Театр на Юго-Западе

Оценка редакции
Театр на Юго-Западе

В 1974 году в клубе «Мещерский» состоялся первый «юго-западный» по сути спектакль — «Женитьба Коли Гоголя», а второй премьерой был криминальный фарс «Беда» по мотивам «Беды от нежного сердца» Сологуба. «Беда» игралась в востряковской библиотеке, которой заведовал Валерий Белякович в тесной каморке для хранения макулатуры, на втором этаже, под самой крышей.

Первого сентября 1977 года «Юго-Запад» открыл свой первый сезон. Начались первые практические занятия актерским мастерством. Из двух групп (ребята из Востряково и из ТЮМа) был создан один творческий организм, объединенный своей собственной, «юго-западной» школой лицедейства, основу которой составляли принципы площадного народного театра — «буйство глаз и половодье чувств».

«Урок дочкам» и «Беда от нежного сердца» — первые спектакли, состоявшиеся уже в помещении Театра на Юго-Западе.

 Основатель и руководитель театра - Валерий Романович Белякович. Художественный руководитель театра - Олег Николаевич Леушин.

Отзывы о «Театр на Юго-Западе»

Ещё 142 отзыва
Анастасия 16 февраля, 10:16

В Театре на Юго-Западе, а точнее на сцене Арт-кафе недавно состоялась премьера — «Дама, чье место по центру» по пьесе Славомира Мрожека «Вдовы». Режиссером постановки выступил Максим Метельников, и это его дебют как режиссера.
Пьеса написана в жанре абсурда, и постановка получилась именно такая — гротескная, комичная, не смотря на присутствие Смерти по ходу действия. Декораций на сцене нет, только обозначения — столы, стулья, и даже напитки и торты с кремом и без. Но они и не нужны, ведь история *********** с первой минуты и держит в напряжении до самого финала.
По сюжету — в кафе за соседними столиками встречаются две Вдовы (Карина Дымонт и Ольга Авилова), и в ходе внезапно возникшего обмена колкостями за выяснением подробностей вдовства, оказывается что они любовницы мужей друг друга. Тут немалую роль сыграл шустрый официант (Егор Кучкаров), повернув историю в неожиданное русло.
Появление Третьей вдовы (Анна Рыкова), безмолвной прекрасной дамы становится своеобразным финалом истории, по крайней мере для двух вдов. Первый раз увидела эту актрису на сцене театра и была поражена её умением без единого слова сыграть драматическую роль.
Второе появление прекрасных Карины Дымонт и Ольги Авиловой в очень неожиданных образах — это просто восторг! Потрясающие мимика и жесты, снова пикировки в соревновании сначала за тот самый столик по центру, а потом за внимание загадочной Вдовы.
Драматический «танец со смертью» — самая эффектная сцена спектакля, тут и пластика актрис, и удивительное сочетание музыки и света (этот театр славится прекрасным умением использования этих средств).
Поздравляю любимый театр с премьерой удивительной постановки и новым режиссером!

Ольга 15 февраля, 06:22

Театр на Юго-Западе представил премьеру нового спектакля "Дама, чье место по центру" по пьесе польского писателя, драматурга и художника С. Мрожека "Вдовы".
Мрожек знаменит традициями немного грустного, но неизменно тонкого юмора. Его произведения представляют собой спроецированные в бесконечность жизненные ситуации. Его драматургию принято считать родоначальником «театра абсурда» или «театра парадокса». Возможно, именно поэтому молодой артист театра Максим Метельников взялся за постановку этой пьесы, так сказать, во злобу наших дней, в которых абсурд занимает все большее место.
В качестве сценической площадки было выбрано Арт-кафе в цоколе театра, куда ведет крутая лестница. Интерьер, выдержанный в красно-черной гамме, с самого начала задает ритм и настроение удивительному действию, которое разворачивается позже перед зрителями, сидящими за столиками, как и герои самого спектакля.

Две вдовы случайным образом встречаются в кафе и выясняют, что их мужья дрались на дуэли, оба погибли, но вот из-за кого: из-за них, или из-за таинственной Третьей?

В первой половине спектакля мы вместе с его создателями и автором исследуем явление идеальной жены: у нее всегда наготове обед (чтобы муж был накормлен), теплый шарф (чтобы его не продуло) и совет в любой жизненной ситуации. Абсурдный диалог первой и второй вдовы ( Карина Дымонт и Ольга Авилова ), в который время от времени вмешивается официант ( Егор Кучкаров), набирает обороты на сюжетных виражах. Здесь официант одновременно прислуживает на свадьбе и похоронах. И персонаж гибнет нелепо — поскользнувшись на банановой кожуре.

Юмор Мрожека во «Вдовах» балансирует на грани иронии и гротеска. Вдовам удается и рассмешить, и ужаснуть зрителя: их героини комичны и ужасны в своей нелепой уверенности в собственной непогрешимости, актрисы виртуозно балансируют на грани этих двух состояний, а зрители только успевают следить за молниеносным пинг-понгом их беседы!
Мелодраматичность первого действия резко меняет тональность во втором действии, и это вызывает полностью комический эффект. В том же самом кафе встречаются два незнакомых друг с другом персонажа, мужья вдов (переодетые в мужчин Карина Дымонт и Ольга Авилова ). Их вынужденное общение превращается в бурное выяснение обстоятельств прошлого, полное семейных тайн и адюльтера.
Как же мастерски перевоплотились наши дамы в мужчин! Как же великолепно они сыграли столь разных разнополых персонажей!

Загадочная же дама, Третья, чье место по центру (Анна Рыкова), раскроет себя в кровавой развязке спектакля! Она является концом всех конфликтов героев и их сложных взаимоотношений. Это не что иное, как сама Смерть! Драматург совсем лишил ее дара речи, но, несмотря на это, с помощью движений и жестов она выражает основную мысль - наше существование не в наших руках, мы сильно преувеличиваем значимость своей жизни и всех ее деталей, человек не управляет своей судьбой, все подчинено иной силе!

Несмотря на преобладающий черный цвет в декорациях и костюмах артистов новой постановки и трагический финал, спектакль оставляет очень светлые и оптимистические чувства. У всех один финал, только сейчас можно жить, дыша полной грудью, в радости и любви!

Елена Елена 13 февраля, 03:15

Актеру театра Максиму Метельникову показалось мало 20 ролей, исполняемых им в своем театре, плюс спектакли в других театрах, плюс весьма успешные киноработы (здесь я, правда, не в теме), он еще и в режиссуре решил себя попробовать и выбрал для своего дебюта, ни много, ни мало, как абсурдистскую пьесу «Вдовы» известного польского писателя и драматурга Славомира Мрожека, написанную им в 1992 году, после сложной операции, когда его жизнь буквально висела на волоске...
Пьеса пользуется большой популярностью среди российских театральных режиссеров. Первая ее постановка в России, под названием «Банан» состоялась в январе 1994 года в антрепризе «Московский салон», а режиссером был сам Роман Козак!
У Мрожека действующие лица пьесы перечислены так: « 1-я ВДОВА 2-я ВДОВА 3-я ВДОВА 1-й МУЖЧИНА 2-й МУЖЧИНА ОФИЦИАНТ, 1-я ВДОВА и 2-я ВДОВА молоды и привлекательны. 3-я ВДОВА - прежде всего высокого роста и хорошо сложена, должна уметь двигаться грациозно и с достоинством».
Молодых и привлекательных ВДОВ играют звезды театра – Карина Дымонт и Ольга Авилова и они просто чертовски хороши в своих траурных нарядах. А уж о том, с каким гротеском, который здесь просто необходим, эти актрисы могут играть, не мне рассказывать поклонникам этого театра.
Исполнительница роли 3-й ВДОВЫ, Анна Рыкова, просто безупречно подходит под данное автором пьесы описание. А еще Анна сама придумала грим для своего персонажа и, когда на нее смотришь с одной из сторон, кровь в жилах просто стынет...
В спектакле Максима Метельникова, как и в первоисточнике, минимум декораций, минимум актеров, минимум внешних выразительных средств. Все сосредоточено на актерской игре - умении передать ситуации, начинающиеся вполне реалистично и доходящие до полного абсурда.
Более того, Максим поручил роли 1-го и 2-го МУЖЧИН, которые в пьесе являлись мужьями, а по совместительству и любовниками наших ВДОВ (вот такой там междусобойчик образовался), также Карине Дымонт и Ольге Авиловой и как же они прекрасно с ними справились! За считанные минуты актрисы перевоплотились из роскошных дам, одна - в брутального и простоватого типа с нагло-хулиганской манерой, другая – в утонченного и манерного невротика...
Так что единственным актером в спектакле «Дама, чье место по центру» (так назвал свою постановку режиссер), является Егор Кучкарев (ОФИЦИАНТ) и он здесь просто великолепен!!! Роль его с минимумом слов, но зато какой для нее придуман роскошный пластический рисунок! Браво,браво, браво!!!
Место действия пьесы - кафе, поэтому в театре решили играть спектакль в Арт-кафе, сделав зрителей как бы просто невольными свидетелями того, что происходит за соседними столиками.
В первой части спектакля представлен лишь диалог двух ВДОВ, «сидящих» за разными столиками, которые умудрилиcь овдoветь в oдин и тот же дeнь – сeгодня – и дaже успeли похоронить мужeй и вовремя прийти на свидание, назначенное каждой из них любовником в этом кафе. Их рaзговор о кoмичных обстoятельствах смeрти свoих мужeй смахивает на пaтетический брeд... Актрисы утрируют образы своих героинь, используют комедийные актерские штампы, чудовищные гримасы и животные ужимки. Наблюдать за ними при этом – одно удовольствие!
События второй части предшествуют тому, что происходит в первой. Сквозными персонажами, объединяющими их, стали лишь 3-я ВДОВА и ОФИЦИАНТ.
Я умышленно не рассказываю, что произойдет дальше, чтобы сохранить интригу.
Скажу лишь, что cпектакль Максима Метельникова, включающий элeменты фaрса и буффoнады, полон юморa – смeшные обрaзы и яркиe диалoги застaвят зрителя не рaз улыбнутьcя, а зa абcурдом cцен нeтрудно будeт замeтить и глубoкиe филoсофскиe мыcли, кoторые трoнут его за сaмые тoнкие cтрунки души. Максим возвел в своем спектакле абсурд в наивысшую степень, прежде всего замечательным подбором исполнителей, и, на мой взгляд, при помощи главного козыря – поручив ВДОВАМ самим играть своих мужей.

Татьяна Татьяна 12 февраля, 08:21

Обе вдовы были весёлыми: похоронив в этот день мужей, не сняв траурных вуалей с кокетливых чёрных шляпок, они уже сидели за столиками Арт-кафе театра на Юго-западе, ожидая своих возлюбленных мужчин. Не имея чести знать друг друга, но пытливо расспрашивая собеседницу о причинах вдовства, каждая признала в даме напротив...любовницу собственного почившего мужа. Тут-то и начался поединок с игры в словесный пинг-понг - "твоя отбивка", " твоя подача". Колкости, которыми так азартно обменивались чопорные и манерные дуэлянтки, демонстрировали хвастовство, эгоизм, полное безразличие и потребительское отношение к почившим половинам, которые "и пальцем не шевельнули, чтобы всё организовать.. А ведь это были как-никак их похороны ".
Женский поединок начинается с блестящей игры в словесный пинг-понг Вдовой 1 (Карина Дымонт) и Вдовой 2 ((Ольга Авилова) - "твоя отбивка", " твоя подача". Противопоставление голосом - высоким у Вдовы1 и низким у Вдовы 2, наверное, было единственным различием этих двух обезличенных автором дам, не считая их пристрастий в еде ( "торт с крэмом или без крэма").Колкости, которыми так азартно обменивались чопорные и манерные дуэлянтки, демонстрировали хвастовство, эгоизм, полное безразличие и потребительское отношение к почившим половинам, которые "и пальцем не шевельнули, чтобы всё организовать.. А ведь это были как-никак их похороны ".
Официант (Егор Кучкаров) - вполне реалистичный персонаж, связывающий своим присутствием все четыре части пьесы. Он нечаянно, а возможно и нарочно, вносит путаницу с записками мужей, вручая их вместо любовниц - жёнам; несколько раз предупреждает Мужчину 1 (грубияна) и Мужчину 2 (меланхолика) не занимать место в кафе по центру. В принципе он занят на рабочем месте своими прямыми обязанностями: вытирает условные столики, расставляет условные стулья, приносит пирожные, пиво, валерьянку, лимонад с соломинками и даже перец (как комплимент от заведения) - вернее,таблички с рисунками этих блюд. Эти продуктовые знаки становятся по ходу пьесы и теннисными ракетками, и битами - своеобразным оружием дуэлянтов. Официант приносит и рулон черного бархата, раскатывая его вдоль стола, как скатерть. К этому поминальному столу широким жестом приглашаются уже упомянутые мужья (горе-дуэлянты) , противостояние которых начиналось с выбора места в кафе и заказа напитка, а потом переключилось на завоевание самой таинственной и зловещей героини пьесы - Вдовы 3 (Анна Рыкова).
Хорошо сложенная, высокая женщина в длинной чёрной вуали, закрывающей полностью её лицо, двигается грациозно и с достоинством. Единственная, кто не участвует ни в словесных, ни в иных баталиях, но всегда занимает место по центру и является финалом всех противостояний и отношений - Смерть. Финальное событие – это её танго с 1-м и 2-м мужчиной, следствием которого является бессмысленная смерть обоих воздыхателей.
Авторы задают много вопросов, но не дают ни одного ответа в спектакле, поэтому театральное действие вызывает много долгих размышлений впоследствии.
Я намеренно не называю имена артистов, превосходно сыгравших роли гиперболизированных, гротескных мужских образов - пусть это будет сюрпризом для будущих зрителей, ведь мы присутствовали на пресс-показе талантливого спектакля Театра на Юго-Западе.

Елизавета Ефремова 12 февраля, 03:28

В театре "На Юго-Западе" удивительным образом умеют выращивать из молодых актеров еще более молодых режиссеров. Во вступительном слове перед спектаклем "Дама, чье место по центру", художественный руководитель театра Олег Леушев даже поделился наблюдением: "Берешь человека на работу как актера, а глядишь - он уже в режиссеры метит". Видимо творческая атмосфера этого театра столь питательна, что разнообразные таланты расцветают на глазах.
И так премьера: спектакль "Дама, чье место по центру" по пьесе Славомира Мрожека "Вдовы", в пространстве артистического кафе театра "На Юго-Западе", поставил Максим Метельников.
Эта пьеса пользуется большой популярностью среди российских режиссеров. Видимо их привлекает возможный лаконизм постановки: единство места, минимум декораций, всего шесть действующих лиц.
Максим Метельников пошел еще дальше: в постановке задействовано всего четыре актера, декораций вовсе нет, необходимый реквизит заменен табличками. И этот минимализм себя абсолютно оправдывает, да, собственно, он практически полностью соответствует ремарке самого автора к пьесе. Все внимание на артистов. И прежде всего на Карину Дымонт и Ольгу Авилову, каждой из которых досталось по две роли. От сверкающих диалогов этих великолепных актрис кажется загорится сцена. Вдовушки подают нам искристый коктейль из абсурда, мещанства и глупости, щедро приправленный авторской иронией и сатирой. Юмор Мрожека во "Вдовах" балансирует на грани сарказма и гротеска. В этом спектакле персонажи не маски - они гротески, они даже имен лишены.
Усугубляя абсурдизм, заложенный автором в пьесе, Максим Метельников отдает роли погибших на дуэли мужей, актрисам, только что являвшимся нам в образах вдов. Во второй части уже нет пикировки и мелкого женского подкалывания. На сцене развязный урка (Карина Дымонт) и зажатый интеллигент (Ольга Авилова) быстро переходят даже не к дуэли, а к дикой драке. Но как красиво, в рапиде, поставил эту сцену режиссер!
И постоянно на сцене официант (Егор Кучкаров) - невозмутимый, улыбчивый, но знающий о посетителях больше, чем знают они сами. В спектакле "Дама, чье место по центру", официанту отдана роль арбитра на ринге судьбы. Он все знает, все понимает, все предвидит. И не случайно он путает записки, переданные ему мужьями для любовниц. Он выполняет волю шестого персонажа пьесы. Кто же она, молчаливая, статная, загадочная, под густой черной вуалью (Анна Рыкова)? Кто же этот шестой персонаж? О, эта дама и есть главный кукловод. И пусть драматург совсем лишил ее дара речи, но ее место по центру.

Ирина Ирина 11 февраля, 04:00

Премьера спектакля «Дама, чьё место по центру» в Театре «На Юго-Западе» стала для меня настоящим праздником. Любимый с юности театр; прекрасная Карина Дымонт аж в двух ролях — женской и мужской… Известный автор абсурдистских пьес — Славомир Мрожек… И конечно, ожидание чего-то необычного, яркого, с выдающейся игрой артистов и отлично подобранной музыкой. Ожидание, ставшее реальностью. Театр «На Юго-Западе», я тебя люблю!

Но — по порядку. Пьеса Мрожека «Вдовы», по которой поставлен этот спектакль, не так широко известна как, например, «В открытом море» и «Дом на границе». Но глубина у этого произведения похлеще всех морей вместе взятых.
Выбор пространства Арт-кафе Театра «На Юго-Западе» как площадки для показа спектакля — решение идеальное. Зрители сидят за столиками, чувствуя себя посетителями кафе; две Дамы рассаживаются за столики на сцене… Мы видим их совсем рядом; ясно и четко слышим их разговор о совсем недавно почивших мужьях. Снующий от столика к столику юркий Официант (Егор Кучкаров, браво!) — не просто обслуживающий персонал кафе: вначале безмолвный слушатель диалога женщин, он постепенно вклинивается в разговор и придаёт истории о внезапной и нелепой смерти двух мужчин неожиданный поворот.

«Эффект присутствия» в этом спектакле стопроцентный. И жизненно все — аж до мурашек.
Женщины и мужчины… какие мы все-таки разные! Хоть и слеплены из одного теста, и две несравненные актрисы — Карина Дымонт и Ольга Авилова за считанные секунды превращаются на сцене в мужчин — Ромео и Тристана, — но реакция на любовь, измену, встречу с соперником и соперницей у нас совершенно не одинаковы. Едкие «укусы» двух прекрасных «змеек», поедающих тортики за правым и левым столиками в кафе — это ничто по сравнению с «дуэлью» Ромео и Тристана, состоявшуюся с целью завоевания прекра… нет, ужасной Незнакомки!

«Танец со Смертью» стал для меня самым напряженным моментом спектакля. Музыка и Свет всегда были в моем любимом театре не просто элементами сценографии, а полноправными действующими лицами. И на сей раз кроваво-красный свет и мелодия танца как будто «замораживают» зрителей, ещё не успевших отойти от бурного веселья.
С каким же остервенением пытаются Ромео и Тристан вырвать руку соперника из хладной ладони Смерти (актриса Анна Рыкова)… Как стараются «перещеголять» друг друга, показать себя «мужчиной хоть куда»! И — ради чего? Чтобы иметь честь отдать концы первым!
Абсурд? Увы, он самый…

Сам же Демиург (в миру — Официант, в сладких мечтах вообразивший себя оным) развлекается в это время тем, что открывает ящик стола и наблюдает за малюсенькими фигурками, страстно желающими любить и быть любимыми. Если Он в хорошем настроении, то может пообещать помочь человечкам в их жизненных затруднениях. Но берегитесь беспокоить Его, когда его любимые светлые брюки забрызганы грязью! Он просто сметёт вас и ваш мир гигантской одёжной щеткой!

С легкой руки создателей спектакля и трёх замечательных актрис и талантливого молодого актера, сыгравших премьеру на сцене Театра «На Юго-Западе», даже смерть Ромео и Тристана показалась мне не столько грустной, сколько нелепой и смешной. Попытались гнуть свою линию поведения в нашем непредсказуемом, абсурдном мире? Не послушались предупреждения Официанта? Что ж, ждите рикошета!

Вам, конечно, интересно узнать, что случилось дальше с нашими Прекрасными Дамами? Почесав змеиные язычки о размер талии и глубину морщин, они с радостью переключились на Незнакомку, ими же самими придуманную и оживленную. Недаром говорят: кликни Смерть — и вот она, тут как тут!
Ох, как же обрадовались наши героини, узрев, что женщина сия совсем не так красива, как они себе представляли! Им только и оставалось, что гордо удалиться, с неожиданной для них мудростью осознав абсурдность мира, в коем у мужчин ну совершенно отсутствует вкус!

«Что же делать нам, если мы — просто песчинки в этом изменчивом мире?» — растерянно спросит некий зритель, впервые столкнувшийся с показом на сцене пьесы абсурда. Рискну ответить ему так: нужно попытаться найти своё место — даже и в этом абсурдном мире. Несмотря ни на что, жить достойно и, как завещал доктор Гааз, «спешить творить добро». Любить Жизнь и не призывать в неё Смерть.
И поверьте: чем больше людей последует этому совету, тем меньше злого, неприемлемого и откровенно абсурдного будет происходить вокруг.

Виринея Виринея 11 февраля, 03:07

Спектакль "Дама, чьё место по центру" в театре на Юго-Западе.
Режиссер Максим Метельников.
Добро пожаловать, Ваше Величество - абсурд!
В театре на Юго-Западе состоялась премьера спектакля по пьесе Славомира Мрожека "Вдовы" 1992 г. Юмор Мрожека во «Вдовах» балансирует на грани иронии и гротеска. Пьеса «Вдовы» – это поздняя пьеса Мрожека, написанная им после тяжёлой операции.
«Мрожека я открыл для себя давно, ещё во время учёбы в театральном училище, – рассказал режиссёр. – А эту пьесу совсем недавно. Парадоксальное время рождает парадоксальное искусство. Или искусство абсурда. Абсурд позволяет говорить на волнующие тебя темы через маску шутки, что даёт возможность импровизации и свободы мысли. Для меня ключом к спектаклю стала фраза: смерть сегодня осталась бы без работы, потому что люди сами отлично справляются с её обязанностями».

Произведение представляет собой размышления о смерти – правда, выдержанное в очень комичном видении. Мы часто преувеличиваем свои возможности, не понимая, кто на самом деле управляет нашей жизнью.
Спекталь будет проходить в пространстве Арт-кафе за столиками, как и действие самой пьесы, переносящее нас в ресторан. Зрители становятся как бы участниками происходящего. Интересное решение!
Две вдовы случайно встречаются в кафе и не без помощи довольно назойливого официанта Егор Кучкаров узнают друг в друге любовниц своих мужей, которые недавно дрались на дуэли, оба погибли от удара шпагой. У них есть подозрения, что во всей этой истории замешена еще и "третья".

Карине Дымонт и Ольге Авиловой удается и рассмешить, и ужаснуть зрителя. Черный юмор редкость в наше время, по крайней мере я не так часто с ним встречаюсь. Их героини - вдовы комичны и страшны в своей нелепой уверенности в собственной правоте и идеальности. Актрисы мастерски сохраняют баланс на грани этих двух состояний, а зрители только успевают следить за их словесным пинг-понгом, браво актрисам!

Абсурдная симметрия во всем (столики, стороны, вдовы в одинаковой одежде), которую безуспешно пытается подкорректировать официант (очень эффектная роль в спектакле), сменяется контрастом между двумя мужскими образами: один - брутальный и простоватый мужчина в тельняшке, другой - утонченный и манерный, в рубашке с кружевами и золотой жилетке. Затеяв драку, увлекшиеся той самой "третьей", мужчины стараются переиграть друг друга, завладеть вниманием молчаливой незнакомки. Они оба погибают, поскользнувшись на банановой кожуре, брошенной официантом, и оставляя вдовами своих обманутых жен.
Смерть (Анна Рыкова) является в образе строгой, молчаливой, печальной вдовы. Ее внешний вид не отталкивает, это реальная женщина, которая ходит рядом с нами, живет среди нас. Её образ не связан с прямым устрашением. Хочу отметить интересный гримм, с одной стороны - это маска смерти, с другой - красивая, молодая девушка. Через отношение самих персонажей к смерти нам показали самые отвратительные проявления человеческой души. Он обличает возможное поведение человека, реально столкнувшегося со смертью.
Комедия или трагедия...все перемешалось, жены, мужья, измены, любовницы. Нелепая, смешная история двух семей, смерти мужей забываются, интересные и казалось бы важные факты уходят на второй план, все становится неважным, когда приходит смерть. А разгадка этих перипетий ложиться на плечи зрителей, которые полноправные участники спектакля.

Энди Энди 11 февраля, 05:11

На днях в Тeатре на Югo-Западе (Москва) удалось посетить прeмьeрный спeктакль «Дaмa, чьё мecтo пo цeнтру» по пьесе Мрожека «Вдовы». Спeктакль прошёл на одном дыхании - актёры задали уровень драйва, высочайшего накала эмоций с первой минуты, возвели его величество Абсурд в апогей. "Вдовы", а затем и "мужья" (да, дa - актрисы воплотили на сцене, помимо жён, ещё и их мужeй) были прекрасны в своей карикатурности, нарочитой комичности и взбалмошности. Юмор, в основном чёрный, здесь как хорошая приправа - каждый раз был ко времени и к месту. Траурные барышни, случайно встретившись за соседними столиками в кафе, эксцентрично спорят и борются за превосходство, а узнав друг в друге любовниц собственных мужей (ох уж этот любовный квартет) - скатываются на ругань. И вот, когда они уже готовы практически вцепиться друг другу в скрытые вуалью волосы, на сцену выходит трeтья "вдова". Та невольно заставляет сначала замолчать, а затем объединяет новоявленных соперниц, ведь это же она - она! Несомненно! Она стала причиной трагической кончины их мужей. Визит третьей дамы в корне меняет повествование, переключает атмосферу с шебутной, комичной на вязкую, таинственную, а наши мысли - настраивает на философский лад.
Хочется поаплодировать Максиму Метельникову - его постановка точно превзошла мои впечатления от прочтения пьесы. Здесь всё по высшему разряду: великолепная комедия абсурда, гротеск, совмещённый с буффанадой, игра света и звуковых эффектов, тонко подобранная музыка и отличные актёры - это уровень не начинающего режиссёра, это профессиональный уровень. Возможно, пока больше авансом, ведь это его первая работа в данном качестве. Однако то, что своей премьерной постановкой он зaдал высокую планку на будущее, которой нужно соответствовать и по которой теперь будут его оценивать - факт.

М Годлевская 30 июня 2023, 01:15

Как часто я встречаю людей, которые сторонятся печальных книг, фильмов или спектаклей, отговариваясь тем, что "жить и так сложно, а сейчас еще страшно". А может не было бы так страшно, если бы меньше отворачивались, если бы вспоминали не только 9 мая, если бы помнили всегда...

Театр на Юго-Западе помнит, и поэтому в особый для каждого русского человека день, 22 июня, представил зрителям премьеру спектакля "В списках не значился". Режиссер Максим Лакомкин перед показом очень волновался, и его можно понять, ведь тема невероятно сложная, глубокая и трагическая. Показать на сцене в одном, чуть более чем полуторачасовом, акте объемную картину первых дней Великой Отечественной *****, глубину ее боли, трагедию ее участников - задача грандиозная. Но вполне реальная, судя по тому, что зрители увидели в тот вечер. А вот художественный руководитель Театра Олег Леушин не переживал, он точно знал - все получилось!

Уверена, что роман Бориса Васильева "В списках не значился" многим знаком хотя бы по фильму "Я - русский солдат". И спектакль этот стороной тоже обходить стороной не следует, напротив необходимо посмотреть его самим, и детям обязательно показать. Великая Отечественная ***** погубила около двадцати шести миллионов людей. Двадцать шесть миллионов жизней, двадцать шесть миллионов историй, двадцать шесть миллионов загубленных судеб, - это не просто огромное число, это цена, которая заплачена за нашу Родину, за нас и нашу свободу. История Николая Плужникова одна из этих двадцати шести миллионов. Совсем еще юный, сразу после окончания военного училища, приехав на новое место службы, он сразу попадает под первое наступление вражеской армии. Беспощадная бойня из испуганного мальчика делает решительного, храброго, жесткого человека, способного на принятие ответственных решений и на подвиги. Он продержался сколько смог, потеряв всех боевых товарищей и девушку, в которую то ли влюбился, то ли пожалел в ответ на ее заботу и поддержку тут, на *****, в темноте и сырости подземелий Брестской крепости. С первых дней он верил в силу русских войск, в нашу победу, и, казалось, хотел продержаться хотя бы до весточки, что немецкие ****** терпят поражение. Его невероятная стойкость русского солдата вызвала уважение даже у безжалостного врага. "Крепость не пала: она просто истекла кровью", и он стал ее последней каплей...

Постановка "В списках не значился" буквально сконструирована из множества очень тонких деталей, складывающихся в одну удивительную конструкцию. Первое, что видит зритель, заходящий в зал, это множество сложенных из бумаги в технике оригами журавлей, символизирующих мир. Правда, в спектакле герои неоднократно будут обращаться к ним, вспоминая аистов, по тексту. Очень важной и запоминающейся частью постановки является музыкальное сопровождение. С первых и до последних минут прослеживаются две основных темы, они волнуют и натягивают нерв как струну. Это мелодии "To death we dance" (Танцуем до смерти) Peter Gundry и "Damage fatale" (Фатальный ущерб) Zbigniew Preisner. Отдельным произведением искусства в спектакле является свет, я бы даже сказала - световая композиция, за сто спасибо художнику по свету Анатолию Докину. Без участия декораций превращающая небольшую сцену в огромное мистическое пространство, соединяющее в себе одновременно и приветливую Москву, и руины подземелья Брестской крепости, и с легкостью переносящее зрителей из одного места и времени в другое.

В первые минут десять непривычно, кажется слишком напыщенная игра, но действие затягивает очень быстро, а театральная напыщенность сменяется все большими естественностью и спокойствием. К героям же привыкать не нужно - образы подобраны настолько идеально, что сразу принимаешь их такими, узнаешь, будто знаком давно. Молодых ребят я видела в этом Театре впервые, видимо, "новое поступление", но сыграли превосходно, это уже уровень не просто большой сцены, а одного из лучших театров Столицы - Театра на Юго-Западе. Спустя неделю все еще не могу отпустить образы Коли Плужникова в исполнении Игоря Степашина и Мирры, которую сыграла Анна Рыкова, и каждый раз замирает сердце, словно я стала свидетелем реальной истории. Великолепны были в своих ролях мечтательницы Верки и скромницы Вали очаровательные Елена Лунцова и Алина Лакомкина. Все ребята молодцы, справились великолепно. Что уж говорить о старожилах Театра, превращающих каждый спектакль в неповторимое и незабываемое путешествие в другую реальность. Это Татьяна Городецкая в роли мамы Коли, Андрей Санников в роли Рувима Свицкого, Александр Шатохин в роли старшего сержанта Федорчука, Константин Курочкин в роли старшины Степана Матвеевича, Алексей Матошин в роли денщика Володьки, Сергей Бородинов в роли немца, Галина Галкина в роли тети Христи. Кстати, на спектакле со мной была приятельница, которая когда-то знала Галину Галкину, всей компанией они вместе бегали на спектакли. Интересный момент - в программке каждый персонаж записан с комментарием, который позволяет проще его идентифицировать, например: "Старший сержант Федорчук, который хотел жить. Жить, а не воевать". Очень интересная находка.

После спектакля, говорить было невозможно, где-то внутри ужасно била дрожь, в горле стоял ком. Я все еще думаю об увиденном, все это плотно засело в груди. Очень мощно. И говорить об этой постановке можно долго и много. Но лучше посмотреть. Браво!!!

Ольга Сорокина 29 июня 2023, 12:50

До сих пор под впечатлением от премьеры "В списках не значился"
О чём спектакль? Конечно, он о *****. О героическом сопротивлении Брестской крепости, куда направили служить молодого лейтенанта Николая Плужникова. О солдатском подвиге. О русском солдате.
Но не думайте, что это нечто полное военного пафоса и похоже на многие другие фильмы и спектакли о *****.
НЕТ.
Максиму Ломакину удалось сотворить на сцене трогательную и очень живую историю о людях. Обычных людях, большинству из которых выпало стать героями. А ещё ему удалось показать, что героями не рождаются.
Ведь кто такой Коля Плужников? Молоденький лейтенантик, только закончивший училище, который не только "пороха не нюхал", но и целовался-то вряд ли. И именно с рассказа о беззаботной и счастливой жизни будущего героя и начинается спектакль.
Как же бесподобно играет Игорь Степашин! Он очаровал меня в первой же сцене своей улыбкой и светящимися искренним восторгом глазами. Такие глаза могут быть только у сильного и доброго человека, очень любящего жизнь. И да, Коля Плужников любил жизнь и мечтал жить долго и счастливо.
Но судьба распорядилась иначе. Жить суждено было 10 месяцев и те в осаждённой врагом крепости. В подземелье казематов, совершая короткие боевые вылазки. 10 месяцев жизни - много это или мало?
Увидев спектакль, вы не только осознаете, но и каждой клеточкой прочувствуете, что в эти 10 месяцев способна уместиться ЦЕЛАЯ жизнь, в которой найдётся место не только героизму и подвигу, но даже любви и счастью.
Я ТАКАЯ СЧАСТЛИВАЯ - восклицает героиня Анны Рыковой Мирра. И я ей верю, потому что в этот момент я тоже была счастлива вместе с ней.
Максим Ломакин сделал ещё нечто очень важное - он потрясающе правильно подобрал актёров! И каждый играет так, словно и не играет. Это удивительно, но я в мельчайших подробностях помню каждого из выходивших на сцену, даже если это были совсем короткие эпизоды.
Как всегда в Театре на Юго-Западе, тут красивые хореографические зарисовки, очень хорошо подобранная музыка и потрясающая работа со светом.
Когда кто-то из героев вдруг озарялся синим - меня просто сжимало от боли.
И как же хорошо, что спектакль без антракта! Прервать этот постепенно, но неумолимо нарастающий трагический нерв было бы ошибкой.
И пусть особенно придирчивые и хорошо знающие первоисточник зрители, возможно, найдут небольшие отступления и некоторые режиссёрские "вольности", но это нисколько не умаляет ценность и целостность именно этой истории.
Истории русского солдата, которому отдал честь даже немецкий генерал.
Истории крепости, которая не пала, а истекла кровью.
Истории обычного человека, принявшего решение быть героем.
И... истории ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ-ДЕВОЧКИ-ДЕВУШКИ - за это отдельное спасибо. Режиссёру, актёрам, театру. Всем.
СПАСИБО.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр на Юго-Западе - адрес на карте

Статьи по теме