Отзывы о "Отморозки"

Оценка редакции
Жерар Антонэско 17 февраля 2013, 12:03

Безвкусный тренд Кирилла Серебренникова

Недавно «Дождь» показывал, как Собчак мучила вопросами художественного руководителя театра «Модернъ» Врагову. Основная претензия ведущей сводилась к театрам, которые находятся за бортом тренда. В пример ставилась первая и еще не остывшая жертва – Театр имени Гоголя. Собчак с радостью намекала Враговой, что она может быть следующей. Врагова кипела и пыталась защищаться. Но вместо умелого отражения вопросов, она стала махать саблей во все стороны. Домахалась до того, что рассказала про её постановку, которая, оказывается, входит в десятку лучших спектаклей мира. Собеседник, сидящий за одним столом с ней, так изумился, так вопросительно посмотрел на неё. А кто не удивится, если обнаружит, как худрук среднего столичного тетра прямо на глазах превращается в фигуру мирового масштаба. Что сказать – Врагова переволновалась, доказывая, что репутация театра находится в прекрасной и современной форме.
Удивителен в этой истории не столько ответ собеседника, сколько критерий отбора театров для Собчак. Для неё главное - быть в тренде. А как появляется тренд? Здесь либо неимоверная нравственная сила человека заставляет о себе говорить, либо искусственно поднятый шум обращает на себя внимание. Точнее второе ложно принимается за первое. То есть кажущаяся сила оказывается не такой могучей, как о ней поется.

Эти рассуждения я подвожу к моему знакомству с открывшимся Гоголь центром.
Через грязные и длинные туннели курского вокзала, через слякоть и прижавшиеся к друг другу палатки, вы попадаете в театр. Внутри светло. В кассе за темным окошком сидит уставший кассир и пытается объяснить по телефону, как дойти до тетра. Все сотрудники в красных балахонах. Театр тоже соответствует моде. Впереди белые крупные колонны. За ними деревянные столики. И голые кирпичные стены. Эти три цвета хорошо сочетаются, создавая современную уютную обстановку. В некоторых местах вырезаны зеркальные фигуры известных людей. Их высказывания обведены в кружочек и постоянно мигают, как надпись в баре. Самое красивое место тетра, конечно, его зал. Он действительно удался. Главное его преимущество - это целостность зрительного зала. Ты ощущаешь себя неотъемлемой частью всей публики. Стоит отметить прекрасный потолок, обшитый деревом и две, подходящие к нему, люстры в стиле модерн.

Это была постановка романа Прелепина «Санькя». Как известно, книга была удостоена многих наград, и даже Лимонов отозвался завистливым замечанием: «Это должен был написать я». Книга читается с удовольствием. Внимание держит герой, причем не далекого прошлого, а нашего настоящего. Санькя и его друзья противостоят мощному государственному механизму. Пытаясь его сломать, они часто ломаются сами, но не отступают. Каждый характер, встречающийся в романе, обращает на себя внимание. Причем их яркость грамотно вплетена в ткань быстро развивающихся событий. Читатель вливается в настроения, которые в реальной жизни, происходят очень близко. Автор ухватил пером часть эпохи. Поэтому читателя не оторвать от книги. Чего, к сожалению, не скажешь о спектакле. Это сказывается уже в названии. Если книга называется нейтрально, а именно, именем главного героя, то названия спектакля «Отморозки» дает негативную окраску действующим лицам. Яркий характер героя книги на сцене показан тусклым мерцанием непонятной идеи. Он отчаянно борется и упорно противостоит. Но чему? Вот главный вопрос. На сцене не показан враг и не доказана его вина. А ведь в книге это хорошо иллюстрировано. Например, разрушающаяся деревня, и её последние струнки жизни- одинокие старики. Также тускло выглядит выход режиссера за рамки книги. Вначале спектакля разные люди высказывается о протестных движениях. Но речи слабые. Они плохо, неубедительно и тихо выражаются. Пожалуй, только одна выражена правдиво. Это певица, которая увидела на демонстрации, как парень пытался кричать о свободе, но его бьют и кровь течет по лицу. А она задается вопросом, следует ли ей оставаться на сцене и там петь, или применять свой талант для более важного. К положительным моментам нужно обязательно добавить попадание режиссера в некоторые моменты книги. Автор книги виртуозно выражает сцену любви, обходясь без вульгарных выражений. На сцене это изображено, как Санькя и девушка прыгают через перила. А ощущения - то совпадают. Вот волшебство. Мать главного героя тоже волшебство, но здесь другой прием. Она выражена настоящим чувством. С одной стороны, это искренние переживание за сына, а с другой - далекая пропасть, между ними, которая усиливает драматизм отношений. Она на сцене не играет, она на сцене живет. Другие актеры , направленные режиссером, отлично играют отморозков, которые, я надеюсь, со временем из мерцания превратятся в свет.

Так же я надеюсь, что это будет тот истинный свет нравственной силы, который превратиться в настоящий тренд, а не пустой шумихой, которая так понравилась Собчак.
п.с. Стоит признать в этой записи взгляд дилетанта. Буду рад, если разбирающиеся в искусстве люди, откорректируют мои позиции.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 3)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Политическая сатира: как это устроено

Классика наизнанку, повторение пройденного и новые пьесы на злобу дня — три типа самых скандальных спектаклей.
1 апреля 2015

Политическая сатира в театре

Лучшие спектакли на злобу дня.
7 ноября 2013

Спектакли-победители «Золотой маски»

Об этих спектаклях «ВД» писал уже не раз, но теперь есть веский повод повториться. Все они стали лауреатами нынешней «Золотой маски»
25 апреля 2012

«Отморозки» идут!

На «Золотой маске» покажут самый острый спектакль прошлого сезона. Ретроградов просят выпить валерианки.
28 марта 2012

Молодые и рассерженные: театральный авангард на этой неделе

На этой неделе можно увидеть сразу два громких спектакля с участием студентов Кирилла Серебренникова: «Отморозков», получивших главный приз фестиваля «Твой шанс», и авангардных «Фей». Must see для тех, кто ценит современный театр без розовых очков.
22 июня 2011

Захар Прилепин: «Формулы литературы нет»

Перед московской премьерой спектакля «Отморозки» журнал «Ваш досуг» поговорил с Захаром Прилепиным.
11 мая 2011

Другие спектакли / драма