Отзывы о "Чайка"

Оценка редакции
Елена Шмырева 15 февраля 2019, 11:06

"Чайка" в театре на Юго-Западе.
Я в курсе, что чеховская чайка является символом Московского Художественного театра. Но давнее еще школьное знакомство с пьесами «Три сестры» и «Вишневый сад» (и в театральном варианте тоже) напрочь отбило во мне желание продолжать знакомство с Чеховым, как с драматургом. Антон Павловича принято считать разработчиком «новых форм», а мне нравились его водевили и рассказы. Приблизительно такое же чувство неприятия во мне вызывала пьеса Горького «На дне». И только совсем недавно, благодаря Юго-Западу, я увидела в ней, кроме полной безнадеги и тоски, сюжет и яркие характеры. На «Чайку» шла с большой надеждой, что и тут перевернут мое отношение к автору. Обидно, не случилось. Как не был для меня Чехов драматургом, так и не стал.
Чеховский сюжет с постоянными несовпадениями привязанностей, случайной стрельбой по одиноким птицам и в собственный висок ощущается слишком пессимистичным. Чехов отстраняется от своего героя Треплева словами Нины Заречной: «В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц.» В пьесе Чехова все живые, но нет ни одного счастливого человека. Все чем-то не удовлетворены. Кому-то не хватает денег, кому-то здоровья и молодости, у молодых горячее желание служить толпе, но с тем, чтобы толпа сознавала значение служителя. А успешные люди, как оказалось, могут быть недовольны собой ибо чувствуют в творчестве собственную фальшь.
Есть связи, но нет ни одной взаимной любви. Даже та короткая, которая проходит за границами повествования, кончается прозаично и невесело: разлюбил — расстались.
И финальный выстрел ставит конец всему. Конец перспективам стать писателем. Конец для матери увидеть своего сына счастливым. Конец для надежд престарелого дяди гордиться успехам племянника. Конец очередному семейному древу.
Холодно, с постоянным ощущением сквозняка. В наше не самое оптимистичное время воспринимается гнетуще. Мысль о том, что писалось более века назад, не улучшает восприятия, а вызывает обратный эффект. К чему страстное желание вырваться из серой и пошлой окружающей действительности и страстные мечты о другой, более счастливой и содержательной жизни, если все что нас ждет «...все жизни, свершив печальный круг, угаснут. Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь».
Дайте мне старых форм, красное вино и пиво для Бориса Алексеевича...Мы будем играть и пить. Давайте садиться, господа.
О самой постановке. Реалистично. У Чехова постоянно романсы действующие лица напевают, вот и артисты не отстают. С образами тоже все складывается. Пожалуй только Константин Курочкин слегка отрывается от прописанного автором зануды-учителя, не удается ему до конца потушить собственную жизненную активность.
А еще в спектакле заняты замечательные Олег Леушин (Тригорин), Ольга Иванова (Аркадина), Алексей Матошин (Треплев), Карина Дымонт (Нина Заречная), Сергей Бородинов (Сорин, брат Аркадиной), Евгений Бакалов (Шамраев), Илона Барышева(Маша), Татьяна Городецкая (Полина Андреевна), Алексей Ванин(доктор Дорн), певучий Антон Белов(Яков).
Огромное спасибо за приглашение сообществу «МосКультУРА» и театру на Юго-Западе за постановку.

gr28081959 13 февраля 2019, 11:06

Как минимум десять раз в разных театрах и в разных жанрах я смотрела чеховскую «Чайку» (только 4 февраля была в Электротеатре), но только увидев ее в постановке Валерия Беляковича, поняла всю трагедию Треплева – так пронзительно исполнил его роль Алексей Матошин. Его Константин был такой трепетный, ранимый, противопоставленный всему остальному миру (поэтому трагический финал был неизбежен)!
Но это было совсем не единственное мое откровение за этот вечер!!!
Я не помню ни одного исполнителя роли Сорина (брата Аркадиной), ни одной Полины Андреевны (жены управляющего Сорина, влюбленной в Дорна)…
А Сергей Бородин и Татьяна Городецкая сыграли так, что забыть их я уже не смогу.
Очень хорошо «легла» роль Нины Заречной на Карину Дымонт – такого блестящего исполнения монолога «Люди, львы, орлы и куропатки…» мне еще не доводилось слышать! И как было после него не поверить Тригорину и Дорну, которые сказали, что пьеса Константина им понравилась?!
Константин Богомолов, чью «Чайку» я тоже посмотрела с большим интересом, ввел во второе действие пьесы другую актрису на роль Нины Заречной, чтобы нагляднее показать, что сделали два года лишений, невзгод и отчаяния с молодой, восторженной, романтичной, талантливой девочкой.
А вот Карина за время антракта смола так преобразиться (практически не прибегая при этом к гриму!!!), что смотреть на нее без боли было просто невозможно, а последний ее монолог (голос!!!) пробирал зрителей просто до дрожи …
И как мне было жаль, что такой обаятельный, но неуверенный в себе Тригорин (Олег Леушин) не устоял перед натиском Аркадиной (Ольга Иванова) и не ушел от нее к Нине (может тогда он и смог бы стать писателем лучшим, чем Тургенев?).
«А у меня такое чувство, как будто я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф…» - говорит в пьесе Маша (Илона Барышева), и эта ее фраза нашла свое реальное отражение в спектакле, поставленном Валерием Беляковичем – полиэтиленовые шлейфы здесь тянутся почти за всеми персонажами
В их образах (за исключением властной и уверенной в себе Аркадиной) сквозят дикая тоска, неприкаянность и бессмысленность существования.
Что и говорить, актерский ансамбль спектакля своим мастерством интонации, пластики, жеста, своей искренностью и самоотдачей добился блестящего прочтения классики!!!
Такому восприятию актерской игры, конечно же, очень способствовала и сценография спектакля (зеленая подсветка сцен на озере!!!) и музыка, такие тревожные ноты в ней звучали с самого его начала!
Ну а мне остается только констатировать, что в моей копилке появился еще один шедевр от Театра на Юго-Западе!!!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма