Отзывы о "Портрет Дориана Грея"

Оценка редакции
Гулия Гулия 17 марта, 02:22

Спектакль “Портрет Дориана Грея” по одноименному произведению Оскара Уайльда в театре Гоголя –это и многомерное, многослойное повествование, и драматургия, и балет, и пластический театр, и мистерия, и, наконец, мистическое толкование мистического же сюжета.

Идя на спектакль, я задавала себе вопрос: как можно воплотить на сцене столь парадоксальное произведение, да и вообще, возможно ли это?
Просмотр спектакля убедил меня –да, можно, да ещё и с превосходным результатом.
Режиссёру Константину Мишину, на мой взгляд, удалось выполнить на сцене все перечисленные выше задачи.
Дориан Грей Мишина многолик (на сцене, словно многорукий Шива, появляются четыре актёра- воплощения Грея), рамка портрета главенствует на переднем крае сцены, а большая линза – увеличительное стекло.
Все декорации, коих не так много, неслучайны. Каждая играет свою символическую, строго отведённую ей контекстом, роль.
Спектакль очень стильный –это подарок для ценителей, эстетов- визуалов, вдохновляющихся эстетикой дендизма. Художнику по костюмам мастерски удалось воплотить идею декаденства, сделав привлекательными даже порочных персонажей - Гарри, словно сошедший с обложки британского журнала Vogue, Андрей Кондратьев. Отдельного внимания заслуживают жабры и папский колпак.
Цвета –чёрный, белый, красный серый сквозь рамку портрета вводят зрителя в мистическую матрицу сюжета.
Грей красив, он притягателен своим отрицательным обаянием. Он –человек без возраста, но красивый в любом своём возрастном воплощении –и свежим румяным юношей ( трогательная Мария Лисовая), и зрелым человеком ( непревзойдённая Людмила Чиркова).
Режиссёру действительно удалось воплотить мистическое: при безупречной игре актёров зритель абстрагируется от их пола и возраста, словно под гипнозом. находясь во власти сюжета.
Спектакль настолько мощен, что трансляция по каждому каналу восприятия может вплоне восприниматься как самостоятельно, так и в совокупности: это и живая музыка (её можно слушать отдельно), и балет (на хореографию смотреть), и драма –слушать реплики. При сочетании же всего вместе, зритель получает настоящий взрыв смыслов, аудиовизуального наполнения в рамках мистической феерии.

Полагаю, что зрителю, не знакомому с сюжетом книги, спектакль может быть непростым для восприятия, однако же посоветую пойти на него всем – это “блюдо” высокой, гурманской кухни, это, рода, “селектив”. Однако, буду рекомендовать его всем - даже если будет непонятно, Вам точно не будет скучно.

Ирина 16 марта, 01:37

После «перезагрузки» театр Гоголя работает в другом формате. Новый художественный руководитель Антон Яковлев (с лета 2022 года) отдает предпочтение классике, но делает это по-своему. Ставит сам и приглашает к сотрудничеству других мастеров. "Портрет Дориана Грея" - новаторская постановка режиссера Константина Мишина. На афише заявлено – фантастическая фантасмагория.

В 19 веке Оскар Уальд создал пьесу о таинственном портрете красивого юноши Дориана Грея. По мере того, как герой взрослел и совершал гнусные поступки, изображение на портрете угасало, старело, на нем выступала кровь. Что за мистификация? Почему герой легко фланирует по жизни, а всю вину за его действия принимает на себя портрет? Мертвая душа в живом теле – разве такое бывает?
Первое, что удивляет: заглавного героя играет четыре актера. Примечательно, что в их числе была девушка. Мария Лисовая, Александр Хохлов, Семен и Федор Немцевы отражали разные ипостаси Дориана Грея. Для чего использовался женский образ? Наверное, это символизировало все самое прекрасное, что наполняло сущность героя. Портрет на сцене был «живым» и заключенным в рамку дверного проема. Эту роль замечательно сыграла прекрасная Людмила Чиркова – актриса, служащая в театре Гоголя не один десяток лет. Я вообще всегда радуюсь, когда режиссеры задействуют в постановках актеров старшего поколения. А еще Людмилу Борисовну можно увидеть в новом фильме «Фрау», который только что вышел в прокат. Прекрасно, что она так востребована!
Лорд Генри получился у Андрея Кондратьева убедительно-зловещим и натуралистическим. Удивительная корреляция фактуры актера с его персонажем: голос, интонации, мимика. Другие персонажи также получились у актеров весьма убедительными.
Спектакль полон различных эффектов. Художник по свету Сергей Кучер создал потрясающие мультимедийные проекции скелетов на костюмах героев, которые рифмовались c обнаженной «до мозга костей» душой Дориана Грея.

Нерв спектакля подчеркивался живой музыкой в исполнении Сергея Летова и Владимира Нелинова. Звук яркий, жесткий, внезапный, тревожный заставлял то и дело вздрагивать. Музыканты играли на ксилофоне, ударных, саксофонах разной тональности.

Минималистичная сценография дополнялась костюмами, в каждом из которых считывался некий философский подтекст. Серый цвет символизировал сущность Дориана, в которой смешалось плохое и хорошее. На протяжении действа монохром разбавлялся красными элементами (платье Сибиллы, фартук и тренировочный костюм Гарри, размазанная красная помада, гранатовый сок) как символом кипящих страстей в душе заглавного героя. Мистически-инфернальный флер спектаклю добавляли определенные режиссерские фишки, которые были "рассыпаны" по всему хронометражу постановки. Речитативные «молитвенные» воззвания отсылали к христианским мотивам, хореографические композиции и акробатические трюки довершали мысли заглавного героя. Символическими акцентами выступили увеличительные стекла, которые показывали пороки главного героя особо выпукло.

В постановке чувствуется слаженная командная работа. Гармоничным получилось все: сценография и костюмы, свет, звук, актерский каст. Этот сильный психоделический спектакль рекомендую как ценителям творчества Уальда, так и равнодушным к нему. Первые оценят точность постановки в соответствии с текстом, вторые смогут увидеть глубину проблематики – вопросы пьесы актуальны и по сию пору. Да и полюбоваться четкой отточенной работой всегда приятно. Единственное, этот спектакль точно никак не стоит выбирать для романтического свидания ))

И напоследок - квинтэссенция спектакля в цитатах:
«Молодость - это единственное богатство, которое стоит беречь. Красота неоспорима, и делает царями тех, у кого она есть». «Красота оказалась лишь маской, а молодость – насмешкой».

Ирина 12 марта, 03:36

Оригинальная трактовка моего любимого романа Оскара Уайльда в театре им Гоголя удивила в хорошем смысле!
"В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. И если произведение искусства вызывает споры - значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное." (Оскар Уайльд).
Один из моих любимых авторов и жемчужина его прозы - интеллектуальный, завораживающий и неподвластный времени роман - "Портрет Дориана Грея". Грустная история о цене молодости и красоты, о жестокости и пороках, о любви и любви к искусству, о тщеславии и доброте.
Я видела постановки романа в разных театрах, но настолько необычная трактовка произведения, поставленного К. Мишиным в театре им. Гоголя, впечатляет!
Во-первых, это красиво! Спектакль невероятно эстетичен благодаря игре света: световые проекции на однотонных костюмах(телах) актёров, на кубических декорациях, вращающемся зеркале-линзе, в сочетании с подсвеченным сценическим дымом создают ощущение мистики. Во-вторых, это очень музыкально! Всё действо сопровождается живой музыкой, погружающей в таинственную атмосферу и задающей ритм движениям и репликам актеров. У кулис играют прекрасные джазовые музыканты Сергей Летов(духовые) и Владимир Нелинов(ударные). А Летов с соло на сакасофоне эпично выходит и на авансцену! Кроме того, спектакль - это пластика танца: играя свои роли, актеры синхронно двигаются под акцентную музыку, многократно усиливая смысловой эффект текста. Не даром же режиссёр ещё и хореограф. Всё вместе на сцене, как единый организм, смотрится очень гармонично и эффектно и постоянно удивляет! Удивляет и то, что Портрет Дориана - это не картина, а живой человек: женщина, вышедшая из декорации огромной рамы. Глубокая и такая важная роль замечательно сыграна Людмилой Чирковой. Главных героев намного больше, чем у Уайльда. Дориан Грей - это 4 актёра, одетые в одинаковые серые костюмы, похожие внешне, но очень разные по сути. Каждый из них - символ разных граней образа Дориана Грея. Например, Мария Лисовая в роли юного, ещё не испорченного пороками Дориана. Множество состояний главного героя исполнили также Семён и Фёдор Немцевы и Александр Хохлов. Но мои фавориты - это Сибилла (Екатерина Сахно) - одна из жертв жестокого Дориана: девушка очень выделяется своей грациозностью, нежностью и лёгкостью; и конечно, Андрей Кондратьев в роли страшного негодяя, злого гения, дьявола в облике человека - Гарри. Он великолепно раскрыл образ своего героя и очень украсил спектакль. "Зачем человеку весь мир, если он теряет душу?" Главный вопрос, на который зрители получают ответ благодаря чудесной актерской игре, игре света, хореографии и музыке. Почти 2 часа на одном дыхании. Браво артистам! Браво создателям этой эстетичной фантасмагории! Спектакль нравится не всем, но именно поэтому я процитировала великого создателя романа. В этой работе, вызывающей споры, абсолютно точно есть "нечто новое, сложное и значительное". И она получилась!

Вера 11 марта, 08:11

Сходила на спектакль "Портрет Дориана Грея" в Театр Гоголя. Спектакль по роману Оскара Уайльда, мистическая история с ************* сюжетом. К сожалению, я роман не читала, поэтому в начале спектакля было не все понятно и немного скучно... Весь спектакль исполнен в бело-серо-черной гамме, кроме тех моментов, где присутствуют убийства- там появляется красный- цвет крови.... В спектакле много живой музыки, пластики и танцев. Режиссер Константин Мишин в своей постановке объединяет текст и пластику, используя выразительные средства современной хореографии. Движение служит как бы продолжением монологов героев. Это интересно. И очень необычны спецэффекты, которых в спектакле много, и световые проекции на Дорианов. Да, я не оговорилась, на сцене присутствуют четыре Дориана Грея, которых играют четыре актера, отображая многоликость персонажа и характер происходящих перемен с этим красавцем злодеем. В течении спектакля ты становишься свидетелем трансформации человеческой души, наблюдая за тем, как злодеяния, совершенные Дорианом Греем, оставляют след на его портрете, но не на внешности злодея. Его портрет, созданный гениальным художником, способен отразить последствия совершенных им преступлений. Актёры в этом спектакле показывают не столько свой драматический талант, сколько владение пластическими навыками. А вот талант режиссера, думаю, дает однозначный ответ на главный вопрос: «Что пользы человеку обрести весь мир, если он теряет собственную душу?» Этот вопрос, вложенный в уста одного из персонажей, становится ключевым для спектакля.
Постановка необычная и непростая, не для всех понятная. Поэтому рекомендую тем, кому нравятся театральные эксперименты, кто любит триллер, мистику, ужасы...
Поскольку фотографировать во время спектакля нельзя, эти фото нашла в интернете.

Татьяна Татьяна 29 октября 2023, 10:59

В этом театральном сезоне спектакль "Портрет Дориана Грея" (по роману Оскара Уайльда) в МДТ им. Гоголя перешёл с Малой сцены на Основную. Ставить прозаические произведения на сцене безусловно сложно, поэтому режиссёрская работа Константина Мишина весьма интересна.

Постановка начинается с инвентаризации имущества на сцене: подвешенная линза, музыкальные инструменты в ящиках, грехи - 7 основных и 5 дополнительных - тоже подлежат описи.

Художник Бэзил стоит за мольбертом,заканчивая работу над своим главным произведением в искусстве - портретом Дориана Грея. Он одет в белый халат, как врач или научный исследователь. Массивные очки, закрывающие пол-лица, больше похожие на маску, видимо, защищают художника от ослепительной красоты своего натурщика или это очки, позволяющие видеть сразу душу, но не тело Дориана? Именно благонравный, степенный Бэзил решится посетить Дориана перед своим отъездом, чтобы пристыдить его за постыдные грехи. Бэзила будут убивать сразу четверо Дорианов.

Вообще с режиссёрским ходом с несколькими Дорианами я немного запуталась: то они выходят на сцену вчетвером, то вдвоём, иногда в одиночку. Все одеты в строгие серо-голубые костюмы, иногда облачены в чёрные плащи. Одного из Дорианов играет актриса ( Мария Лисовая) Иногда один Дориан произносит монолог, а стоящий перед ним Дориан 2 беззвучно открывает рот в унисон.

Что меня восхитило, так это сцена с Сибиллой Вэйн, когда одновременно на сцене перед зрителем разворачиваются все вехи этой трагической истории любви: Дориан1 рассказывает сэру Генри о своём увлечении молодой, талантливой актрисой, Дориан2 восторгается её актёрской игрой , Дориан3 в ужасе отвергает Сибиллу после провального спектакля, когда она целует руки своему Прекрасному Принцу, а Дориан4, узнав о её смерти, уже обсуждает, где бы провести приятно вечер, сетуя, что Сибила так испортила ему день, покончив с собой. Великолепный режиссёрский ход!

Хочется отметить прекрасную актёрскую работу актёра ,сыгравшего роль сэра Генри Уоттона - денди и гедониста, циника и острослова, который, играя на бессознательном эгоизме юноши, вылепил чудовищного красавица своими руками. Фигура сэра Генри получилась мистической, загадочной, поистине мефистофельской.

Портрет главного антигероя спектакля я все-таки увидела: его играла актриса Людмила Чиркова, служащая в театре с 1973 года. Ей достались наиболее важные философские монологи. Прекрасный новаторский подход! Живая музыка сопровождала всё сценическое действо: соло на саксофоне, ударных инструментах гармонично сочетались с основным действием. А уж брэйк всего ансамбля Дорианов был cool!

Хочется отметить работу видео. Время от времени Дорианов пронизывали рентгеновские лучии другие световые эффекты, обнажая их душу.

Чем же заканчивается этот шлейф мистических событий о человеке- портрете?

Финал вы узнаете на спектакле в театре Гоголя.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события