Московский театр кукол

Оценка редакции
Московский театр кукол

Старейший кукольный театр столицы.

Московский театр кукол — старейший профессиональный театр кукол столицы и один из старейших в России. Он был создан в 1930 году в системе Госиздата как Театр Детской Книги с целью пропаганды детской литературы. Сегодня МТК продолжает эту линию, создавая спектакли по современной литературе для детей и подростков, такие как «Мучные младенцы» и «Умник».

Сегодня театр, поддерживая лучшие традиции прежних лет и создавая новые театральные формы, расширяет репертуар и границы зрительской аудитории. В театре работают Большая и Малая сцены, на которых регулярно проходят спектакли для зрителей от 1+ до 16+.  
В репертуаре театра как традиционные кукольные спектакли: «Золушка», «Волшебный орех. История Щелкунчика», «Огниво», «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Зайка и его друзья», «Все мыши любят сыр», «Знаменитый Мойдодыр», «Гусенок», «Мальчик-с-пальчик», «Чиполлино», так и оригинальные постановки, открывающие новые, современные формы: сторителлинг («Снежная королева»), пластический театр («Морожены сказки»),  тотальный театр («Крабат- ученик колдуна»).

Линейка спектаклей «с закрытыми глазами», начатая спектаклем «Майская ночь» (лауреат Российской Национальной театральной Премии «Арлекин» 2014г. в пяти номинациях), успешно продолжена спектаклем «Сказка с закрытыми глазами «Ёжик в тумане», с которым в 2017 году МТК, в лице режиссёра театра Натальи Пахомовой, стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

В театре проходит актерская Лаборатория МТК.NEXT, открывающая новые тексты для театра кукол.

Отзывы о «Московский театр кукол»

Ещё 5 отзывов
tanya_sapronova 24 ноября 2019, 11:07

Сегодня посетили спектакль "Майская ночь". Трудно словами передать разочарование. Нет, не самим спектаклем, а отношением к зрителю. Анонс спектакля обещает незабываемые, невероятные ощущения от нового формата театрального представления, якобы, вы не сможете увидеть спектакль в привычном вам понимании, но сможете его почувствовать, понюхать, осязать и даже попробовать на вкус. Наверное, это так, только создатели спектакля и реализаторы билетов забывают сказать, что вся эта феерия новых впечатлений доступна только дня восьми зрителей на сцене, остальной зрительный зал (это несколько десятков человек) будут беспомощно и недоумевающе наблюдать за тем, как творится волшебство, рассчитанное только на этих 8 человек. И верх унижения - после спектакля актеры просят поделиться впечатлениями. Впечатления зрителей из зала никого не интересуют, они тут лишние и сами виноваты, что лохи. Обидно только, что в роли лохов сегодня выставили целый класс школьников театральной школы, тогда как на сцене на vip-местах из 8 человек были пятеро взрослых. Какой урок театральной жизни извлекли для себя эти школьники? По-моему, только то, что владельцы театра, да и сами актеры, нередко просто презирают публику.

Вера 9 апреля 2019, 09:55

Любимой сказке моего сына уже больше 200 лет. Мы уже смотрели Щелкунчика на льду, в драматическом театре, а недавно погрузились в волшебную атмосферу сказки в Московском театре кукол (МТК) на Бауманской

В основу спектакля "Волшебный орех. История Щелкунчика" легла пьеса драматурга Льва Яковлева, написанная по известной сказке Гофмана.

Щелкунчик - сложная сказка, по сути, это сказка в сказке, где удивительно уживаются два мира - фантазийный и реальный.
Многие ждут от постановки вошебства и магии, особой гофмановской атмосферы и, мне кажется, постановка  Московского театра кукол прекрасно передаёт этот чудесный мир именно для детей.

Постановка получилась очень праздничная, яркая и весёлая. Над сценографией отлично поработала Евгения Шахотько, лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска".
Легко, воздушно, без лишних тяжеловесных декораций спектакль играют как красочный маскарад.
⠀ ⠀
Спектакль не совсем кукольный. В основном на сцене - актёры. Играют, поют, танцуют - всё замечательно. Кукол хоть и немного, но каждая - уникальна и красива! В тот момент, когда они последовательно "оживают" в шкафу, весь зал замирает. Такое тонкое и красивой действие! Какая работа кукольников! Браво!

Дроссельмейер здесь такой чудак и фантазёр! На его лице постоянно гуляет хитрая улыбка.
Родители Мари и Фрица удивительные, но больше всего нам понравилась Мари.
Мари в спектакле, как и в книге, смелая и добрая девочка, искренняя и решительная.
Это особый дар, так естественно передать любовь и нежность к Щелкунчику.

"Зло" в этой сказке получилось очень эффектным!  С появлением Мышиного Короля возникает много динамики.
В зале полнейшая тишина! Всё внимание детей сосредоточено на сцене.
Кстати, сцена сражения Короля и Щелкунчика получила теневое воплощение.
Для меня тени - это всегда очень интересный ход.

На сцене много интересных вещей. Это и  чемодан с такими маленькими и трогательными домиками, которые изображают город Нюрнберг. И деревянный велосипед, который изобрёл Дроссельмейер, и сказочный замок с волшебными окошками.
Авторские вещицы добавляют магию, она - в мелочах!

Если вы раздумываете какого Щелкунчика посмотреть с ребёнком, то сходите в МТК.
Близость к книге, все знакомые герои, переплетение прекрасной актёрской игры с теневым и кукольным театром, интересная музыка и живое пение, юмор и веселье, динамика - отлично подойдут ребёнку с 5-6 лет.

Московский театр кукол - это целый театральный мир для ребёнка:
✅ всегда прикольные гардеробмены на входе
✅ музей кукол
✅ библиотека с книгами
✅ почтовый ящик, куда можно бросить письмо для любимого героя (мы уже написали два)
✅ открытая книга, где сын часто отмечает свои эмоции.

А в буфете есть детские стульчики для кормления - нигде ещё не встречала такой заботы о малышах!

Надежда 19 марта 2019, 06:21

Одну из самых известных постановок о любви мы посмотрели в Московском театре кукол — «Волшебный орех. История Щелкунчика».

Среди множества спектаклей по сказке Э. Т. А. Гофмана — пьеса драматурга Л. Яковлева ближе всех к оригиналу, что очень понравилось нам с дочкой. А вот привычную музыку услышали всего однажды, я её очень люблю, поэтому ждала весь спектакль, а дочка качала ножкой в такт новым произведениям композитора С. Жукова. Так же неожиданностью стало исполнение рождественского немецкого гимна «O Tannenbaum» и аккомпанемент музыкальных инструментов. Герои поют, танцуют, веселятся, ведь они встречают Рождество и всё так натурально, что зрители тоже ощущают себя частью этой семьи. Перечисленные составляющие и костюмы героев эпохи 19 века показывают нам оригинального Щелкунчика, каким он мог быть до того как П. И. Чайковский написал балет, каким его хотела показать нам режиссер Наталия Лебедева.

В спектакле актёры играют роли людей, а куклы играют роли кукол, так и Щелкунчик сначала кукла, а когда чары рассеиваются, превращается в молодого человека — племянника Дроссельмейера. Но до того как чары падут зрители видят много интересных моментов: деревянный велосипед-лошадка, необычные часы, яркие маски, элементы цирка, прекрасный игрушечный замок, удивительные домики на головах актёров и в чемодане часовщика, снег, звёзды, «чёрный театр», теневой театр и многое другое. Нас с дочкой поразил Мышиный король — это два актёра в чёрных костюмах, усеяных мышами, у одного три больших мышиных головы в коронах, у другого — 4, месте они образуют семиглавого короля и одновременно полчище мышей. Очень эффектно и даже устрашающе, особенно тем, кто смотрит с перых рядов. По окончании спектакля беседовала с дочкой о симпатиях: мне понравился волшебник Дроссельмейер (Антон Чалыш), персонаж получился весёлым, игривым и не простым; дочке понравились куклы, особенно момент, когда они ожили и стали отбиваться от мышей. Тем не менее постановка с нотками юмора и оставляет сладко-терпкое послевкусие.

Спектакль идёт 1ч. 40 мин (с антрактом), рассчитан на зрителей от 6 лет. Зал вместительный, подъёма нет, сцена высокая, кресла-трансформеры. Программка 100 руб. Дочка обратила внимание на занавес, сказала что на нём изображён Конфетенбург. Во время антракта сходили в буфет, угостились свежей (ещё теплой) выпечкой и компотом, очень вкусно и всё по 50 руб. В буфете можно присесть за столик у окна с куклами или в домик с книгами.

Рекомендую приходить в театр заранее, потому что здесь есть музей «Дом театральной куклы», где представлены куклы из различных спектаклей. Некоторые экспонаты за стеклом, но многие открыты, рядом таблички с названием спектакля, афиши, фотографии, декорации. Дочку впечатлили большие куклы, очень интересно рассмотреть их вблизи. В холле так же много кукол за стеклом и просто на окнах.

Есть волшебный почтовый ящик для зрительской почты, куда каждый может опустить своё письмо адресованное сказочному герою или любимому артисту. Если укажите обратный адрес или e-mail, то возможно получите ответ. Есть небольшой магазинчик с игрушками для детей, дочке очень понравилась марионетка, кажется у меня в детстве была точно такая же.

И это ещё не всё, обязательно задержитесь около гардероба, ведь там работают гардеробмены. Это милые куклы, которые с удовольствием общаются с детьми, играют с ними и на музыкальных инструментах. Мы познакомились с Мотей, он просто очаровал дочку, она очень ждёт новой встречи :)

Екатерина 13 июня 2018, 10:35

Премьера - это всегда кот в мешке. Но мы как заядлые театралы очень любим их, и поэтому «Царевну-Лягушку» в Московском театре кукол пропустить никак не могли ☺️ тем более, что сын очень любит эту сказку)

Но впервые мы чуть не ушли в антракте!
Первое действие было для меня настоящим мучением 😩 из-за премьеры было очень много взрослых - театральных критиков, блогеров, журналистов, друзей актеров, из-за которых нам с 12 ряда было почти ничего не видно( и это при том, что кресла в театре очень удобные - они трансформируются в детские высокие стульчики, но подъема в зале практически нет 😔 Сын ныл и ерзал, а после антракта вообще отказался возвращаться в зал!
Спасла положение сотрудница театра, которая посадила нас на самые шикарные места! Имейте в виду - последний ряд, места у прохода 👍 Вся сцена оказалась как на ладони и перед нами ни-ко-го!

И я так рада, что мы остались до конца 😅 Спектакль очень хороший, добротный, сюжет не изменён (а все же знают, как трепетно я отношусь к классике и для детей стараюсь выбирать именно классические спектакли).
Куклы классные!! Не совсем классические, а немного мультяшные, даже с иронией - мне очень понравились! Это настоящая изюминка спектакля.
Сын никого не испугался - ни Кощея, ни бабу Ягу, но минус все же есть: Иван-царевич постоянно повторяет «ёлки-палки», и нам уже сказали в саду, что и сынок стал так ругаться 🙈

И сам театр интересный - с улицы в витринах можно посмотреть выставку авторских кукол, а весной в фойе открылась ещё выставка кукол, которые участвовали в разных спектаклях.

Официальная рекомендация театра 5+, но я бы поставила 6-7+ (причём желательно, чтобы ребёнок ещё умел читать), т.к. диалоги длинные, а многие шутки и метафоры будут понятны только взрослым

Виктория 7 июня 2018, 03:06

мы с Ксюшей и попали на пресс показ сказки "Царевна-лягушка" 31 мая.
Вообще, театр кукол на Бауманской, наверное, известен всем. Это небольшое двухэтажное здание совсем рядом с м. Бауманская, в окнах которого выставлены очень красивые куклы. Когда-то (10 лет назад) мы там бывали со старшей, теперь наступила очередь Ксюши.
Что я хочу сказать: по сравнению с 2007-2008-2009 театр изменился. Сделали ремонт (по крайней мере, мне кажется, что тогда фойе было совсем другое), фойе стало красивое, светлое, уютное, с такими вот замечательными креслами. А самое главное - там стоят очень, очень красивые куклы из самых разных спектаклей (их можно просто ходить и разглядывать, это уже прекрасно :). Что немаловажно для детского театра, имеется хорошо отремонтированный чистый санузел и очень приятный буфет на втором этаже. Зрительный зал, по-моему, остался совершенно прежним (подъема там почти нет), зато появились удобные кресла, которые раскладываются наверх специально для детей (и это куда удобнее подкладных тазиков и подушечек).
Конечно, мы рассчитывали увидеть что-то, напоминающее давно любимый мультик. Так вот, спектакль на него совершенно не похож! Руководитель постановки Екатерина Образцова (внучка знаменитого Сергея Образцова) и художник спектакля Наталья Мишина (лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска») сделали работу совершенно в другой стилистике. Она, скорее, связана с русскими народными мотивами (много дерева, перекидные качели, на которых проходит весь спектакль, деревянные солнце и луна и т.д.) Костюмы кукловодов тоже напомнили мне костюмы неких русских витязей:
Очень оригинальная была игра со слогами в начале спектакля. Куклы очень своеобразные. Самые симпатичные, конечно, Иван и лягушка. Братья и их жены сделаны очень иронично. Вообще, как часто бывает в сказках, отрицательные герои удались лучше положительных. Например, генеральская дочка - просто великолепна со всеми своими нарядами, тонюсенькой фигуркой и французским прононсом :) А купчиха просто колоритнейший образ: это оранжевое платье, толщина, плюшки-бублики и добро сундуками!
А как эти две дамочки замечательно пекли хлеб, когда печка прыгала!

Баба-Яга мне очень понравилась чисто внешне (я вообще всегда неравнодушна была к этому образу). Кащей - жуть жуткая :) Как бы сказала моя старшая дочь, "криповый". Мелкая реально испугалась, когда Кащей забрал Лягушку - сцена очень впечатляющая, со световыми и шумовыми эффектами.

В общем, я бы сказала, что спектакль получился своеобразный и самобытный и смотреть его стоит, но надо все-таки учитывать ограничение по возрасту. Хотя сюжет Ксюше в ее почти 4 отлично известен, все-таки с этой постановкой стоило повременить. На сайте указано 5+, и это вполне разумно. Хотя я бы даже 6+ поставила, потому что, наблюдая за детишками в зале, заметила, что лучше всех отзывались ученики младших классов начальной школы - им уже понятен и весь культурный контекст, и ирония ситуаций.

А мы пойдем в следующий раз на что-нибудь более малышовое :)

Анастасия 27 марта 2018, 11:21

«В настоящем кратком, но поучительном обозрении нам хотелось бы рассказать авторам, публике и даже критикам о том, как возникает спектакль,какие метаморфозы претерпевает пьеса, прежде чем она, подобно бабочке,торжественно выпорхнет из кокона на премьере. Мы не намерены притворяться, что понимаем театр; его не понимает никто – ни люди, состарившиеся на подмостках,ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты…Театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку – никто заранее не знает, какой получится спектакль» (Карел Чапек).
Это получился театр в театре, мне всегда интересно посмотреть, как создается спектакль, что происходит за кулисами, как рождается то, что живет какое-то время на подмостках. И увидеть это через кукол было любопытно. И символично, ведь я оказалась в Театре кукол в день работников кукольного театра.
Подготовка спектакля показана с самого начала - поиска автора, муки создания пьесы, утверждение пьесы, и долгий-долгий-долгий процесс репетиции. Но самым сложным и страшным оказалась премьера, её хотели перенести по разным причинам, но она все равно состоялась, не обошлась без шероховатостей (ну а как без них, если это живой процесс).
На сцене были и классики театра - Станиславский, Немирович-Данченко и Вахтангов, и актеры - Комиссаржевская и Ермолова, и конечно же писатель - Антон Павлович Чехов (у которого периодически волосы сменялись докторской шапочкой), они появлялись на облаках. Но в какой-то момент кукольникам надоело быть "за кадром" действа, и в этом спектакле они появились на сцене в своем настоящем виде и с открытыми лицами, иногда даже в диалоге со своими персонажами. И приятно, что не забыли людей, которые обычно не появляются на сцене, но без них работа театра, как механизма сильно усложнилась бы (тут мы даже узнали новое значение слова "косячок").

Kagury 26 марта 2018, 09:44

- Константин Сергееич Станисла-а-вский
- Константин Сергееич Станисла-а-вский
- Константин Сергееич Станисла-а-вский

весело поет изумленный зрительский зал. Так начинается "Гиньоль". Хотя нет. На самом деле он начинается даже раньше. В фойе вас встречает целая вереница классиков театра, снабженная соответствующими цитатами.

Именно они потом появятся и в спектакле, но уже с небес, точнее - облаков, и в виде кукол. Кстати, еще неизвестно, в каком виде мы сами окажемся на небесах. Пожалуй, симпатяги-куклы - не худший вариант развития событий. У некоторых удачно встают волосы дыбом, а смена докторской шапочки Антон Палыча на его же волосяной покров каждый раз вызывает улыбку.

Но вернемся к спектаклю. В основе лежит забавный рассказ Карела Чапека "Как ставится пьеса":
В настоящем кратком, но поучительном обозрении нам хотелось бы рассказать авторам, публике и даже критикам о том, как возникает спектакль, какие метаморфозы претерпевает пьеса, прежде чем она, подобно бабочке, торжественно выпорхнет из кокона на премьере. Мы не намерены притворяться, что понимаем театр
его не понимает никто — ни люди, состарившиеся на подмостках, ни самые искушенные директора театров, ни даже газетные рецензенты. Господи боже мой, если бы драматург мог заранее знать, будет ли его творенье иметь успех! Если бы директор мог предсказать, даст ли оно сбор! Если бы у актера были какие-нибудь предзнаменования о том, удастся ли ему роль… тогда, о, тогда в театре можно было бы работать спокойно и уверенно, как в столярной мастерской или на мыловаренном заводе. Но театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль. Не только на премьере, но и каждый последующий вечер свершается чудо, заключающееся в том, что пьеса вообще идет и что она доигрывается до конца. Ибо театральный спектакль — это не столько выполнение намеченного замысла, сколько непрерывное преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть, и, хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть.
Это, собственно, фон. На относительно абстрактных действующих лиц Чапека наложены совершенно реальные руссские персонажи. Все, как один - классики, каждый в своем жанре. Режиссеры (Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов с очаровательным акцентом), актеры (Комиссаржевская и Ермолова были вне конкуренции), автор (Чехов, конечно же), а также сама пьеса в виде мимишной оранжевоклювой "Чайки" ( а может быть, ворона, а может быть...).

Засценовый голос цитирует прекрасные фрагменты из Чапека, а действующие лица непосредственно в лицах демонстируют, что написанное - абсолютная правда. Первые минут 20 мы искренне наслаждались этим чудесным, смешным и одновременно трогательным безобразием на сцене, а дальше оригинал Чапека ушел в тень, а на подмостках возобладала мысль режиссера. Согласно которой, кукольники - тоже люди, и более того - они тоже актеры. И иногда им надоедает отвечать себе на вопрос "почему вы все время ходите в черном?" (с) Чехов

Они появляются на сцене в разноцветном, а зритель, кажется впервые в кукольном театре, смотрит спектакль, в котором актеры - и люди тоже. А заодно обнаруживает, что за сценой тоже есть жизнь. А также она есть под сценой, над сценой и вокруг нее. Потому что осветители, звукорежиссеры, работники сцены (вы знали, что такое "косячок"? А вот и совсем не то, что вы подумали!), уборщицы, наконец, все они тоже участники спектакля. И многие из них тоже хотят на сцену. Хотя бы и в антракте :)

Но, опять-таки, не будем отвлекаться. Оказалось, что самое страшное, что есть в театре - это репетиция. Нам показали столь долгий, столь монотонный и совершенно без перспективы завершения процесс, что я искренне начала сочувствовать актерам. Это зритель может позволить себе бездумно вздремнуть в кресле, а актер вынужден в сотый раз выходить и произносить слова роли. Пока режиссер не будет удовлетворен результатом. Даже, если он - кукла. В итоге выяснилось, что репетицию, как и ремонт, закончить нельзя. Можно только прекратить.

Происходит это обычно на премьере. И вот тут-то и вылезают косяки (уже в более привычном для зрителя контексте). Вывод: не ходите на премьеры, друзья. Если пьеса по мысли Чапека, должна вылежаться в театре, то спектакль - и тем более. Имейте совесть. Дайте актерам спокойно доучить роли, костюмерам дошить платья, а художникам докрасить декорации. :)


Резюме: это редкий вид актерского спектакля, поставленного прежде всего для тех, кто в театре служит. Так что, если вы работник театра (и не важно, какой и какого), ни в коем случае не пропустите этот спектакль! Он создан для вас! Вы точно будете узнавать на сцене себя, своего режиссера, своего автора, своих коллег, и даже рабочих сцены и надеяться, что они-то точно вас не узнают.

Если вы зритель - просто будьте готовы к тому, что это спектакль для тех, кто в теме :) Репетиция может вас утомить, забивание "косячка" - потревожить ваш сон, но вы точно с удовольствием споете про Станиславского и перечитаете на ночь Чапека.

Большое спасибо за приглашение сообществу moscultura. такого спектакля я еще не видела :)))

Анастасия 9 марта 2018, 12:24

Побывала на премьере спектакля для взрослых - "Гиньоль имени Станиславского", и это было великолепно. Малый зал, но действие начинается еще с просторного холла, где зрители в ожидании рассматривают куклы в витринах и просто друг друга. Будет живая музыка, придется петь, смеяться и наслаждаться действием. А в конце все узнают, какой непростой путь от написания пьесы автором до ее постановки и премьерного показа...

Анна 10 января 2018, 11:29

Второго января мы с Ромиком отправились в один из наших любимых театров :"Московский театр кукол" на Спартаковской на новогодний спектакль "Школа Снеговиков".
Спектакль поставлен по сказочным историям Андрея Усачева про Дедморозовку и её жителей.
Книжку Ромик любит и я была уверенна в выборе. Но видимо ожидания были завышены и "вау" не случилось. Я бы даже сказала было немного скучно.
Гул из детских голосов в сочетании с заглушающей голоса актёров громкой музыкой мешали просмотру.
Хотя в целом спектакль хороший, идеально на возраст 3-5, максимум 6 лет.
Пересказывать сюжет не вижу смысла: как и в книжке Дед Мороз создаёт снеговичков, а Снегурочка становится их учителем в школе. Весь спектакль состоит из череды уроков и проказничеств юных учеников.
Лично мне не хватило актерской игры. Снегурочка будто замерла в двух эмоциях: недовольства Снеговичками и дежурной улыбке для деда мороза.
Дед Мороз же напоминал Сталина (извините за сравнение), даже акцент и интонация были чем-то похожи.
Кукловоды в финальном выходе и то были более богаты на эмоции :).

Екатерина 5 января 2018, 10:04

Театр этот мы любим, смотрели там прекрасные спектакли и были на чудесной экскурсии по закулисью, которую дети вспоминают даже спустя год!
Спектакль «Школа снеговиков» поставлен по сказкам Андрея Усачева. Действие происходит в Дедморозовке: Дед Мороз со Снегурочкой слепили снеговиков себе в помощь и весь спектакль Снегурочка учит их в школе. Запомнилось, как Снегурочка жалуется дедушке на снеговиков, а добрый Дед Мороз над ней посмеивается.
Будет полезно посмотреть и взрослым - многим из нас не мешало бы поучиться у Деда Мороза отношению к детским шалостям 😉
Костюмы красивые, снеговики забавные, элементы театра теней будут интересны детям.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про лучшие
события

Московский театр кукол - адрес на карте

Фотографии к «Московский театр кукол»