В июле Театр Романа Виктюка показывает почти весь свой репертуар на сцене МТЮЗа.


Сцена из спектакля «Служанки»

У давно сложились свой круг поклонников и свой фирменный стиль — много музыки, безупречные мизансцены и прекрасные полуобнаженные юноши, читающие тексты нараспев. Что бы ни ставил Роман Григорьевич — Шекспира или Булгакова — он остается верен себе. Его спектакли всегда отдают прерафаэлитской красивостью и пряной эротикой. Неудивительно, что лучшие из них поставлены по произведениям Оскара Уайльда и Жана Жене. Изысканная «Саломея» и скандальные «Служанки» до сих пор остаются вершинами виктюковской эстетики. В лице знаменитых декадентов рубежа XIX - XX веков Виктюк нашел верных соратников в борьбе за права сексуальных меньшинств. Нетрадиционную ориентацию своих героев режиссер поднимал на щит как символ свободы, и в советские годы его спектакли, конечно, выглядели вызывающе дерзкими. Сегодня такой клубничкой, как, впрочем, и политической сатирой, уже никого не удивишь.

Но Роман Виктюк, как настоящий Дон Кихот, продолжает сражаться с ветряными мельницами. Например, в «Мастере и Маргарите» режиссер все сводит счеты с советским строем, наводнив сцену бюстами Сталина. Тему столкновения художника и власти он продолжает и в новом спектакле «Король-Арлекин» про лицедея, волею судеб оказавшегося на троне, и в «Нездешнем саде», посвященном гениальному танцовщику и эмигранту Рудольфу Нуриеву, который первым в Союзе не скрывал своей гомосексуальности. В общем, если вы еще не знакомы с творчеством Романа Виктюка, то самое время к нему приобщиться. Как ни крути, а Виктюк — явление в нашем театре уникальное.