Лучшие спектакли на злобу дня.

Остросоциальные и политические спектакли в моде — хотя бы один есть в репертуаре каждого серьезного театра. Как чувствуют Родину и происходящее в ней современные режиссеры и что смотреть рассерженным горожанам, читайте в нашем обзоре VashDosug.ru.

«Враг народа»
Театр Маяковского




Маяковка предприняла смелую попытку поговорить о современной российской политике. И пусть знаменитая пьеса Ибсена в версии драматурга Саши Денисовой неидеальна, посыл ясен — мы живем в обществе, гниющем изнутри. Место действия  — провинциальный российский город. Не так давно в нём (не без помощи корыстных инвесторов) открылся лечебный центр. Благодаря рекламе местной минеральной воды в новообразовавшуюся здравницу повалили туристы. И вдруг врач и эколог Томас Стокман обнаружил в «золотоносной» воде смертельно опасный яд. Его открытие вызвало бурю протестов со стороны власть имущих. Как ни старался герой доказать, что процветание города зиждется на преступлении против здоровья его граждан, рот ему все ж-таки заткнули. Доктор погиб. В этом спектакле блистает Игорь Костолевский в роли мэра, Алексей Фатеев в роли изгоя-доктора, Сергей Удовик в роли главного редактора медиахолдинга, который легко жонглирует общественным мнением. Кроме того, здесь очеивдна суперсовременная, но ненарочитая сценография, — художник Михаил Краменко над стерильной сценой подвесил вращающийся куб, который легко превращается в монитор ноутбука, в кабинет редактора, в комнату доктора Стокмана. Наконец, этот политический спектакль не лишен юмора. Смотреть всем.

фото Александра Качкаева


«Сказка о том, что мы можем, а чего нет»
МХТ им. Чехова




Марат Гацалов поставил текст культовых Петра Луцика и Алексея Саморядова. За драматургическую интерпретацию отвечал Михаил Дурненков, за художественные решения — радикальнейший автор Ксения Перетрухина. Зрителей при входе встречают полицейские. Покрикивая, они «перетасовывают» публику и заводят в разные пространства-кабинетики из картона. Кто в какой попадает — чистая случайность. Как следствие: случайность и спектакль, который видит каждый.
Четыре кабинета — одно отделение условной русской народной полиции. Поп в черной рясе разгуливает здесь и крестит каждый предмет. Тот же поп насылает «страшные заговоры посредством смс» и заставляет новобранцев распевать молитвы. Начальник отделения Олег Махмудов (превосходная работа Алексея Кравченко) — русский богатырь-«пахан», решает, кого сегодня «со скуки» застрелить на месте, а кого спалить живьем. Будничный ад, видимый, осязаемый, омерзительный. Что хотели сказать авторы, очевидно: одуревшая от произвола полицейская страна на краю. И до обрыва — совсем чуть-чуть.

фото Михаила Гутермана


«Идеальный муж. Комедия»
МХТ им. Чехова




Ставший культовым спектакль Константина Богомолова — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Если вам нравятся шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда. Такого в театре вы еще не видели! А если видели, не сомневаемся, что захотите повторить.

фото Екатерины Цветковой


«Алиса и государство»
Центр Мейерхольда




Выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова и режиссеры Алексей Жеребцов и Алена Янкелевич придумали спектакль-ликбез на тему, как устроено государство. Что-то вроде учебника по теории государства, рассказанного языком сцены. Саша Денисова использовала форму кэролловских сказок про путешествие девочки в страну чудес — только вот новая Алиса (прекрасная Инна Сухорецкая) — это кто-то вроде современной отличницы в смешном свитере и кедах. На экзамене от страха получить двойку она падает в обморок. Темнота поглощает ее — она оказывается в стране российских народных чудес. Здесь узнаваемыми оказываются все: и пенсионерки-цветы, запутавшиеся в коммунальных платежах, и участники Болотного «чаепития», рассуждающие о митингах и замкадье, и Доктор Дама Червей, помогающая бомжам, и полицейские («Патруляля»), пытающиеся оправдать задержание. И, конечно, представитель партии Единорога, несущий ахинею прямо с трибуны. На сцене — эдакий перфоманс на злобу дня. Однозначно симпатичный и любопытный.

фото: пресс-служба театра


«Берлуспутин»
Театр.doc




В крохотном подвальчике Театра.doc  затеяли разговор со зрителем. Разговор на темы, далекие от тех, что приняты в театре. Кто он — реальный лидер страны? Плохой он или хороший? Что за «дурдом голосует за Путина», и чего, собственно, хочет оппозиция? Главными героями блестящего злого фарса стали Владимир Владимирович Путин и его супруга Людмила. По сюжету против закадычных друзей, Путина и Берлускони совершен терорристический акт. Берлускони убит, Путин ранен в голову, медики спасают российского «вождя», пересадив ему уцелевшие мозги Берлускони. Когда новый Путин приходит в себя, он обнаруживает, что стал другим человеком — добрым, милосердным и благородным. Лжегерой бежит к супруге в монастырь, чтобы там, в ее келье, услышать правду о том, «что он сделал для народа». Отрывки, в которых Епишев (исполнитель роли БерлусПутина) и Германова (Людмила Путина) играют супругов — фейрверк уморительно смешных гэгов и сумасшедших импровизаций. Зритель захлебывается от восторга, глядя на эту зубодробительную историю, которая на самом деле является безжалостной сатирой на российскую политику. А заодно на всех нас.

фото Михаила Гутермана


«Золотой петушок»
Большой театр




Пушкин как провидец современной российской истории? — почему бы и нет. Кто знает работы Кирилла Серебренникова, не удивится, увидев, что «Золотой петушок» в его интерпретации смотрится и слушается совсем, не как сказка. Упор режиссер сделал на людях, власть предержащих. А значит исключил из оперы «утрированный русский стиль». Лубка, как говорится, не будет. А будет жестокая реальность и правда-матка про русских властителей и их окружение. Это опера — скорее сатира, чем развлечение. Здесь есть где развернуться общественно-политической мысли.
Золотой петушок превращен в двухглавую птицу в клетке, царь Додон — на говорящую голову из ящика, царь-девица — в стройную даму в фирменных нарядах известных лейблов, слуги царя — сплошь и рядом таджики в классических синих трениках. Музыка Римского-Корсакового прекрасна сама по себе, но она мало что добавляет режиссерской мысли. Которая искрится, парит и бесконечно радует обличителей современной системы.

фото: пресс-служба театра


«Вечерний выезд общества слепых»
Театр Сатиры




Куда как не в Театр Сатиры идти смотреть сатиру. На этот раз авторства Виктора Шендеровича. Писатель, подаривший стране «Кукол» и «Итого», придумал «Вечерний выезд общества слепых» в 1993 году, в 2011 — по просьбе Александра Ширвиндта его откорректировал с учетом реалий сегодняшнего дня. В итоге случилась острая пьеса про страшно смешную страну. Начинается все эффектно — по туннелю мчится поезд метро, пассажиры тихо трясутся, думая каждый о своем. Редкая остановка — тихая паника.В ситуации экстремальной наружу лезет все, что накипело. Монархист, захлебывается в собственной агитации, дамочка визгливым голосом упрекает мужа в собственной неудачной жизни, мамина дочка срывающимся голосом кричит в телефонную трубку матери, что «уже — женщина и взрослый человек». Все судят-рядят, что произошло с поездом и почему, собственно, стоим. Версии у того, и другого одна эффектнее другой. И джихад, и невыспавшийся машинист, и загул кришнаитов с их хари-рамой, и восстание кротов. Публика верит в последнюю, самую абсурдную, — поскольку, само собой, давно привыкла готовиться к самому худшему. Смех сквозь слезы гарантирован.

фото Екатерины Цветковой


«Отморозки», «Идиоты», «Страх»
Гоголь-центр




Самые злые и самые смелые политические спектакли всегда можно найти в репертуаре Гоголь-центра. Постановка-хит, заслужившая «Золотую маску» — «Отморозки» Кирилла Серебренникова. В нем оживает митингующая толпа юнцов, бунтующих против нынешней власти. Страшный, но правдивый рассказ о нынешних революционерах адептам классического искусства смотреть не стоит (нецензурная лексика и всякая другая «жесть», само собой, присутствуют). Всем остальным — в обязательном порядке. Так же, в список must see поклонников современного театра — «Идиоты» того же Серебренникова и «Страх» Владислава Настишева. «Идиоты» — это интерпретация киноленты Ларса фон Триера о кучке людей, притворяющихся умственно отсталыми, чтоб «разбудить» зажравшееся буржуазное общество. Только теперь «идиоты» стали кем-то вроде арт-группы «Война» или тех же Pussy Riot. Серебренников «прошелся» по всем болевым точкам «нашей Раши», — и, надо признаться, у него нетерпимость общества, о которой снимал свое кино Триер, оказалось куда правдоподобнее. Владислав Насташев поставил свой «Страх» по шедевру Фассбиндера «Страх съедает душу». И он также, как и Серебренников, переиначил сюжет с прицелом на российскую действительность. В итоге получилась сентиментальная мелодрама про внезапное чувство между русской бабушкой и таджикским юношей (в оригинале — немкой и «понаехавшим» турком). Любовь эту, разумеется, никто не собирается им прощать. Никаких хэппи-эндов в «Страхе» нет и быть не может, однако спектакль не кажется «чернушным». Всё-таки он о любви.

фото Анны Шмитько