверное, за то, за что многие как раз не любят - за тоскливость стихотворений, жертвенность и тяжесть, сквозь которые как солнечный свет из-за туч пробиваются одновременно легкость, любовь и надежда.
Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой - еще одна моя театральная любовь. Его спектакли надолго оставляют неизгладимые впечатления, они остаются в памяти, они манят обратно в Театр. И для меня лучшим подарком на стремительно приближающийся Новый год стала премьера музыкально-поэтического спектакля молодых режиссеров Елизаветы Шаховой и Ивана Рябенко "Марина Цветаева. Фортуна", в котором буквально ожила известная пьеса великой поэтессы. Но ожила не в нашем измерении, а в каком-то другом, похожем на сон. И этот сон я хотела бы посмотреть снова.
"Господу – мою душу, Тело мое – королю, Сердце – прелестным дамам, Честь – себе самому", - старинный девиз, который стал эпиграфом к известной пьесе Марины Цветаевой, посвященной реальной исторической личности - Арману-Луи Бирону-Гонто, урожденному герцогу де Лозэну. Популярностью у женского пола он начал пользоваться еще в пятнадцать лет, когда фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур постоянно просила его читать стихи, ссылаясь на его замечательную дикцию. С годами внимания становилось все больше. Красивый остроумный аристократ, храбрый воин, одинаково виртуозно владеющий и шпагой, и красноречием, он сводил дам с ума. Поэтесса углубилась лишь в его любовные приключения и в описании их опиралась на личные "Мемуары" герцога Лозэна, в которых главную роль играли его женщины, и где он не приукрашивал себя, стараясь писать все так, как было на самом деле. Пять женщин, влюбленных в герцога Лозэна, пять картин (частей) пьесы. Возможно, даже шесть женщин, если взять в расчет саму Фортуну, которая и сама была очарована крохой, поэтому подобно фее-крестной подарила ему будущее, полное любви, богатства и успеха, но предостерегла от рвения к власти. Интересно, что Фортуна в пьесе является в образе самой маркизы де Помпадур и в постановке она присутствует рядом с ним на протяжении всей его жизни до последнего дня.
Я всегда любила творчество Марины Цветаевой, мне близка ее печальная, я бы даже сказала, скорбная романтика. И поставить спектакль по ее произведениям крайне сложная задача. Но Елизавета Шахова и Иван Рябенко поставили не просто спектакль, а подготовили для зрителей удивительную музыкальную мелодраму, несомненно способную тронуть сердце каждого, в очередной раз оправдав название Театра - "...музыки и поэзии..." В спектакле "Марина Цветаева. Фортуна" звучит живая музыка и вживую удивительными голосами исполняются песни. Причем, музыка звучит не только известных авторов (Россини, Рамо, польская народная и прочие), но и авторские композиции заслуженного артиста России Олега Синкина, которые идеально сочетаются со стихами, что звучит просто сказочно. Сказочной получилась и общая картина спектакля у Ирины Пиновой, начиная с декораций и заканчивая мизансценами. Декорации к четырем картинам были выполнены по-разному и в разных цветовых гаммах, но было в них что-то общее, какая-то нить, соединяющая их в единое целое. Пастельные, нежные и воздушные, они не обременены сценической тяжестью, и, в сочетании с шикарными костюмами Ирины Романовой и Натальи Леваниной и с интересным световым решением Антона Литвинова, создают впечатление живописных полотен в стиле барокко. Пятая сцена как таковых декораций не требует, их роль играет свет.
Постановка отличается совершенно необыкновенными сочетаниями. Например, стихотворной и музыкальной форм, плавности и динамичности действий, ощущениями одновременно и окрыляющей легкости, и давящей на грудь тоски. Вся картина действует на зрителей завораживающе, я бы даже сказала - как дурман. Или только у одной меня сложилось такое впечатление, но это был словно сон наяву. К тому же, текст читается монотонно, так обычно и читается Цветаева, но это действительно гипнотизирует. Разумеется, работа в таком необычном формате очень сложна для актеров, но этого совершенно не ощущается, так великолепна их игра. Наверное, больше всех каждому зрителю запоминается госпожа Фортуна в исполнение хрупкой и прекрасной Евгении Куровой, обладающей поистине волшебным завораживающим голосом не только по части вокала. Еще с других постановок мне запомнилась очаровательная Анна Комова, сыгравшая нянюшку Лозэна. Особой нежностью и легкостью обладает талантливая Полина Чернова, исполнившая роль Розанэтты. А вот сам герцог Лозэн, которого сыграл Алексей Гиммельрейх, весь спектакль отталкивал меня своим образом слабого до женщин и полного непостоянства подобия мужчины. Тем не менее, он играл в любовь не со зла, а, скорее, из-за неудачного, я считаю, подарка Фортуны, а сам по себе был человеком храбрым и одновременно каким-то даже невинно-безобидным, поэтому внутри меня шла некая борьба по отношению к этому герою. Это талант - сыграть своего персонажа так, чтобы заставить зрителей верить ему, испытывать к нему искренние чувства, такие, какие зритель испытывал бы в жизни.
Полтора часа от сцены невозможно отвести взгляд, это похоже на гипноз. Погружаешься в действие полностью, получаешь эстетическое удовольствие, наслаждаешься визуальной и аудиальной картинами. Спектакль великолепен и продуман до каждой мельчайшей детали. И если вы еще не были в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой, то пусть новая постановка "Марина Цветаева. Фортуна" станет отправной точкой в вашем знакомстве с репертуаром этого потрясающего Театра. Не полюбить его невозможно, он начинается с вешалки и попадает прямо в сердце каждым своим спектаклем, оставаясь в памяти зрителей навсегда.
Две извечных темы, самых главных. Две темы взаимоотношений людей: мужчины с женщиной и детей с родителями. Это извечные поиски верных формул и правильных ответов. Но их, кажется, не существует.
Моя бабушка очень любила Тургенева и от корки до корки несколько раз прочла полное собрание его сочинений. Я же поставила это собрание на полку, прочитав не полностью, к моему великому стыду. "Степной король Лир" - одно из произведений, которое я обошла вниманием. Но зато мне удалось посмотреть его сценическую сокращенную версию режиссера и автора идеи Дениса Сорокотягина в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой. Роли исполнили заслуженный артист РФ Александр Бордуков, заслуженная артистка РФ Арина Нестерова, Александр Кольцов, Виктория Тихомирова, Мохамед Абдель-Фаттах, Любовь Логачева и Степан Аникеев-Кондрашин.
В спектакле, помимо Тургеневского "Степного короля Лира", присутствуют также тексты Вальзера, И. Бродского и Ю. Мамлеева. Они встроены столь удачно, что не выбиваются из целостного произведения, дополняя его, делая объемнее, но при этом легко считываются благодаря специфике стиля. Не знаю, на какую продолжительность рассчитана полная версия спектакля, но и полутора часов мне хватило, чтобы полностью погрузиться в происходящее на сцене настолько глубоко, что я уже не обращала внимания ни на современную одежду, ни на листы с репликами в руках актеров. Поистине замечательное сочетание песен, поэзии и великолепной актерской игры.
Благодаря очень скромному размеру зала, в котором показывали эскиз спектакля, зрителям повезло сидеть очень близко к артистам, фактически в одном сценическом пространстве с ними. Мне же повезло еще больше - я сидела в центре первого ряда и видела неподдельные эмоции и слезы в глазах актеров. Особенно мощной была игра Александра Бордукова. Это был и самолюбивый вечно недовольный всеми и всем старик, и брошенный дочерями на произвол судьбы старый слабый отец, и мстительный безумец, неумолимо приближающий себя к своему концу. Если присмотреться к деталям, можно заметить некоторые элементы символики. На столе стоит шахматная доска, а на ней вместо фигур - крошечные игрушечные цыплята. Словно сами герои, которые находятся на игральной доске у старика. Для усиления эффекта на том же столе большие шахматные фигуры. Наверняка в расширенной версии таких моментов будет больше.
Немного завидую тем, кто увидит этот спектакль целиком, и тем, кто увидит его впервые. Очень рекомендую к просмотру. Всем. Но особенно подросткам, которым сложно дается примирение с часто не укаладывающимися в их рамки действиями или понятиями порой отчасти или даже не отчасти несправедливых по их мнению родителей. А иногда мы чувствуем это будучи даже далеко не подростками, и потом горько жалеем, не все и не всегда, но чаще всего. Вот почему так важно вновь и вновь поднимать эту тему. Но лично я второй раз пойду вряд ли, потому что уже получила свою первую и самую мощную эмоцию и от произведения, и от спектакля, поставленного и сыгранного со всей душой, словно это и не зарисовка вовсе.
"Турдейская Манон Леско" - спектакль в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой по одноимённой повести Всеволода Петрова.
Режиссёр Денис Сорокотягин.
Это удивительный по своей силе, чистоте и нежности спектакль!
Вроде бы о *****, но нет, он о жизни, о дружбе и любви, которые несмотря и вопреки существуют всем смертям назло. О тех ценностях, которые живы, пока стоит этот мир.
И как здорово, что этот спектакль появился именно сейчас! Он возрождает душу и дарит надежду на то, что все ещё будет хорошо! Он - луч света в полном мраке, путеводная нить в лабиринте безнадежности и отчаяния.
И как же приятно само повествование, как тонка и прозрачна грань между текстом, действием и прекрасной музыкой, написанной кстати самим режиссёром Денисом Сорокотягиным.
Как мастерски вплетены в канву основного текста Всеволода Петрова вставки из стихотворений Данте Алигьери, Хармса, Введенского и других авторов.
Как великолепна актерская игра!
Свежа и непосредственна Вера – Любовь Логачёва, глубок, по-детски наивен и трогателен Он – Роман Калькаев как гармонична, мужественна и верна Нина Алексеевна – Юлия Зыбцева
Радует глаз минимум декораций (обожаю камерность и минимализм), в достаточной мере восполненных картинами на заднике сцены, при этом не затмевающих, а лишь оттеняющих и дополняющих действие.
Ну и снова музыка! Это отдельный восторг и бальзам для души.
Живая музыка всегда подкупает! В данном спектакле это сочетание рояля ( Денис Сорокотягин) и виолончели ( Степа Аникеев ), бархатное созвучие которых ласкает слух.
А песня “Тревожа римские холмы” на стихи Всеволода Петрова, музыка Дениса Сорокотягина это отдельная и негасимая любовь на всю жизнь.
Сопротивляться невозможно! Влюбилась! Верю!
Спасибо всем, кто возродил эту замечательную, незаслуженно обойденную вниманием историю Всеволода Петрова!
Благодарю режиссёра и Театр Камбуровой, что открыли её мне и миру!
И если вы ещё не видели, настоятельно советую! Идите и смотрите!
И знаете, я немного вам завидую! Потому что первый раз, самый особенный, самый живительный, как своевременно принятое лекарство.
"Турдейская Манон Леско" в Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой по одноимённой повести Всеволода Петрова В постановке режиссёра Дениса Сорокотягина.
Это удивительный по своей силе, чистоте и нежности спектакль!
Вроде бы о *****, но нет, он о жизни, о дружбе и любви, которые несмотря и вопреки существуют всем смертям назло. О тех ценностях, которые живы, пока стоит этот мир.
И как здорово, что этот спектакль появился именно сейчас! Он возрождает душу и дарит надежду на то, что все ещё будет хорошо! Он - луч света в полном мраке, путеводная нить в лабиринте безнадежности и отчаяния.
И как же приятно само повествование, как тонка и прозрачна грань между текстом, действием и прекрасной музыкой, написанной кстати самим режиссёром Денисом Сорокотягиным.
Как мастерски вплетены в канву основного текста Всеволода Петрова вставки из стихотворений Данте Алигьери, Хармса, Введенского и других авторов.
Как великолепна актерская игра!
Свежа и непосредственна Вера – Любовь Логачёва, глубок, по-детски наивен и трогателен Он – Роман Калькаев как гармонична, мужественна и верна Нина Алексеевна – Юлия Зыбцева
Радует глаз минимум декораций (обожаю камерность и минимализм), в достаточной мере восполненных картинами на заднике сцены, при этом не затмевающих, а лишь оттеняющих и дополняющих действие.
Ну и снова музыка! Это отдельный восторг и бальзам для души.
Живая музыка всегда подкупает! В данном спектакле это сочетание рояля ( Денис Сорокотягин) и виолончели ( Степа Аникеев ), бархатное созвучие которых ласкает слух.
А песня “Тревожа римские холмы” на стихи Всеволода Петрова, музыка Дениса Сорокотягина это отдельная и негасимая любовь на всю жизнь.
Сопротивляться невозможно! Влюбилась! Верю!
Спасибо всем, кто возродил эту замечательную, незаслуженно обойденную вниманием историю Всеволода Петрова!
Благодарю режиссёра и Театр Камбуровой, что открыли её мне и миру!
И если вы ещё не видели, настоятельно советую! Идите и смотрите!
И знаете, я немного вам завидую! Потому что первый раз, самый особенный, самый живительный, как своевременно принятое лекарство.
В первых числах декабря я сходила на премьеру музыкальной фантасмагории ученицы Римаса Туминаса режиссера Гульназ Балпеисовой "Нянины сказки" по мотивам сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Я не просто впервые была в этом театре, но и никогда о нем даже не слышала. Теперь понимаю, какое это упущение с моей стороны...
Первое что хочется отметить - это отношение работников театра к гостям. Еще перед входом в фойе, сидя на диванчике напротив кассы, я получила множество искренних приветствий и теплых улыбок от заходящих в театр работников. Такие театры становятся домом, в такие театры особенно хочется возвращаться. Верно же говорят, что театр начинается с вешалки. Внутри от неожиданности я даже не сразу сдала в раздевалку пальто. Какой же в театре интересный интерьер! Два огромных старинных сундука, угловые полочки с миниатюрными книжками, старинный граммофон, множество сувениров на фортепиано, миниатюрный кукольный театр на стойке гардероба. Невольно теряешься, хочется все рассмотреть. Мне сказали, что это все - подарки для Елены Камбуровой. Очень атмосферно!
Теперь о самом спектакле. Честно скажу, я не ожидала! Совершенно необыкновенная режиссерская работа. Четыре сказки словно сон во сне создают впечатление бесконечности поставленных друга напротив друга зеркал. И в эту таинственную бесконечность затягивает, чтобы изменить наше сознание и вернуть в реальный мир обновленными. Мы привыкли видеть сказки наивными детскими произведениями, которые учат малышей доброте и морали. Но кто направит нас на истинный путь в сознательном возрасте, через многое прошедших, толстокожих и матерых? Стряхнув с детских сказок розовую пыльцу наивности и красоты, Гульназ Балпеисова преподносит нам приземленный хаос с весьма острыми углами. Удивительно, но, пропитанный жестокостью и болью, он словно губка впитывает наш негатив, делая нас светлее и счастливее. Весь спектакль пронизан юмором, который сопровождает героев даже в самые тяжелые минуты. Я думаю, это еще один намек из сказки – всегда быть позитивными и чаще улыбаться!
Мы видим здесь непривычные нам образы. Добрая нянечка Арина Родионовна перевоплощается в Пиковую даму, которая руководит героями как марионетками. Царь Салтан, управляемый ткачихой с поварихой, предстает перед нами детиной, не способным противостоять подстрекателям. Царь Гвидон крушит все вокруг себя, переживая предательство и страшную волю своего отца. Мечтающая о замужестве Спящая красавица становится пародией на современных девушек, гоняющихся за выгодными женихами. А у самого синего моря абьюзер старуха из алчности доводит до отчаяния своего забитого старика. И если воссоединиться семье Гвидона помогает Царевна-Лебедь, а найти любовь Спящей красавице - ее брат богатырь из моря, то примирить стариков приходится самой рассказчице. Этот спектакль - словно иная сторона нашего мира, некое зазеркалье, герои которого должны найти свет, чтобы и мы, и наш мир тоже стали светлее. И они находят его, достигая гармонии и счастья, достигая той черты, за которой заканчивается страшная сказка и начинается нормальная жизнь.
В главной роли в спектакле выступает основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова. Великолепная игра! Впрочем, все актеры потрясающе справились со своими непростыми сказочными персонажами. Более того, они обладают исключительными голосами, которыми мы имели возможность насладиться в этом спектакле. Небольшой оркестр, состоящий из трех скрипок, виолончели и альта не только сопровождал весь спектакль авторскими композициями Олега Синкина, музыкой М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова, но и в некоторых сценах выступал в качестве актеров.
Особо хочется отметить необычные декорации, которые в сочетании с игрой света становятся по-настоящему сказочными. Мрачные деревья, стена, украшенная зеркалами, уютное кресло для няни, книжный шкаф, кстати, с сюрпризом. По сцене то растекаются лучи, то непроглядный туман, то мрачные тени сменяются яркими световыми пятнами. Сцена преображается в зависимости от сюжета, так же преображаются и актеры. А еще поражают фантастические костюмы, придающие каждому персонажу уникальность и незаурядность. Многие образы созданы с буйным воображением, например, Царевна-Лебедь в балетной пачке и кожаной куртке, или Золотая рыбка в красном кожаном плаще в темных очках и с мундштуком.
Про этот спектакль можно писать долго и много. Прошла неделя, а эмоции не утихают. Не проходит и желание посмотреть его второй раз, приведя с собой родных и друзей. Сейчас на перенасыщенных театральных сценах много чего можно увидеть, но найти что-то действительно новое, оригинальное, интересное, запоминающееся и стоящее очень сложно. Спектакль "Нянины сказки" режиссера Гульназ Балпеисовой в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой один из таких редких. Спасибо за необыкновенный вечер и незабываемые впечатления.
С момента удачного дебюта на сцене Театра музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой талантливой ученицы Римаса Туминаса – молодого режиссера Гульназ Балпеисовой прошло ровно три года и отметила она эту дату своей новой, восхитительной постановкой – 3 и 4 декабря с большим успехом здесь прошла премьера «Няниных сказок» - музыкальной фантасмагории по мотивам сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена.
Сказки для спектакля отбирала сама Елена Анатольевна Камбурова. «Я выбирала для этой постановки добрые и светлые сказки, несущие глубокий смысл» (из интервью Е. Камбуровой).
Красной нитью через весь спектакль проходит «Сказка о царе Салтане», а в нее уже режиссером ювелирно вплетаются и «Сказка о рыбаке и рыбке», и неоконченная автором «Сказка о Медведихе», и андерсеновский «Гадкий утенок». Кроме того, в спектакле зрители услышат фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Музыкальный руководитель постановки, Олег Синкин, помимо «Картинок с выставки» Мусоргского, Арии Царевны Лебедь из оперы Римского-Корсакова и фрагментов записей концертных выступлений Елены Камбуровой включил в музыкальную ткань спектакля и свои авторские сочинения. Исполняет их живой струнный оркестр, под аккомпанемент которого поют артисты.
Итак, почти на три часа Гульназ Балпеисова погружает зрителя в причудливый мир, таинственное и иногда пугающее зазеркалье, созданное ею с помощью художника спектакля (сценография и костюмы) Ирины Пиновой (Ютаниной), режиссёра по пластике Доржи Галсанова, художника по свету Антона Литвинова и художника по гриму Анны Серяковой ...
Спектакль получился непростой, отчасти – философский, в котором зрители смогли и посмеяться, и погрустить, и поразмышлять над вечными вопросами бытия. Ведь «сказка ложь, да в ней намек…»
Главную роль няни – сказочницы исполняет Елена Анатольевна. Волею Гульназ Балпеисовой она из доброй старушки, которую всем нам рисует воображение при слове «няня», превратилась здесь в какую-то фурию, которая и управляет всем действием, «дергая за нужные ниточки».
Непосредственно же в исполнении няни зритель услышал две сказки – о рыбаке и рыбке в первом действии (вот только я не поняла, почему сначала Евгений Вальц и Лада Марис виртуозно разыграли этот сюжет, а потом няня вновь его пересказала…) и о гадком утенке – во втором.
Дифирамбы можно петь буквально всем участникам этой фантасмагории – как известным и глубоко любимым, так и молодому поколению артистов.
Весь спектакль вы будете с интересом следить за весьма нетривиальной визуализацией знакомых с детства сюжетов.
Не могу не отметить два момента, которые произвели на меня сильнейшее впечатление.
Царь Салтан (Роман Калькаев), которого обманом лишили любимой жены и сына, рассказывает пушкинскую «Сказку о Медведихе», постепенно повышая накал повествования и в конце просто переходя на вопль Медведя-отца...
И Гадкий утенок, бессловесную роль которого гениально исполняет Анна Комова. Это надо видеть!!!
В спектакле еще очень много интересных режиссерских находок и смотреть его – одно удовольствие!!!
Вы даже представить себе не можете, на какое фантастическое шоу я вчера попала! Впервые побывала я в знаменитом «Театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой». Талантливая молодая режиссёр Гульназ Балпеисова представляла там премьеру замечательного спектакля «Нянины Сказки», в котором роль Няни играла сама Елена Камбурова!
Елена Антоновна, безусловно, была главным действующим лицом спектакля. Мудрой, много на свете повидавшей Волшебницей, способной движением руки остановить течение одной Сказки и дать возможность начаться другой.
Так, злые козни Ткачихи, Поварихи и Бабарихи прерывают «Сказку о Царе Салтане» и переносят нас в ветхую землянку, где живут Старик со своею Старухой. И мы воочию убеждаемся, к чему приводят зависть, жадность и злоба.
Перевоплощение Лебедя в красавицу вполне логично перетекает в сказку Андерсена «Гадкий утёнок». И дети понимают: чтобы вырасти большими, сильными и красивыми, они должны многое узнать, испытать, пройти через чьё-то неприятие и насмешки, — и выйти из них смелыми, гордыми и отважными.
Сцена, в которой Царь Салтан читает неоконченную Пушкинскую «Сказку о Медведихе», на мой взгляд, самая сильная в спектакле. Здесь все страдания Царя, потерявшего жену и сына, прорываются наружу, порождая вопль Медведя-отца, чью Медведиху убили ради красивой шубы, а медвежат унесли в мешке — на продажу цыганам. И результат вопля сего — «смерть» «маменькиного сыночка» и рождение Мужчины.
Тонкой ниточкой вплетается в канву спектакля «Сказка о Мертвой Царевне и Семи Богатырях». Здесь смерти как таковой не случается: просто Царевна-Лебедь, обиженная невниманием к ней Гвидона, разыгрывает перед ним свою якобы погибель от наливного яблочка, поданного предательской рукой…
Безусловно, возрастной ценз 12+ поставлен здесь не случайно. Так, разгром, устроенный Гвидоном и повлёкший за собой эффектный трюк с «падением шкафа», будет прекрасно понятен подросткам, особенно из неполных семей. А маленьких детишек такой трэш просто напугает, равно как и бешенство «проснувшегося» Салтана.
Не могу не отметить прекрасную сценографию спектакля. Свет здесь волшебен; кресло Няни инкрустировано под старину и установлено в живописных зарослях деревьев. Когда наступает вечер, на небе появляются звёзды…
А ещё здесь играет настоящий живой оркестр. Он то радует нас бессмертным творением Модеста Петровича Мусоргского — «Картинки с выставки»; то подыгрывает Царевне Лебедь, исполняющей известную арию из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», то выводит чарующие мелодии Олега Сниткина.
Спектакль длится 2 часа 40 минут с одним антрактом. И конечно, каждый «добрый молодец» и «красна девица» получает здесь свой жизненный урок. Надеюсь, что и мы с вами, дорогие зрители, сделали для себя кое-какие выводы. И наши дети — тоже. И пускай все это позволит нам жить счастливо и… никогда не оставаться у разбитого корыта!