Отзывы о "Подходцев и двое других"

Оценка редакции
Ирина Красильникова 16 апреля 2023, 01:02

Шагая по Садовому Кольцу в сторону «Театра имени Булгакова», чтобы посмотреть спектакль «Подходцев и двое других…», я размышляла о том, что поставить сей роман Аверченко плохо — совершенно невозможно. Нужно просто следовать тому, что написал автор, и все! Яркий юмор, неожиданные повороты в жизни трёх товарищей, многочисленные их «придумки» с целью раздобыть деньги на будничные нужды и весёлые кутежи — все это весьма благотворно для показа «почтенной публике». Зритель будет смеяться уже от самих каламбуров, присказок, действий и приколов!

Однако то, что я увидела в этот вечер на сцене, превзошло мои ожидания по крайней мере вдвое. Режиссер Сергей Алдонин не ограничился просто «калькой» с романа: он вовлёк нас в истинную феерию громких звуков, ярких красок, сильных чувств и решительных действий.

Артисты играли прекрасно: начиная с самой «великолепной троицы» друзей, случайно встретившейся в начале спектакля и так же случайно разошедшейся в его финале, — и кончая городскими жителями, поющими и танцующими на сцене.
Моей фавориткой стала в этот вечер актриса Наталья Булыга, блестяще исполнившая вначале роль жрицы любви — Маруси, а потом — старой, некрасивой, но так страстно мечтающей об уютном семейном гнездышке, будущей Мадам Громовой…
Очень хороша тонкая, звонкая, вся такая из себя воздушная Мария Николаевна в исполнении актрисы Анастасии Прокофьевой. Прекрасная телом и безалаберная в поступках, соседка наших героев, умудрилась не только повесить им на шею свою маленькую дочку, но и совершенно изменить их холостяцкий быт.

О сценографии. Вначале абсолютно тёмная сцена с двумя «дверьми» и тремя железными кроватями показалась мне бедной и неуютной. Но, по мере развития действа, на ней появился «волшебный столик», позволяющий жадюге Харченко «элегантным движением руки» прятать от голодных друзей «вкусную и здоровую пищу».
Ну, и потом зрителю скучно не будет: он увидит и мерцающие во тьме звезды, и пасхальное торжество, и богатую квартиру Нюши Приходцевой… А шикарный стол-скатерть на свадьбе несчастного Громова, растянувшийся аж на всю сцену — это вообще нечто с чем-то!

Слегка сократив роман Аверченко (жаль, что не сыграли мой любимый «кусочек» о журнале «Апельсин»), — создатели спектакля оставили все остальное без изменения. Все — кроме концовки. Она была как ушат холодной воды не только для тех, кто о романе сём до этого не имел представления, но даже и для заядлых книгочтеев. Не стану проводить здесь сравнения финалов романа и спектакля: скажу лишь то, что в постановке конец более трагический и бьющий по нервам. Оно и понятно: недаром на праздновании именин Клинкова прозвучало, что «сейчас — октябрь 1917 года»…

Этот спектакль, при всей его комичности, учит многому. И в первую очередь, конечно — дорожить настоящей дружбой, которая столь редко на свете встречается. Уметь, если потребуется, отпустить от себя друга, даже если тебе без него плохо. И ещё… быть гордым, но не страдать при этом излишней гордыней. Уметь не только дарить, но и позволять друзьям своим ощущать радость дарителя.

Горячо рекомендую спектакль сей к просмотру. И посмеётесь вдоволь, и пищу для раздумий получите. И я больше чем уверена, что потом вам захочется прочесть те рассказы о Подходцеве, Громове и Клинкове, которые автор не включил в свой роман. А может — и другие книги гениального Аркадия Аверченко.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Рецензии

Пока еще смешно

Грустный спектакль, прикидывающийся комедией про мужскую дружбу.

29 апреля 2015, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма