МОСТ
Театр «МОСТ» – белый остров вечной молодости и свободы в центре шумного города. «МОСТ» – это всегда открытый экспериментам и дебютам театр, где смелые, авангардные постановки рождаются из бестселлеров мировой литературы: Татьяна Толстая и Михаил Шишкин, Владимир Войнович и Кир Булычев, Лопе де Вега и Оскар Уайльд вдохновили режиссеров Евгения Славутина и Георгия Долмазяна на создание спектаклей. В 2018 году «МОСТ» стал лауреатом Международной зрительской премии «Звезда Театрала» (спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина).
Театр «МОСТ» получил статус государственного профессионального театра в 1999 году. Он был образован на основе легендарного Студенческого театра МГУ Постановлением Правительства Москвы по ходатайству Всероссийского театрального общества. Сегодня основная труппа театра «МОСТ» – профессиональные актёры театра и кино, закончившие ведущие театральные вузы страны.
Важной частью жизни театра является участие в различных международных фестивалях. Спектакли театра «МОСТ» получают самые высокие награды международных фестивальных жюри: «Сирано» — Гран-при фестиваля в Белоруссии (2008 г.); «Счастливый неудачник» — несколько дипломов в разных номинациях на фестивалях в Белоруссии (2007 г), Литве (2008 г.), Испании (2009 г.) и Латвии (2009 г.); «Иллюзион» — Гран-при фестиваля во Франции (2012 г).
Отзывы о «МОСТ»
Ещё 25 отзывов«Большой квартирник на Большой Садовой» или
Славутин – педагог, Славутин-режиссёр и Славутин-художественный руководитель.
20 августа исполнилось 75 лет замечательному театральному режиссёру и педагогу, главному режиссёру Студенческого театра МГУ, художественному руководителю и главному режиссёру государственного Театра МОСТ, заслуженному деятелю искусств РФ, а вдобавок еще и историку математики, кандидату физико-математических наук Евгению Иосифовичу Славутину.
А совсем скоро грядет еще один юбилей - 25-лететие Театра МОСТ!
Этим двум знаковым событиям и был посвящен «Большой квартирник на Большой Садовой», который был тепло встречен зрителями, пришедшими 29 августа в этот замечательный театр.
Небольшой экскурс в прошлое:
История театра «МОСТ» (Московский Открытый Студенческий Театр) берет свое начало в 1756 г., когда по указу императрицы Елизаветы при Московском университете был учрежден один из первых публичных театров.
Пик творчества актеров-студентов университета пришелся на вторую половину XX века, когда коллективу Студенческого театра МГУ под руководством Ролана Быкова дали помещение на Моховой. Здесь работали Марк Захаров, Алла Демидова, Роман Виктюк, Анатолий Васильев и другие знаменитые деятели русского театра. В нем начинали свой актёрский путь Алла Демидова, Ия Саввина, Ефим Шифрин, Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Валдис Пельш, Максим Галкин.
Свое нынешнее название «МОСТ» получил в 2000 г., а в 2010 г. театр переехал на Большую Садовую.
На данный момент МОСТ является частью объектов культуры на Патриарших прудах. В репертуаре комедии-буфф, мюзиклы и кабаре, психологические драмы и многочисленные квартирники.
Первый мой визит в Театра МОСТ состоялся в начале 2019 года и попала я, ни много, ни мало, на премьеру возобновленного Евгением Иосифовичем спектакля «Вальпургиева ночь» - визитной карточки этого театра.
Поэтому шансов не влюбиться ни в сам театр, ни в его замечательную команду у меня не было.
С тех пор много воды утекло. Исполнитель роли оруженосца Алехи - Евгений Панферов – стал им и в жизни – он теперь помощник художественного руководителя (а в спектакле стал играть главную роль – Гуревича).
Не стало за это время нескольких ведущих артистов… Светлая память! Но на смену им пришли и прочно влились в этот замечательный коллектив другие, в том числе Всеволод Гусейнов, который стал прекрасным Тевье в «Поминальной молитве», а сейчас готовится исполнить роль Пиросмани в ближайшей премьере режиссера Георгия Долмазяна «Пиросмани. Праздник одиночества». В Квартирнике зрителям показали пару крошечных эпизодов, в которых он участвовал.
«Большой квартирник на Большой Садовой» удался на славу!
Как сказал в конце вечера Евгений Славутин - главный принцип, который исповедуют в его театре - «Нельзя быть счастливым, не делая счастливыми других!»
И в планах «Театра МОСТ» в новом сезоне – продолжать делать счастливыми своих зрителей. Шансы на исполнение задуманного большие, помимо «Пиросмани» в этот вечер показали фрагменты еще двух готовящихся к выпуску премьер.
Это пластический спектакль Владимира Беляйкина в жанре театра абсурда «В ожидании Беккета», который мне очень-очень захотелось посмотреть, хотя сам режиссер и был скуп на его описание.
А вот Евгений Иосифович очень интересно рассказал о своем новом спектакле «Скапен. Неаполитанская комедия» по пьесе Мольера», финальное буйство из которого и было показано на Квартирнике.
Когда он взял в руки пьесу Жана Батиста Мольера «Плутни Скапена», то первой мыслью было, что ставить ее просто невозможно. Главное действующее лицо пьесы – какой-то молодой садист… Но дело в том, что эту роль играл сам Мольер!!! И это был решающий факт в его решении сделать по ней спектакль. Однако, тот спектакль, который создали в Театре, в результате вышел совсем не тот, который написал автор! Весьма любопытно было бы и его увидеть, тем более, что он обещан быть веселым, красочным, где все актеры поют и танцуют.
Меня очень тронуло, когда в финале вся команда признавалась в любви своему бессменному худруку, говоря о том, как всем им повезло, что они встретили в своей жизни человека, буквально сделавшего их судьбу! Ведь благодаря Евгению Славутину у каждого артиста Театра «МОСТ» очень яркая творческая жизнь.
На вечере мы увидели лишь ее малую толику, в том числе совершенно прелестные самостоятельные разножанровые эксперименты артистов театра «Трое в лодке, не считая собаки», «Бог резни» и «Большие планы на вечер».
А в самом начале Квартирника к зрителям с пародиями на известные телепередачи вышло новое поколение - выпускники учебной студии Театра. Я умирала со смеху на их показе программы «60 минут», до того мастерски была сделана и сыграна эта пародия! Браво!!!
И не могу не отметить поздравление Мастеру, с которым вышел на сцену Илья Кожухарь, прочитавший поэтические отрывки под названием «Евгений Славутин», вдохновлённые романом в стихах Александра Пушкина.
Жаль, что я видела Илью на этой сцене всего в паре спектаклей.
Первое событие нового сезона Тетра МОСТ прошло в очень теплой и радушной атмосфере. Так не хотелось уходить из этого гостеприимного дома!
«Вальпургиева ночь»
Спектакль, поставленный Евгением Славутиным в 1989 году, ещё до публикации пьесы «Вальпургиева ночь или шаги командора» в советской печати, на сцене Студенческого театра МГУ, возобновленный к 80-летию со дня рождения автора уже на сцене Театра МОСТ, настолько хорош, что до сих пор собирает полные залы!!!
Пришедшим на него зрителям предстоит сутки провести в психушке, а по сути, прожить с обитателями одной из ее палат целую жизнь.
Сутки же эти выпадают как раз на время сбора ведьм, колдунов и прочей нечисти на шабаш (а заодно и на канун Первомая).
Как и все произведения Ерофеева, пьеса «Вальпургиева ночь» наполнена глубокой мудростью, подкреплённой неимоверным количеством неожиданных цитат из классики и энциклопедических источников.
Но не пугайтесь!
Ерофеев - мастер издевательства над классиками. Информацию он преподносит в таком занятном эквилибре, что воспринимается это не поучительно, а забавно.
Устами персонажей своей пьесы автор доносит до читателя мысли различных деятелей, от древнеримских философов до советских поэтов-песенников.
Слышать такие умные речи от пациентов дурдома необычно и смешно.
Весь спектакль можно буквально растащить на цитаты, которые, к сожалению, весьма актуальны в наше непростое время… Поэтому юмор здесь, скорее уж, черный…
Венедикт Ерофеев определил жанр своей пьесы как трагедию, что логично - всё в ней начинается плохо, а заканчивается ещё хуже…
Спектакль же Театра МОСТ с подзаголовком «Безумная больница в трёх отделениях» назван режиссером театральной фантазией.
И смотреть происходящую на сцене фантасмагорию, скажу я вам, было чрезвычайно интересно!
Итак, 30 апреля в палату №3 психбольницы поступает новый пациент - Лев Гуревич.
Гуревич (Евгений Панфёров) - существо абсолютно уникальное - горький пьяница, но эрудит, поэт и философ, рассуждающий, что «путь мой до магазина занимает ровно 670 моих шагов – а по Брокгаузу, это точная ширина Босфора». И что-то связывает его с медсестрой Натали (Анна Голотова), дежурство которой , оказавшееся роковым для персонажей пьесы, выпало как раз на вальпургиеву ночь…
Палата в психушке - это отражение общества там, за стенами и решетками этой больницы.
Кто-то из ее обитателей просто не вписался в «нормы и порядки», кто-то «косит» под больного, а кто-то и в самом деле болен.
Каждый в палате - это какая-то невероятная личность.
Особо мне запомнились Витя-обжора (Роман Зуев), который ест все подряд, даже шашки с шахматами, трогательный старичок Вова (Александр Осипов) с его рассказами о своей деревне и контр-адмирал Михалыч (Александр Сизов), над которым как раз в этот день устроили расправу.
Ну, это, естественно, кроме Прохорова, старосты 3-ей палаты (Андрей Рогозин) и его оруженосца Алехи (Михаил Рысин) – смотреть на их дуэт сплошное удовольствие!!!
А медики? Один персонаж лучше другого!!! Не дай Бог попасть в их лапы!!!
В спектакле нет маленьких или проходных ролей - все сыграли невероятно сильно и свой трагический смысл есть у каждого персонажа.
Здесь и обнаженные души пациентов, страдающих, униженных, потерявших надежду, и гротескные, уродливые фигуры старшего врача (Анатолий Сафронихин) и ее свиты - грубых, равнодушных, тупых.
Спектакль стоит посмотреть хотя бы ради интереснейших актерских работ, чтобы погрузиться в волну их обаяния и энергетики!!!
Зрители в зале на протяжении всего немаленького действия были заворожены, как кролики удавом - ни лишнего движения, ни звука.
Прекрасно вписаны режиссером в ерофеевский сюжет и демонические пляски. Одна «Hava nagila» чего стоит!!! Браво хореографам - Юлии Вергун и Елене Ершовой!
Если бы не возникшие ассоциации с сегодняшним днем, которые камнем легли на сердце, я бы сказала, что спектакль вызвал у меня полный восторг…
Люблю творчество М. Цветаевой... Знакомство с ее произведением "Повесть о Сонечке" произошло через посещение спектакля "Вся наша весна" в Театре МОСТ в камерном помещении на Новинском бульваре.
Весна - это время любви, пробуждение от зимнего сна в котором все ищут новых ощущений, эмоций...
Именно весной в жизни Цветаевой появилась Сонечка Голлидэй, девочка-женщина, подруга и наперсница поэтессы. Конечно не обошлось и без мужчин, Павлика А., Юрочки З., Володи А.
Весь спектакль, это необычные взаимоотношения между лицами, движимыми любовью..
Александра Кареева исполнила роли Цветаевой, Сонечки, нянечки. Ее актерская игра достойна похвалы, но я ее увидела больше в роли Сонечки. Мне кажется именно такой она и была, инфантильная, сентиментальная, самовлюбленная, беззащитная, красивая и несчастливая в любви девочка.
Можно было бы сказать, что это моноспектакль, но на последних минутах появляется Евгений Панферов, сыгравший Павла, и завершивший спектакль грустной нотой, признанием Марине... "я бесконечно жалею о каждой минуте этих лет, проведенных не с вами..."
Нежный, чувственный, романтичный спектакль о поэтессе и её творчестве, пожалуй может скрасить вечер влюбленных в театр, творчество М. Цветаевой или ищущих новых эмоций и чувств.
"Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая!»"
(с) Марина Цветаева
Я очень люблю творчество Марины Цветаевой, полюбила с первых строк лет с двенадцати, а выучив двадцать лет назад, до сих пор наизусть читаю ее стихи. Но вот с прозой ее совершенно не знакома и до сих пор не считала это большим упущением. Но 2 мая на новой сцене театра МОСТ состоялся "Квартирник на Новинском "Вся наша весна", на котором я познакомилась, пожалуй, с одним из самых известных ее произведений в прозе - "Повестью о Сонечке", по мотивам которого поставлен спектакль. Так я заглянула еще в одно окошко ее жизни, в которое никогда не заглядывала.
"Повесть о Сонечке" многие называют стихами в прозе, это связано с ритмичностью, выразительностью, эмоциональностью и отсутствием сюжета как такового, - это признаки, относящиеся к характеристике стихотворных форм. У режиссера Ксении Несвяченой получился пронзительный моноспектакль одновременно и легкий, и глубокий, и очень выразительный. Моноспектакль - очень сложная форма, ведь в одиночку удержать внимание в течение продолжительного времени может редкий актер, и я с такими встречалась всего несколько раз. Главную роль - Марины Цветаевой - исполнила Александра Кареева и так исполнила, что уже минут через десять после начала я видела в ней любимую поэтессу даже при полном отсутствии внешнего сходства между ними. В течение всего спектакля, моментально перевоплощаясь, Александра играла и других персонажей, в том числе саму Сонечку. Казалось бы, один человек без грима, без смены костюмов, без реквизита, но получалось очень искренне и натурально. Вот оно истинное актерское мастерство! Бесподобно, верю, браво! На последних минутах неожиданно появляется второй актер - Евгений Панферов в роли Павла, с рассказа о котором и начинается спектакль. Всего пара фраз, но картинка оживает, и зрители ощущают неминуемый печальный финал в этой вдруг сошедшей со страниц истории.
Кто же эта самая Сонечка, чье имя навсегда в своей повести увековечила Марина Цветаева? "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!", - известная цитата поэтессы. Помимо любимого мужа Сергея Эфрона, в ее сердце было место и для любви к другим людям. Одной из них стала актриса Софья Голлидэй, чья дружба стала отдушиной для Цветаевой. Из "Повести о Сонечке": "Передо мной маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками. Передо мною — живой пожар. Горит все, горит —вся... И взгляд из этого пожара — такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!" Хрупкая, романтичная и женственная, Сонечка была большой любовью и музой для Цветаевой, но более чем дружеские объятия она себе не позволяла. По стечению обстоятельств, Софье пришлось уехать в провинциальный театр, и этот разрыв был очень болезненным для поэтессы. Из "Повести о Сонечке": "Ей неизбежно было от меня оторваться - с мясом души, ее и моей. ... Сонечка от меня ушла - в свою женскую судьбу. Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину - в конце концов все равно какого - и любить его одного до смерти."
Время спектакля пролетело незаметно, уходить не хотелось. Однако, стихов и песен, заявленных в описании на сайте Театра, к сожалению, так и не было. Хотя такое дополнение сделало бы спектакль еще более "цветаевским" и волшебным. И все же этим вечером я ощутила дух присутствия великой поэтессы рядом с собой, окунулась в ее воспоминания, прониклась ее чувствами. "Вся наша весна" - это о поиске, о предательстве, о любви, о дружбе, о надежде, о разочаровании, о жизни, о людях, которых больше нет, и о ней - о Сонечке...
"Будешь цвесть под райским древом,
Розан аленький! —
Так и кончилась с припевом:
«Моя маленькая!»"
(с) Марина Цветаева
"104 страницы про любовь"
СССР. 60-ые. Мужчина и женщина. Он и Она. Наташа и Электрон.
Он -физик, прагматичный учёный, она - неисправимый романтик, мечтающий о чистой любви, не смотря на свой жизненный опыт. Случайное (а может и не совсем) знакомство в кафе. Ведь "людям моложе 102 лет свойственна вера в "необыкновенную встречу". И искра. Пламя, разгорающееся все сильнее с каждой встречей, поцелуем, разговором! Здесь их много. Герои целуются, говорят, ревнуют, спорят, ведут диалоги о жизни и просто любят друг друга. Она - отдавшись ему без остатка, он - с ноткою эгоизма. По мере приближения финала, напряжение нарастает, предчувствие беды распространяется по сцене и залу... Драма становится неизбежной.
Пьеса Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь" написана почти пол века назад, но до сих пор будоражит сердца и до сих пор актуальна. Пожалуй, я убрала бы только отсылку к возрасту героев. Любви все возраста покорны. Постановка Георгия Долмазяна очень атмосферная, яркая, я бы сказала - нарядная, пропитанная духом времени. Шестидесятники во всей своей красе - открытые, резкие, с интеллектуальными спорами и разговорами о жизни. Люди оттепели.
Прекрасный выбор актеров на главные роли. Наталья Дедейко и Александр Лырчиков попали в образ 100%. Красивая пара, заставившая зрителя поверить их чувствам. Не уступают им и остальные персонажи. Мне импонировали Пилот Лёва Карцев в исполнении Александра Лисицина и влюблённая в него Мышка - Юлия Вергун. В спектакле много музыки, вокала, при этом его трудно назвать мюзиклом, это музыкальная мелодрама. Здесь музыка скорее фон, удачно оттеняющий чувства героев, а не полноценный участник событий, затмевающий их.
По этой пьесе Радзинского поставлено много спектаклей и снято два фильма: легендарный "Ещё раз про любовь" с Татьяной Дорониной и "Небо. Самолёт. Девушка" с Ренатой Литвиновой, но сравнивать их все бессмысленно. У каждого есть свой неповторимый шарм. Спектакль Георгия Долмазяна, на мой личный взгляд, достоин того, что бы стоять в одном ряду с лучшими! Браво!
СССР. 60-ые. Мужчина и женщина. Он и Она. Наташа и Электрон.
Он -физик, прагматичный учёный, она - неисправимый романтик, мечтающий о чистой любви, не смотря на свой жизненный опыт. Случайное (а может и не совсем) знакомство в кафе. Ведь "людям моложе 102 лет свойственна вера в "необыкновенную встречу". И искра. Пламя, разгорающееся все сильнее с каждой встречей, поцелуем, разговором! Здесь их много. Герои целуются, говорят, ревнуют, спорят, ведут диалоги о жизни и просто любят друг друга. Она - отдавшись ему без остатка, он - с ноткою эгоизма. По мере приближения финала, напряжение нарастает, предчувствие беды распространяется по сцене и залу... Драма становится неизбежной.
Пьеса Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь" написана почти пол века назад, но до сих пор будоражит сердца и до сих пор актуальна. Пожалуй, я убрала бы только отсылку к возрасту героев. Любви все возраста покорны. Постановка Георгия Долмазяна очень атмосферная, яркая, я бы сказала - нарядная, пропитанная духом времени. Шестидесятники во всей своей красе - открытые, резкие, с интеллектуальными спорами и разговорами о жизни. Люди оттепели.
«104 страницы про любовь» спектакль Георгия Долмазяна в театре Мост.
Один из спектаклей на тему шестидесятых, как дань ностальгии советскому прошлому прокатившийся по театрам. Вспомним хотя бы «Таню» в театре на Малой Бронной.
Музыкальная мелодрама, как заявлено в программке, но для меня это больше драма. История о любви таких не похожих людей: продуманного научного сотрудника, которого родители назвали странным именем Электрон и вспыльчивой, порывистой и нежной бортпроводницы Наташи. Старшее поколение, наверняка, помнит прогремевший в СССР фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым, более младшее - фильм «Небо. Самолет. Девушка» с Ренатой Литвиновой и Дмитрием Орловым (озвученного К. Хабенским), который тоже хорошо запоминается.
Что же в этой, казалось бы, простой истории и почему она западает в душу? Мне кажется, что у Эдварда Радзинского талант писать искренне и трогательно, что не может не зацепить любого человека. А Георгий Долмазян смог бережно и максимально близко к задумке автора поставить спектакль. Смог донести главную мысль автора, что нужно жить здесь и сейчас, чтобы не пропустить большую и настоящую любовь.
Актеры играли безупречно, особенно хочу отметить дуэт Александра Лырчивкова и Натальи Деденко – очень глубокое и точное проживание ролей. Хотя в моем сознании они не слились во влюбленную пару, но иногда мне кажется, что автор пьесы специально так задумывал, показать двух сильно несочетающихся людей, влюбленных, все время чувствующих себя, как бы не на своем месте. Теперь мечтаю посмотреть еще второй состав.
Второстепенные персонажи тоже хороши, даже в мелочах: Екатерина Алексашина, Александр Хошибаев, Петр Снякин, Юлия Вергун и Александр Лисицин и все, все, благодарю за отличный спектакль. А какое прекрасное прочтение стихотворения «Мы – мотоциклисты» Э. Радзинского, браво!
Благодаря музыкальным вставкам – постоянное ощущение праздника, как будто любовь, это как у Э. Хемингуэя - «Праздник, который всегда с тобой». Рекомендую этот спектакль для посещения парам или друзьям, потому что его хочется смотреть в компании, а потом говорить о нем.
В театре мы с моей подругой были впервые, теперь хочу посмотреть этого же режиссера «Поминальную молитву» (очень хвалят) и добавить в копилку моих «Сирано» еще одного. Театр не большой и подходит любителям камерной сцены, пускать в него начинают примерно за полчаса до спектакля. Есть уютный небольшой буфет с кофе, бутербродами и пирожными и очень комфортная зона со столами.
Квартирник "Пора на дачу" в театре Мост
Среди русских слов, которые вошли в языки мира - sputnik, wodka, kalasсhnikov, perestroika - есть еще одно: datscha. Но понять иностранцу, почему это экономически нелепое предприятие столь популярно в России, практически невозможно.
Как им объяснить, что для нас Дача это не просто летний дом за городом. Дача это понятие, это уход в другую жизнь, в другое состояние души. Пусть вода из колодца, душ в кустах и туалет во дворе, зато душа радуется, сердце поет, каждая клеточка организма впитывает летнее солнце и тепло.
Вот такое дачное состояние, существование и настроение, решились создать актеры театра "Мост" в спектакле "Пора на дачу".
Спектакль идет на Новой сцене театра, на Новинском бульваре. Достаточно свернуть с грохочущего Садового кольца в арку и повернуть направо, чтобы мгновенно перенестись в другую реальность: тихий зеленый дворик, вход в уютный подвал, где тебя ждут, угощают чаем с плюшками и делятся самым сокровенным - своим искусством.
Режиссеру Фёдору Парасюку удалось создать прелестный микст из произведений разновременных писателей. Действительно, кто только ни писал о даче: Чехов, Бунин, Достоевский, Маяковский, Аркадий Гайдар. Дача - это не только феномен, но и место действия в русской культуре. Здесь жили, общались, выращивали овощи, изобретали и творили.
На Толстого и Достоевского в театре Мост не замахнулись, но слова из Бориса Рыжего, Али Кудряшевой и даже Рабиндраната Тагора уютно легли в строку спектакля. А еще в спектакле много-много музыки: фолка, романса, авторской песни.
Актеры театра Мост прекрасно двигаются, чудесно поют и танцуют, и еще, конечно, играют роли, причем сплошь и рядом не по одной. А еще все они очень молоды и невероятно красивы.
В результате в крохотном подвальчике на Новинском бульваре я вспомнила давно забытый запах дачного детства: речка, стрекозы, головастики, солнце, зеленая трава, цветы, походы за грибами, а позже первые влюбленности, так быстро забываемые в зимнем городе.
Спектакль "Пора на дачу" проходит в формате квартирника, что придает ему еще больше прелести, легкости и свободы.
В дальнейшем, по субботам, театр Мост обещает устраивать квартирники на разные темы. Помимо "Пора на дачу", на май еще заявлен квартирник "Вся наша весна" посвящённый творчеству Марины Цветаевой. Так что если у вас нет дачи, или вы еще не открыли дачный сезон, приходите на Новую сцену театра Мост - скучно не будет!
Театр МОСТ - молодежный камерный театр с двумя сценами: Основной, где я была сейчас, и Новой, где идут только детские спектакли. Основная сцена - весьма необычная площадка: в зале нет подъема сцены, нет кулис, зато при помощи трансформации легко изменяется расположение зрительских мест, что позволяет каждому театралу увидеть спектакль с более выигрышной стороны 👏.
Спектакль "Достоевская. Сны Анны" основан на воспоминаниях второй жены Ф. М. Достоевского - Анны Григорьевны Сниткиной. В нем она рассказывает всю свою жизнь с великим писателем, причем очень необычным способом: не от начала к концу, а от конца к началу. Ее история начинается с похорон Федора Михайловича. Причем играют Анну сразу шесть актрис, в зависимости от периода ее жизни с Достоевским. Но одна, пожилая Анна, все время находится на сцене и как бы смотрит на свои воспоминания со стороны и грустно их комментирует.
Анна-вдова; Анна, которая гордо хоронит своего мужа; Анна ведущая все финансовые дела; Анна в четырехлетнем свадебном заграничном путешествии; Анна принимает предложение Достоевского; и Анна знакомится с будущим мужем.
И если Анн было шесть, то Достоевский на протяжении всего спектакля был один. Его роль исполнял 37-летний Дмитрий Чуриков, и это весьма необычное решение: великий писатель предстал перед нами молодым (хотя по факту ему должно было быть 45-59 лет), без бороды и усов, но сутулым и сипящим. Здесь главная роль его, он един все время, и может быть в этом великолепная задумка режиссера спектакля Георгия Долмазяна.
Спектакль отличный. Рекомендую.
"Ты мое будущее все — и надежда, и вера, и счастие, и блаженство — все"
(с) Ф.М. Достоевский
5 апреля Театр МОСТ вновь поразил меня очередной пронзительной постановкой, стирающей грань между театром и реальной жизнью. Спектакль "Достоевская. Сны Анны" режиссера Георгия Долмазяна приоткрывает для зрителей обратную сторону жизни великого писателя и его творчества. Особый жанр - документальный театр - обязывает реалистично изобразить эпоху, события, героев. Это невероятный труд и для режиссера, и для сценографа, и для художника по костюмам, и, конечно для самих артистов, которые не просто перевоплощаются в разные образы, а проживают на сцене снова и снова фрагменты жизни реально существовавших людей.
Настоящая любовь - не только безграничное счастье, но, порой, и тяжкие горести. Такая любовь была у Анны Сниткиной и Федора Михайловича Достоевского. Любовь литературного гения и простой стенографистки, без которой могли не увидеть свет многие великие произведения писателя. К своему стыду я должна признаться, что читая эти шедевры русской классики, я ни разу не заинтересовалась биографией автора, а потому спектакль стал для меня большим откровением. То, что Федор Михайлович был чувствительной и сложной натурой знают многие, тем более, это понятно по его творчеству. Но мало кто знает, насколько самоотверженной была его вторая жена, его любовь, его муза, его счастье - Анна Сниткина. Она все терпела и отдавала последнее ради его счастья, помогла ему выплатить долги, освоила издательское дело, чтобы выпускать книги мужа с максимальной выгодой, не выплачивая процентов издателям, о благополучии супруга она пеклась даже в ущерб собственному. Все эти истории параллельно с действием, происходящим на сцене, нам рассказала актриса, играющая Анну уже в весьма почтенном возрасте. Весь спектакль построен на фрагментах воспоминаний из жизни Анны и Федора. Наверное потому спектакль и называется "Достоевская. Сны Анны", что по прошествии длительного времени мы закрываем глаза и видим наше прошлое потускневшими отрывками, словно это сон...
Анну в спектакле играют целых шесть актрис, каждая - в определенный период жизни. Играли чудесно, особенно Вера Семенова и Наталья Дедейко. Честно говоря, даже жаль, что Наталье выпал столь короткий фрагмент, поскольку она уже успела стать одной из моих любимых актрис в этом театре. Чудеса перевоплощений зрителям показала Екатерина Алексашина, сыгравшая в спектакле целых три роли! Но особый восторг хочется выразить Дмитрию Чурикову, представшему перед зрителями в образе Достоевского! Легкая сутулость, резкие нервозные движения, тяжесть жизненного опыта на усталых плечах, излишние чувствительность и закрытость, - все в образе говорило о том, что актер очень продолжительное время изучал своего персонажа и проживал его образ, насколько это возможно. Браво!
А еще я узнала, что в театре МОСТ зал трансформируется. И в спектакле "Достоевская. Сны Анны" сцена в виде невысокого подмостка располагается от входа со стороны буфета до окна. Два сектора зрительного зала располагаются по обе стороны от сцены. Притом, один сектор называется "АГ", а второй - "ФМ", что, как я поняла, обозначает "Анна Григорьевна" и "Федор Михайлович" соответственно. Актеры играют внутри сценического пространства, не ориентируясь на зал. А вот главная рассказчица - Анна в почтенном возрасте - играла как раз для зала и перемещалась между четырьмя стульями, стоящими по периметру сцены. И создавалось впечатление, словно Достоевская рассказывает нам свои воспоминания, а мы просматриваем их будто бы в небольшом стеклянном шаре, наблюдаем со стороны... На сцене кроме передвижной платформы с перилами, которую за время спектакля переместили всего дважды, была лишь скамейка со стороны окна и полосы ткани, закрепленные наверху вокруг сцены. Несмотря на такой минимализм, пространство не казалось пустым, его заполняло действие, эмоции, замечательная актерская игра. Но лично мне немного мешала ткань. Когда актеры оказывались за ней, и я не видела их эмоций, меня выдергивало из спектакля в реальность.
Когда спектакль закончился, мне очень захотелось познакомиться ближе с биографиями Достоевского и его преданной жены Анны. Меня до глубины души поразила история их любви. Любви, претерпевшей болезненные потери, лишения, пагубные пристрастия супруга. Как ангел-хранитель, Анна укрывала семью от невзгод, ограждала мужа от неприятностей, создавая ему все условия для плодотворной работы над его произведениями. Анна была верна Федору Михайловичу и после его смерти, храня в сердце свою любовь и драгоценные воспоминания о любимом муже. И я задумалась, вот какой должна быть любовь, а другой - нет, не нужно…