Отзывы о "Война и мир"

26 октября 2021 (вт) | 19:00Полное расписание
Модерн(Бауманская)
200 мин
12+
Сегодня билеты просматривали 7 раз
kogda.leto 18 февраля, 01:04

В школе я была одной из немногих в классе, которая осилила роман Толстого "Война и Мир" от корки до корки. И представить такую книгу на театральной сцене мне очень тяжело. Так что даже подумать о таком спектакле, на мой взгляд, это уже большая смелость.

В свое время на вопрос о чем Роман Льва Николаевича обычно отвечали: "Про мир, войну и любовь". Именно такими я увидела три отделения спектакля:
- первое - это мирная беззаботная жизнь, где мужчины мечтают о лёгких интрижках, впрочем и светские львицы не против любовных отношений, а у кого-то первый бал и огромное желание любви.
- второе - внезапно такая яркая жизнь оборачивается страшной войной, где стреляют и льется кровь, где мужчинам уже не до любви и раздоров, где страдает каждый, не взирая на сословие.
- третье - это война, где отнимают ноги, умирают раненные, страдают пленные и тогда остаётся только молиться Богу.

Первым делом хочу восхититься главным героем Пьером Безуховым (Александр Колесников). Именно таким я представляла себе этого героя: неловким, неуклюжим и очень ранимым. Браво!
Андрей Болконский (Александр Толмачев) напротив статный и подтянутый красавец с печальными глазами. Всегда приятно когда твое видиние героев совпадает с замыслом режиссера.

Было интересно: а вот как в таком спектакле будет с декорациями? Оказалось все просто: декораций нет, их самый минимум: стол, стулья да ковер. Все внимание на актеров, а ведь в спектакле участвует вся труппа театра. И тут не за что спрятаться: только эмоции и мастерство актеров, которые держат зрителей почти 4 часа.

В спектакле участвует Академический русский хор имени А В. Свешникова. Это значит, что спектакль наполнен хоровым пением. От таких голосов замирает сердце и стараешься дышать через раз. На мой взгляд, именно это пение создаёт "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.."

Интересным было и то, что зрители проходили в зал, когда действо уже началось. Все как-то сразу затихали и аккуратно пробирались на свои места. В один из антрактов в фойе зрители увидели инсталляцию горящей Москвы.

На самом деле это очень круто, чувствуешь себя не просто зрителем, а в некотором смысле участником спектакля...
Как всегда, великолепные костюмы художника по костюмам Ирэны Белоусовой. Даже трудно представить сколько труда и времени вложено в каждую деталь каждого костюма. Масоны, русские солдаты, французские солдаты, дамы и кавалеры на балу - это далеко не полный перечень героев этого спектакля.
А ведь в этом спектакле стояла очень сложная задача: костюмы должны строго соответствовать исторической эпохе. Каждый актер должен быть одет (а мы помним, что вся труппа театра играет в этом спектакле).

Есть несколько сцен, которые мне запали в душу. Одна из таких - это сцена первого бала Наташи Ростовой. Дамы в великолепных белых нарядах, учтивые кавалеры, восторженная и лёгкая Наташа. Настоящий шедевр театрального искусства!
Вторая сцена - это начало войны. Это было так гениально! Было очень страшно, когда каждый залп уносил чью-то жизнь.

Есть знаковые спектакли, которые непременно стоит посетить, чтоб потом рассказывать: "Смотрел я этот спектакль...."Война и Мир" - как раз из таких спектаклей. Не всякий режиссер решится на масштабную постановку, тем более по такому произведению. Толстой - великий русский писатель и один из столпов русской литературы.

Искренне рекомендую этот спектакль к просмотру. Глупо ожидать 4 тома романа - эпопеи на сцене. Тут главный герой - Пьер Безухов и именно его становление мы видим в спектакле. Великолепные костюмы, свет, музыка, хоровое пение, гениальная режиссерская работа Юрия Грымова . Каждая сцена - это масштабное действо, полное знаков и намеков, которые каждый зритель трактует по-своему.

Рекомендую от всего сердца! 10 из 10! Почти 4 часа пролетят незаметно. Это спектакль, который непременно нужно увидеть своими глазами, ибо трудно словами передать восхищение постановкой.

Светлана 17 декабря 2019, 01:42

ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .

Самая долгожданная премьера театра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .

Это был сложный путь .
Как рассказать в одном спектакле о мире, любви и войне?
Возможно ли показать батальные сцены , а если нет -то как донести до зрителя войну?
Как , сокращая, не упустить главного ? И как не побояться взять в основу культовое произведение ?

Вопросов больше , чем ответов .

Я , честно говоря, не представляла что можно перенести этот роман на сцену .
Но Юрий Грымов не просто справился с этой задачей , а создал спектакль , в котором соединились мир и война, любовь и предательство , светская жизнь и будни простых людей, духовный поиск и русские традиции .

В спектакле задействована вся труппа театра , а также приглашённые актёры и артисты Государственного академического русского Хора им. Свешникова ( под руководством Е. Волкова).

Живое акапельное исполнение во многом создало неповторимую атмосферу .
Православные духовные песнопения в исполнении хора Свешникова - прекрасны . Это не только музыкальное оформление - это сама душа спектакля .

Необычным было и то, что хор не просто пел на сцене,- артисты являлись и актерами . Они и крепостной театр, и отступающие французы , и жители Москвы, покидающие свой город со скорбью в сердце .
Аплодисменты музыкальному оформлению спектакля , которое органично объединило в себе и традиционные мелодии , и сделало их в то же время , актуальными сегодня и доступными нашему пониманию .

Ещё одна важная составляющая, без которой спектакль не состоялся бы- это свет . Это уже не просто театральный свет - это «светопись», это создание времени, пространства и декораций именно игрой светотени .
Совершенно невероятные по впечатлению сцены исхода жителей из оставляемой Москвы и последующего отступления французов из сгоревшей русской столицы . Эти косые лучи , которые то выхватывают движущиеся фигуры из мрака , то оставляют их брести в темноте и скорби - решение, достойное аплодисментов .
Также совершенно потрясающий эффект - отблески огня камина на сидящем в кресле , Болонском ; и отражённое зарево пылающей Москвы .

Декораций в спектакле нет ,
Но достоверность показанного мира - удивительная .
Реальность соткана из маленьких островков , невероятно подлинных в каждой детали .

То , как сменяют друг друга сцены , завораживает не меньше действия . В чёрной безбрежности появляется луч , герои , несколько предметов ,- и вот мы уже видим совершенно реальный момент из жизни , где настоящие не только чувства и эмоции, где посуда бьется, курица аппетитно пахнет , а вода-проливается на пол .
Именно гениальное балансирование режиссера между условностью театрального мира и подлинностью деталей ( таких, как вытирающие пол бабы, скрипящая половица или лакеи , подсматривающие за господами) - для меня главное впечатление от спектакля .

Мне кажется - это не просто привнесение на сцену кинематографического принципа . Это целая философия о том , как мы стремимся создать и удержать этот мир , и как он на самом деле трогательно обречён и хрупок .

В интервью Юрий Грымов сказал : «мир и война - они слишком близко . Они сменяют друг друга как щелчок пальцев . И ты ещё ничего не понял , а уже все по- другому»

И , хоть я, как девочка, в романе всегда с большим интересом читала Мир , с интригами, влюбленностями и балами , но Война - это то, что заставляет всех героев переоценить и переосмыслить происходящее с ними самими и со страной .

Война показана у Грымова удивительно и страшно .

Нет ожидаемых батальных сцен, легионов русских и французских солдат , залпов орудий и криков Ура .
Но есть война , с ее равнодушным безучастным лицом . Та, для которой безразлично кто прав , кто виноват - она уничтожит и тех, и других без разбора .
Гениальная сцена исхода .
И невероятная по щемящему чувству в груди Сцена , где солдаты Погибают один за другим , и вот уже среди них бродят лишь мародеры .
То что в этой сцене не виден противник, для меня лишь подчеркнуло бессмысленную неотвратимость гибели на войне .

Я не могу пересказать все гениальные сцены и режиссерские находки : это и бал, где все эмоции и чувства, вся атмосфера так ясны и так по-человечески понятны. Это и смерть в родах жены Болконского , когда все действие разворачивается за сценой , но один опрокинутый таз с кровью говорит тебе : Ее больше нет.
Это и сцена между Наташей и Андреем , когда она с восторгом считает розы, а потом с разгневанными чувствами женщины- ребёнка обрывает их один за одним .

Хочется пересматривать раз за разом дуэль, где в косых лучах Пьер так неумело закрывается пистолетом , словно крестом.

А ещё в спектакле есть масоны . В Школе эта часть произведения , в основном, обходилась молчанием , по понятным идеологическим причинам . Но теперь они на сцене , и эти сцены - великолепны .
Магистр, в исполнении Юрия Анпилогова - фантастическая смесь самых разных качеств , да и все сцены с масонами в этом особенном мистическом антураже захватывающе великолепны .

Об актерах тоже хочется сказать несколько слов .
Наташа- Ирина Лукина , непосредственна и по-детски шаловливо -ветрена в дни мира . Но как же она меняется в лице, характере и каждом жесте в дни войны . Она настоящая . Девочка, прошедшая путь взросления слишком быстро .

Пьер,-Александр Колесников . Для меня теперь всегда при произнесении имени Пьера , буду представлять именно его образ .
Пьер , который стал главным героем спектакля и прошёл сложный путь от масона и «западника» до русского патриота Петра Кирилловича .

Как хороши княжна Марья в исполнении Марины Диановой , и графиня Ростова ( Любовь Новак).

Рассказывать о спектакле можно бесконечно .
Хочется рассказать и об огромном количестве костюмов , созданных с исторической достоверностью .
Только представьте : 423 костюма для одного спектакля .

Но мой совет : сходите в театр .
Можно смело брать с собой детей ( уверена , им не будет скучно) .
И все 3,5 часа пролетят совершенно незаметно .

Тем более , что даже в антрактах нас ждут совершенно невероятные сюрпризы от режиссера .

В одном из антрактов для нас выступают крепостные актеры вместе с приглашёнными итальянскими певцами .

А вот второй антракт потряс меня до глубины души . Помните я привела слова Громова из интервью , что мир и война совсем рядом .
И это вдруг оказывается действительно так . Так близко, что можно дотронуться рукой .начинается антракт , и зрители выходят из зала . И что же предстаёт изумленному взору : война не пошалила и театр .
Библиотека, буфет, парадная лестница - все обожжено недавним подарком, вспышки и треск которого ещё слышны . Привычный уклад жизни уничтожен безжалостной рукой ,- повсюду забытые куклы , обгоревшие книги, расколотые зеркала ...
Такого я ещё никогда не видела .
Возвращаешься в зал, а там ....
а впрочем, оставлю вам возможность самим узнать некоторые секреты и находки спектакля .

Поздравляю Театр Модерн и Юрия Громова с великолепной премьерой . А нас - с тем, что на театральном небосклоне уверенно засияла ещё одна звезда . Синяя звезда Театра Модерн , который занял достойное место в культурной жизни столицы и на перестаёт удивлять и радовать зрителей своими работами .

Анна Мартынюк 16 декабря 2019, 11:18

Этот спектакль меня попросту ошеломил, я получила невероятное наслаждение от просмотра.

К этой постановке Юрий Грымов готовился на протяжении трёх лет.

Первая моя мысль была: «как можно в один спектакль уместить все 4 тома романа Толстого». И вы знаете, оказывается, это возможно!

В этом спектакле отражены все основные сюжетные линии. Мы видим историю молодой и наивной Наташи Ростовой с Андреем Болконским, разрушающую, сметающую все на своём пути войну, и Пьера, жизнь которого так сильно меняется в связи с событиями, происходящими в стране.

Юрий Грымов уже довольно давно выработал свой собственный стиль. Он показывает нам историю покадрово. Создаётся ощущение, что видим сцены из фильма длиною в целую жизнь.

Интересно решена сцена бала. Гости проскальзывают мимо нас в своих великолепных нарядах, отправляясь на очередной танец, а мы видим забавную «закулисную» жизнь, чем занимаются официанты, когда никто не видит. Это делает спектакль ещё более реальным.

Военные действия показаны безупречно. Не было сделано ни одного выстрела, ни одна пушка не пальнула, но мы видели и ощущали залпы от тысяч орудий.

Действие спектакля начинается сразу же после первого звонка, проходя в зал, вы окунаетесь в происходящее вокруг.

Отдельное спасибо Антону Исаеву за столь тонкую работу со светом. Эти пистолеты, оказывающиеся в слепящих лучах в сцене дуэля, отблески от камина (чувствуешь жар огня на ногах героя), свет от пожара на лице Наполеона.... свет помогает создавать иллюзию бесконечности пространства. Возникает ощущение, что не существует сцены, ты просто живешь вместе с героями, проживаешь с ними эту войну, взрослеешь вместе с ними.

Декораций нет. Но ты их видишь. Они создаются при помощи предметов интерьера и света. За счёт темного фона пространство кажется просто безграничным. Особенно сильно это чувствуется в военных сценах. Декорации будут, но совсем не там, где вы их ждёте) Они ждут вас во втором антракте...в фойе... Война началась и не пощадила здание театра. В фойе точно что-то произошло, пока мы смотрели второй акт. Все в дыму, люстры окутаны темной паутиной, лежат оставленные в спешке детские игрушки, за окном слышны взрывы и грохот орудий. Спектакль покинул рамки сцены.

Особую атмосферу спектаклю придают костюмы. Специально для постановки Ирэна Белоусова создала 423 костюма. Все они ассоциируются у нас с 1812 годом: роскошные мундиры, великолепные бальные платья, яркие костюмы масонов...

В самом спектакле задействовано около 70 человек: вся труппа театра, приглашённые артисты, а также Хор имени Свешникова под руководством Евгения Волкова.

Песни в исполнении Хора имени Свешникова звучат особенно проникновенно. Больше всего меня впечатлили православные песнопения и шум ветра, который также создавал хор.

Мне очень понравилась Ирина Лукина в роли Наташи Ростовой. Там, на балу, ей действительно 15 лет. Она юная, беззаботная, настоящая.... Как же изменилось лицо Наташи после войны. Она стала взрослой дамой, ее лицо изменилось. Создаётся полное ощущение того, что мы прошли вместе с ней через все эти ужасы войны...

Александр Колесников идеально подошёл на роль Пьера Безухова. Мне кажется, что у Толстова Пьер именно такой.

Рекомендую сводить сюда детей, читающих это произведение в школе. Поверьте, они воспримут его совершенно иначе.

И сами непременно посетите этот спектакль. Невероятные эмоции, великолепная постановка!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма