Спектакль Портрет Дориана Грея

Оценка редакции

Оскар Уайльд создал парадоксальную драму о совращении страстями и культурой. Режиссер Андрей Житинкин решил на основе романа (а точнее, без всяких оснований) поговорить о «любви втроем», причем любви вполне определенной. Дориан Грей обнажается, «обжимается» и порывисто целует лорда Генри и художника Бэзила.
На сцене никто не изнывает от прекрасного, как это было у Уайльда, все лишь плотоядно желают обладать: друг другом, деньгами, славой, вечной молодостью, вечной любовью.

Отзывы о «Портрет Дориана Грея»

Ещё 3 отзыва
Гулия Гулия 17 марта, 02:22

Спектакль “Портрет Дориана Грея” по одноименному произведению Оскара Уайльда в театре Гоголя –это и многомерное, многослойное повествование, и драматургия, и балет, и пластический театр, и мистерия, и, наконец, мистическое толкование мистического же сюжета.

Идя на спектакль, я задавала себе вопрос: как можно воплотить на сцене столь парадоксальное произведение, да и вообще, возможно ли это?
Просмотр спектакля убедил меня –да, можно, да ещё и с превосходным результатом.
Режиссёру Константину Мишину, на мой взгляд, удалось выполнить на сцене все перечисленные выше задачи.
Дориан Грей Мишина многолик (на сцене, словно многорукий Шива, появляются четыре актёра- воплощения Грея), рамка портрета главенствует на переднем крае сцены, а большая линза – увеличительное стекло.
Все декорации, коих не так много, неслучайны. Каждая играет свою символическую, строго отведённую ей контекстом, роль.
Спектакль очень стильный –это подарок для ценителей, эстетов- визуалов, вдохновляющихся эстетикой дендизма. Художнику по костюмам мастерски удалось воплотить идею декаденства, сделав привлекательными даже порочных персонажей - Гарри, словно сошедший с обложки британского журнала Vogue, Андрей Кондратьев. Отдельного внимания заслуживают жабры и папский колпак.
Цвета –чёрный, белый, красный серый сквозь рамку портрета вводят зрителя в мистическую матрицу сюжета.
Грей красив, он притягателен своим отрицательным обаянием. Он –человек без возраста, но красивый в любом своём возрастном воплощении –и свежим румяным юношей ( трогательная Мария Лисовая), и зрелым человеком ( непревзойдённая Людмила Чиркова).
Режиссёру действительно удалось воплотить мистическое: при безупречной игре актёров зритель абстрагируется от их пола и возраста, словно под гипнозом. находясь во власти сюжета.
Спектакль настолько мощен, что трансляция по каждому каналу восприятия может вплоне восприниматься как самостоятельно, так и в совокупности: это и живая музыка (её можно слушать отдельно), и балет (на хореографию смотреть), и драма –слушать реплики. При сочетании же всего вместе, зритель получает настоящий взрыв смыслов, аудиовизуального наполнения в рамках мистической феерии.

Полагаю, что зрителю, не знакомому с сюжетом книги, спектакль может быть непростым для восприятия, однако же посоветую пойти на него всем – это “блюдо” высокой, гурманской кухни, это, рода, “селектив”. Однако, буду рекомендовать его всем - даже если будет непонятно, Вам точно не будет скучно.

Ирина 16 марта, 01:37

После «перезагрузки» театр Гоголя работает в другом формате. Новый художественный руководитель Антон Яковлев (с лета 2022 года) отдает предпочтение классике, но делает это по-своему. Ставит сам и приглашает к сотрудничеству других мастеров. "Портрет Дориана Грея" - новаторская постановка режиссера Константина Мишина. На афише заявлено – фантастическая фантасмагория.

В 19 веке Оскар Уальд создал пьесу о таинственном портрете красивого юноши Дориана Грея. По мере того, как герой взрослел и совершал гнусные поступки, изображение на портрете угасало, старело, на нем выступала кровь. Что за мистификация? Почему герой легко фланирует по жизни, а всю вину за его действия принимает на себя портрет? Мертвая душа в живом теле – разве такое бывает?
Первое, что удивляет: заглавного героя играет четыре актера. Примечательно, что в их числе была девушка. Мария Лисовая, Александр Хохлов, Семен и Федор Немцевы отражали разные ипостаси Дориана Грея. Для чего использовался женский образ? Наверное, это символизировало все самое прекрасное, что наполняло сущность героя. Портрет на сцене был «живым» и заключенным в рамку дверного проема. Эту роль замечательно сыграла прекрасная Людмила Чиркова – актриса, служащая в театре Гоголя не один десяток лет. Я вообще всегда радуюсь, когда режиссеры задействуют в постановках актеров старшего поколения. А еще Людмилу Борисовну можно увидеть в новом фильме «Фрау», который только что вышел в прокат. Прекрасно, что она так востребована!
Лорд Генри получился у Андрея Кондратьева убедительно-зловещим и натуралистическим. Удивительная корреляция фактуры актера с его персонажем: голос, интонации, мимика. Другие персонажи также получились у актеров весьма убедительными.
Спектакль полон различных эффектов. Художник по свету Сергей Кучер создал потрясающие мультимедийные проекции скелетов на костюмах героев, которые рифмовались c обнаженной «до мозга костей» душой Дориана Грея.

Нерв спектакля подчеркивался живой музыкой в исполнении Сергея Летова и Владимира Нелинова. Звук яркий, жесткий, внезапный, тревожный заставлял то и дело вздрагивать. Музыканты играли на ксилофоне, ударных, саксофонах разной тональности.

Минималистичная сценография дополнялась костюмами, в каждом из которых считывался некий философский подтекст. Серый цвет символизировал сущность Дориана, в которой смешалось плохое и хорошее. На протяжении действа монохром разбавлялся красными элементами (платье Сибиллы, фартук и тренировочный костюм Гарри, размазанная красная помада, гранатовый сок) как символом кипящих страстей в душе заглавного героя. Мистически-инфернальный флер спектаклю добавляли определенные режиссерские фишки, которые были "рассыпаны" по всему хронометражу постановки. Речитативные «молитвенные» воззвания отсылали к христианским мотивам, хореографические композиции и акробатические трюки довершали мысли заглавного героя. Символическими акцентами выступили увеличительные стекла, которые показывали пороки главного героя особо выпукло.

В постановке чувствуется слаженная командная работа. Гармоничным получилось все: сценография и костюмы, свет, звук, актерский каст. Этот сильный психоделический спектакль рекомендую как ценителям творчества Уальда, так и равнодушным к нему. Первые оценят точность постановки в соответствии с текстом, вторые смогут увидеть глубину проблематики – вопросы пьесы актуальны и по сию пору. Да и полюбоваться четкой отточенной работой всегда приятно. Единственное, этот спектакль точно никак не стоит выбирать для романтического свидания ))

И напоследок - квинтэссенция спектакля в цитатах:
«Молодость - это единственное богатство, которое стоит беречь. Красота неоспорима, и делает царями тех, у кого она есть». «Красота оказалась лишь маской, а молодость – насмешкой».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события