Современник

Оценка редакции
Современник

Знаменитый российский театр, созданный в Москве в 1956 году.

Задумка театра-студии возникла у молодых актёров, обучавшихся в школе-студии МХАТ — Олега Ефремова, Галины Волчек, Игоря Кваши, Лилии Толмачевой, Евгения Евстигнеева, Олега Табакова и других. Актёры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определённую должность. Так, по общему согласию, руководителем стал Ефремов, а Табаков взял ответственность за организационную часть. Изначально актёрская студия взяла название «Студия молодых актёров», которое отражало демократический дух группы.

Создание современного молодёжного театра стало своеобразным вызовом устаревшим и косным принципам МХАТ, который на тот момент почти не привлекал публику. Период оттепели и развенчания культа личности Сталина в 1956 году предоставили творческую свободу Ефремову и его соратникам, которые стремились по-новому взглянуть на проблемы современности. Так, Ефремов ценил этическую составляющую показываемых спектаклей, он старался оживить героев, приблизить их к зрителям. Постановки «Современника» были исполнены в жанре реализма с упором на психологизм. Некоторые критики с пренебрежением прозвали подход Ефремова «шептальным реализмом». Студия также отказалась от большинства классических произведений ради постановок современных авторов, например, Виктора Розова и Константина Симонова.

Ефремов обращал особое внимание на совместную игру актёров, поддерживал их начинания и идеи. Все члены студии имели равные права, художественный руководитель скорее давал советы актёрам, чем управлял процессом постановки. Более того, Ефремов побуждал актёров пробовать себя в качестве режиссёров. В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования распределить жалование и решить, кто из актёров получит прибавку за отличную игру, а с кем придётся расстаться по идейным соображениям.

«Студия молодых актёров» открылась премьерой спектакля «Вечно живые» по пьесе драматурга Виктора Розова, на основе которой впоследствии был снят фильм «Летят журавли». Cпектакль вызвал ажиотаж у зрителей, большую часть которых составляли студенты различных вузов Москвы. История жизни простых людей во время войны так впечатлила зрителей, что они задержались в театре до четырёх утра, обсуждая спектакль вместе с актёрами.

Неформальной датой основания «Современника» принято считать 16 апреля 1956 года — день первой постановки объединения. Но своё официальное имя театр получил лишь в апреле 1958-го, когда ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский предложил Ефремову поменять название студии после посещения одного из спектаклей. Ещё через восемь лет «Современник» получил статус театра и собственную площадку на станции метро «Маяковская» в доме 1 на Триумфальной площади.

«Современник» прославился вызывающим и неоднозначным репертуаром. Среди наиболее нашумевших и популярных спектаклей значились «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» по пьесе Розова, «Старшая сестра», «Без креста!» по повести Владимира Тендрякова, «Чудотворная», «Двое на качелях» американского драматурга Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксёнова, «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова, «Баллада о невесёлом кабачке» в инсценировке Эдварда Олби, «На дне» по пьесе Максима Горького и другие.

Особый ажиотаж вызвал спектакль «Голый король», поставленный режиссёром Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца. Постановка избежала цензуры, но в 1966 году после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был жёстко раскритикован в коллегии министерства культуры, и театр временно лишился собственного помещения.

Театр поднимал острые социальные темы, например, Октябрьская революция была затронута в трилогии, состоящей из спектаклей «Декабристы» по пьесе Леонида Зорина, «Народовольцы» по пьесе Александра Свободина и «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова[15]. Ефремов старался по-новому взглянуть на события революции, сделать её героев более человечными, показав их эмоции, переживания и страхи, которым не было место в официальной истории коммунизма.

В конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, цензура запрещала всё больше спектаклей «Современника». В это время Ефремов получил приглашение возглавить МХАТ. В 1970 году после долгого периода раздумий он покинул «Современник». Вместе с ним ушла часть труппы, а сам Ефремов забрал репертуарный портфель театра, тем самым поставив судьбу «Современника» под удар.

«Современнику» благоволили некоторые высокопоставленные советские чиновники, в частности министр культуры Екатерина Фурцева. В 1968 году благодаря её поддержке театр переехал в здание на станции метро «Маяковская». Фурцева также помогла театру отстоять постановку «Большевики», изначально запрещённую к показу цензурой. Впоследствии министр культуры сыграла значительную роль в судьбе театра, не допустив его закрытия в период отсутствия художественного руководителя.

После ухода Ефремова руководство театром перешло к художественному совету. Вместе с бывшим художественным руководителем ушёл и его директор — Леонид Эрман, от которого во многом зависел успех постановок. Эрман стоял у истоков театра, придя в него в 1957 году вместе со своей женой актрисой Людмилой Ивановой. В 1970-м пост директора занял Олег Табаков и занимал его, пока в 1989-м Эрман не вернулся в «Современник». После многочисленных собраний в 1972 году труппа и сотрудники театра выбрали актрису Галину Волчек новым художественным руководителем. 

В 1973 году Волчек открыла новый сезон спектаклем по пьесе Чингиза Айтматова «Восхождение на Фудзияму». Зрители тепло приняли постановку, и театр продолжил свою деятельность. «Современник» начал вновь сотрудничать с Константином Симоновым и пригласил таких режиссёров и драматургов, как Валерий Фокин, Александр Вампилов, Михаил Рощин, Анна Соколова. В это же время в труппу театра вошли новые актёры: Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев.

15 апреля 1996 театр был награждён орденом Почёта за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание.

Под руководством Волчек театр провёл первые гастроли в США — сначала в 1978-м, а затем в 1990 году. В 2007 году после выступлений на Бродвее «Современник» стал первым зарубежным театром, получившим престижную театральную награду Drama Desk Award. С «Современником» работают такие известные театральные режиссёры и драматурги, как Римас Туминас, Николай Коляда, Кирилл Серебрянников, Валерий Фокин, Гарик Сукачев, Евгений Арье, Марина Брусникина, Евгений Каменькович, Александр Галин.

В 2016 году Чулпан Хаматова стала заместителем художественного руководителя по вопросам финансов. По словам Волчек, опыт работы актрисы с различными благотворительными фондами подготовил её к работе на этой должности.

В 2020 году ушла из жизни Галина Борисовна Волчек, стоявшая во главе «Современника» на протяжении 46 лет. Новым художественным руководителем театра стал Виктор Рыжаков — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Школы-студии МХАТ, режиссёр, сотрудничающий с ведущими театрами России и Европы.

Ближайшие события

ср, 13 декабря, 19:00
вт, 26 декабря, 19:00

Отзывы о «Современник»

Elena 28 мая, 10:46

В минувший четверг удалось побывать на премьере спектакля-байопика "Кваша: а вдруг?" в театре Современник.
Надо признаться, что я не могу себя назвать поклонницей или знатоком творческого пути Игоря Кваши. Ну, что-то, конечно, помню: "Тот самый Мюнхгаузен", "Достояние республики", программа "Жди меня"... В театре не видела, к огромному сожалению. Тем интереснее для меня был спектакль.
Это такая биография Игоря Кваши, рассказанная им самим (в роли Кваши - Гоша Токаев). Удивительно, как без каких-то ухищрений гримеров и прочих спецэффектов буквально узнаешь и самого Квашу, и, конечно, его голос! По крайней мере, мне показалось, что очень-очень похоже :) Фото не так передает, это нужно видеть.
И остальные герои спектакля, по крайней мере, те, кого я знаю, очень-очень узнаваемы :) А тут и Валентин Гафт (Илья Лыков), и Галина Волчек (Виктория Романенко), и Олег Табаков (Виталий Муратов), и Олег Ефремов (Семен Шомин), и Нина Дорошина (Наталья Ушакова), и Николай Пастухов (Константин Мирошников). И Алена Бабенко с Марией Аникановой - в роли самих себя :)
Но по порядку. Рассказ начинается с детских лет Игоря Владимировича. Мы знакомимся с его родителями (папу играет Степан Азарян, маму - Елена Плаксина), вместе переживаем военные годы, эвакуацию, послевоенные годы в Москве. После школы Игорь поступил в школу-студию МХАТ. На самом деле я не хочу пересказывать всю биографию. Просто скажу, что это было очень интересно! Спектакль режиссера Ивана Комарова получился очень добрый, забавный и грустный, серьезный и немножечко хулиганский, пронизанный любовью к ушедшим звездам театра.
Атмосфера спектакля удивительная, какая-то щемяще-ностальгическая. Идет он, кстати, на "Другой сцене", так что все очень камерно. Потрясающая в своей кажущейся простоте сценография (Ольга Кузнецова и сценограф, и автор костюмов). С одной стороны, узнаваемые непременные элементы коммуналки: обои в цветочек, велик и корыто, подвешенные на стене, простенькие табуретки, стол, графин... А на самом деле технические возможности использованы по полной, и даже те самые узнаваемые обои в цветочек - всего лишь проекция! Я не замечала этого, пока они не исчезли :)
Совершенно волшебное музыкальное сопровождение! Мало того, что музыканты на сцене, так еще и великолепно поет Степан Азарян (и вообще музыкальное оформление спектакля его)! И до спектакля тоже поет. Я в восхищении! Не удержалась, минутку видео записала до начала спектакля. Кстати, там и обои видно :)
В общем это очень-очень хороший спектакль. Рекомендую искренне. Приятно, что он не оказался чем-то "для посвященных", чего я слегка опасалась, надо признаться.
Зал аплодировал стоя и цветов было море!

"Кваша: А вдруг?" в театре Современник

Случаются актеры, что увидишь в одной роли и запоминаешь на всю жизнь. А если таких ролей у актера много, и это роли в знаменитых и популярных фильмах и спектаклях, тогда такой актер становится, если по-западному, то звездой, а по-нашему - всенародный любимец. Таких актеров не может быть много, это товар дефицитный, а потому еще более желанный и любимый.
Вот таким актером и был Игорь Владимирович Кваша. Удивительный был актер. Не так уж у него много у него главных ролей в кино, в основном это были роли второго плана, но искусство не меряют на метры и килограммы. Иногда достаточно появиться в кадре на пять минут и роль запомнят, начнут цитировать и копировать. Ну кто не помнит бургомистра из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" или пастора из "Человека с бульвара Капуцинов"? Великие были фильмы и великие актеры в них снимались. У театральных постановок к сожалению гораздо меньше аудитория, чем у кинофильмов, но если кому посчастливилось увидеть Игоря Квашу на сцене театра Современник, не забудет его ролей и поставленных им спектаклей. Игорь Кваша служил в театре Современник со дня его основания и до своей кончины. А потому неудивительно, что именно на сцене этого популярного театра поставили спектакль-байопик "Кваша: А вдруг?". Спектакль поставил режиссер Иван Комаров на "Другой сцене" театра.
"Другая сцена" Современника меньше, уютнее, а потому спектакли, идущие на ней, воспринимаются более интимно. А для рассказа о таком негромком человеке, как Игорь Кваша, необходима именно интимность.
Спектакль "Кваша: А вдруг?" очень многонаселенный, в нем занята значительная часть труппы театра Современник, на сцену выходят и начинающие актеры, и заслуженные артисты, но видно, что для всех них этот спектакль очень дорог, как видимо был дорог этот человек.
Удивительно: спектакль идет всего два часа, но в нем удивительным образом вместились воспоминания о детстве, о родителях и дворовых друзьях, об учебе в школе-студии МХАТ, о любви и семье.
И конечно же в спектакле много сцен о создании Современника, о его великих актерах, о расколе...
Интересно было смотреть, как актеры Современника играют своих старших коллег - актеров Современника, а некоторые даже самих себя. Не знаю, ставилось ли где-нибудь нечто подобное.
Спектакль очень динамичный и очень музыкальный - весь вечер со сцены звучит живая музыка, популярные песни и мелодии времен юности Современника и юности Игоря Кваши.
Все актеры, участвующие в спектакле, очень убедительны, но особо хочется отметить Гошу Токаева, которому досталась самая главная, самая сложная роль - роль Игоря Кваши. Браво!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Современник - адрес на карте

Статьи по теме