Спектакль Король-Арлекин

Король-Арлекин Король-Арлекин
В избранное
Оценка редакции
23 декабря 2018 (Вс) | 19:00 Полное расписание
Постановка Театр Романа Виктюка / Метро Сокольники
Жанр драма
Режиссер Роман Виктюк
Длительность 120 мин
Официальный сайт http://teatrviktuka.ru/korol-arlekin/
Возраст 16+

Моя оценка

Спектакль по пьесе Рудольфа Лотара о масках, которые носит власть.

Король-Арлекин, убивший наследника престола из мести за возлюбленную, в итоге отказывается от политики в пользу шутовства. Он выкрикивает в толпу: «Вы, пусть и короли, но в заточении. Я, пусть и шут, но на свободе!».

В общем, перед зрителем красивая средневековая сказка, разыгранная в лучших традициях  площадного театра, с современным музыкальным аккомпанементом, акробатическими номерами, танцами и эффектными макасми. Виктюк верен себе и своей любви к визуализации.

* Купить билеты на спектакль "Король-Арлекин" в Москве, который пройдет на сцене "Театр Романа Виктюка" 23.12.2018. Цены на билеты - от 300 руб. без наценки и сборов.
Отправить другу

Афиша

Отзывы о «Король-Арлекин»

Елена Шмырева 21 октября, 01:09
Сравнение мира с театром кажется затертым до дыр. Но поэты, писатели, драматурги регулярно обращаются к этой теме. Вот и пьеса Рудольфа Лотара «Король Арлекин», написанная в 1900 году не стала исключением. Смесь фантазий на историческую тему составлена весьма искусно. Имена Танкред и Боэмунд, упомянутые вместе, как дядя и племянник, да еще и приплетенные генуэзцы, сразу дают опору веры в историческую реальность. Ведь в истории Италии действительно были такие персонажи, представители семейства норманнов Отвилей. О параллельности сочиненной реальности говорят зазеркаленные родственные отношения, но кто из зрителей при просмотре вспомнит, что Танкред являлся племянником Боэмунда.
Итак, перед нами разворачивается действие в духе Шекспира: смерть короля, прибытие сына-наследника, вражеская армия на подступах к городу, интриги вокруг престола, роковая любовь. И совсем уже невероятная история в духе Марка Твена, как наследника заменил безродный, но талантливый комедиант. Больше о сюжете не буду рассказывать, вдруг вы решите сходить.
Если соберетесь, готовьтесь к необычной подаче этого блюда. Роман Виктюк решил поместить действие в «небесное кафе» в память о немецкой танцовщице Пине Бауш. Уже после представления внимательно прочитала программку, оказывается наполненность действия танцем вызвана отсылом к одной из лучших постановок Бауш — балету «Кафе Мюллер». Мне в момент просмотра пьесы многие этюды показались красивыми, но неуместными, а некоторые неуместными без красивостей. Вот выходит незрячая королева-мать и начинает прыгать как зайчик. Право слово, только рождественской елки и ушек на голове не хватало. Таких неэстетичных пассажей было немного и они сильно диссонировали с произносимыми глубокомысленными репликами.
Серьезно относится к действию было невозможно, потому что происходящее на сцене крайне напоминало цирк. Не глуповатую клоунаду, а красивое шоу с жонглированием, эквилибром, акробатикой на воздушных полотнах. Вот только цирковые обычно молчат (играет оркестр), а тут были диалоги с нарочито длинными паузами и тяжелым придыханием. Тут уж вспомнился А.Н.Толстой с его «Золотым ключиком» (читаем нараспев с придыханием):
Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя...
Рыдаю, не знаю - куда мне деваться...
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?
Вот на подобные ассоциации режиссер вероятно не рассчитывал, а они возникают... Вижу развешенных за ниточки куколок-актеров после представления.
Полностью человеком из всего действия был только Танкред в исполнении Александра Дзюбы, все остальные с излишней манерностью произнесения фраз ощущались марионетками. Некоторую живость и человечность проявила внезапно осознавшая влюбленность Коломбина (Анна Подсвирова), да ищущий пути к побегу и спасению Панталеоне (Игорь Неведров). Потрясающе пластичного и музыкального Арлекина (Дмитрия Бозина) сделал на мгновение настоящим, а не кукольным, лишь случайный звонок зрительского мобильного телефона.
Вывод: зрелищно, очень спортивно, музыкально, театрально и невозможно манерно. Ближе к концу действия посетила мысль: «А как же они «Вишневый сад» играют?», по окончании подошла к афише — нет классических русских писателей в репертуаре. Ай, ошибаюсь, нашла на сайте Булгакова «Мастер и Маргарита», вот на это попытаюсь попасть.
И, оглядываясь на театр, совсем эзотерическое подумалось: может это конструктивистское здание Мельникова такие резонансы дает...

Elena 12 мая, 11:57
Недавно я вновь побывала в Доме Света на Стромынке, на этот раз смотрела "Король-Арлекин". Это спектакль "с историей" - пьесу австрийца Лотара впервые в России поставил Александр Таиров еще в 1917 году, но спектакль очень быстро запретили. И следующая постановка - Романа Виктюка, в 2010! Но Роман Виктюк не ограничился собственно пьесой, он привнес в постановку много от творчества Пины Бауш, легендарной немецкой танцовщицы и хореографа. Именно ей и посвящен спектакль. На сцене мы сразу видим явную отсылку к постановке Бауш «Кафе Мюллер» - кафе, где люди, которые потеряли надежду и способность любить, переживают своё одиночество. Собственно, и движения женщин явно от Пины Бауш. На сцене - история влюбленного в Коломбину Арлекина, который в припадке ревности убивает наследного принца, а затем, скрывая преступление, решает выдать себя за наследника престола. После смерти короля Арлекин занимает его место, но... По сути, тут все герои - те самые одинокие люди со своей историей, не умеющие любить. Ну или почти все. Действующие лица и исполнители Арлекин - Дмитрий Бозин Панталеоне - Игорь Неведров Коломбина - Анна Подсвирова Скапино - Михаил Урянский Королева Гертруда - Людмила Погорелова Боэмунд, сын Гертруды - Павел Новиков Танкред, брат короля - Александр Дзюба Гиза, дочь Танкреда - Екатерина Карпушина Принц Эццо, кузен Боэмунда - Станислав Мотырев 1-й придворный - Антон Даниленко 2-й придворный - Глеб Аносов Постановка Романа Виктюка, как и всегда, прямо таки перенасыщена... всем. Здесь невероятный накал эмоций, своеобразная, пробуждающая и очаровывающая музыка, оригинальные костюмы, какая-то особая декламация, невероятная пластика (режиссер по пластике Владимир Аносов, которого я помню и по работам в театре Моссовета, и в Сфере) и масса эффектов (весьма неожиданных для меня). Тут и ходули, и джамперы, и номера из акробатике на полотнах (а в джамперах на полотнах - каково?!).
С костюмами особый случай - костюм Арлекина, на удивление, совсем не яркий и не пестрый - напротив, это нечто черное и обтягивающее, напоминающее форму студентов-театралов - идеальный вариант для любого перевоплощения, минимум личного в образе. Впрочем, и у соратников его, Панталеоне и Скапино, такая же "униформа". Но создатели пошли еще дальше, заставив Арлекина весь спектакль играть в маске, полностью покрывающей всю голову, с прорезями для глаз. Как Дмитрию Бозину удалось при этом настолько точно... даже не играть, а буквально превратиться в Арлекина, пользуясь только пластикой и голосом, заставить нас всех видеть его, сопереживать ему - загадка. Но это было прекрасно! Арлекин тут - создание сложное, полное и желаний, и сомнений, и любви, и ревности, и благих намерений, и страстей. И мы имели возможность рассмотреть ясно каждое из этих чувств.
Второе любящее существо в спектакле - конечно, Коломбина. Здесь все просто - кого ей было любить, как не Арлекина? Но вот сила этого чувства, кажется, удивила даже ее саму, когда девушка поняла пропасть, отделяющую силу ее страдания (по случаю предполагаемой смерти Арлекина) от переживаний товарищей, и собственную готовность убить в мщении. Замечательна Анна Подсвирова в этой роли.
Неожиданно поразил меня Игорь Неведров (Панталеоне). Потрясающий у него получился персонаж, такой честный шут, милый плут, добрый друг... До этого я Игоря видела в спектаклях "Крылья из Пепла" и "Федра", но очевидно, что-то в нем не разглядела :)
Чтобы не скатиться в пересказ истории, заканчиваю на настоятельной рекомендации тем, кто не видел этого спектакля - смотреть!

Тамара 14 марта, 08:29
«Король-Арлекин» в театре Романа Виктюка - прекрасный выбор спектакля в свете предстоящих выборов. О комедианте, который оборачивается властителем, и о мнимой власти, оказавшейся лишь лицедейством. Спектакль-перевертыш, как и его герои-акробаты на полотнах. «Так значит я - комедиант?» - прозревает Арлекин, примеривший на себя королевскую власть. Спектакль, уже запрещавшийся в России 100 лет назад, звучит по-прежнему современно.

Человек без лица, Арлекин, чье лицо весь спектакль скрыто маской, он примерил столько много лиц, что уже и не помнит, какое его - игра Бозина безупречна. Актера лишили возможности игры мимикой - тем острее воспринимается игра телом, пластикой, голосом. Будет ли возвращение к себе-истинному? Или маска намертво прирастет к Арлекину? Спектакль стоит того, чтобы сходить и узнать самим...

Татьяна 5 марта, 01:24
Странное впечатление от спектакля. Наверное, от этой пьесы я ожидала бОльшего. Или несколько иного? Я очень люблю тему шутов-арлекинов, особенно их отношения с властью. И тут Арлекин в роли Короля! Вау! Но облом-с. Нет, он честно порывался поуправлять, но осознав реалии (которые классно показаны - коротко, чётко и ясно!), решил, это не для него - наша крыыыыыша небо голубоооое! и отбыл. Вот этот момент в спектакле просто как-то свёл на нет все предвкушения. В итоге это не отношения шута и власти, или влияние на власть шута, а шикарно показанное устройство власти. Порядок, не нарушаемый ни чем. "Но вы хорошо играете эту роль" (с). Прекрасно показано и отношение - долг или личное. Королева делает свой выбор - прежде всего королева, а потом - мать. Интересны интриги придворные. Кто с кем спит, кто с кем дружит, кто кому служит.
Спектакль показывает, как устроена власть, но не даёт ответы, а как это изменить? Скорее, говорит, что изменить нельзя ничего.
Спектакль очень зрелищный. Ну, пластикой в принципе отличаются постановки Виктюка. Но тут ещё и трюков множество! Эффектно!
И нельзя не сказать хороших слов об актёрах!
Конечно, прежде всего о Дмитрии Бозине. Несмотря на отсутствие революционной жилки, персонаж же всё равно очень интересный! Где за актёрскими личинами Арлекин настоящий? Меняя постоянно маски, легко потерять себя. И нужен хоть кто-то, с кем можно побыть самим собой. Бозин замечателен тут! У него очень сложная актёрская задача, ибо играть приходить лишь телом и голосом, но не лицом. Ибо вместо лица у него "чистый лист" - черная маска, как у классических грабителей. Для актёра это блестящая возможность справиться с труднейшей задачей. Но вот мне как зрителю хочется всё же лицо видеть этого замечательного актёра.
Хорош и его друг Панталеоне - Игорь Неведров. Роль у него не такая эмоциональная, но зато сложна трюково!
Очень понравилась Колмбина - Анна Подсвирова. Очень эмоциональная! И пластична под стать коллегам-мужчинам!
И уже после спектакля поняла, я ж её в мюзикле видела!!! "Джейн Эйр" аж два раза смотрела.
Очень харизматичен и суров был Танкред - Александр Дзюба. Всё чётко, ясно, под контролем.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

30 декабря (вс) | 19:00 | Современник, драма 30 декабря (вс) | 19:00

Новогодняя история двух друзей в исполнении Сергея Гармаша и Игоря Скляра.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

16 января (ср) | 19:00 | Театр наций, драма 16 января (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

15 января (вт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 15 января (вт) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.