Спектакль Война и мир

7 декабря 2021 (вт) | 19:00Полное расписание
Модерн(Бауманская)
200 мин
12+
Сегодня билеты просматривали 9 раз
Дата премьеры: 10 декабря 2019

«Война и мир. Русский Пьер» - масштабная постановка иконы русской литературы, великого романа Льва Толстого. Театр «Модерн» готовил ее более трех лет и с гордостью представляет премьеру в своем репертуаре. В спектакле задействованы 70 человек - вся труппа театра и приглашённые актеры, для них подготовлено более 400 костюмов. Как и все спектакли Юрия Грымова, «Войну и мир. Русский Пьер» отличают оригинальные визуальные,  пластические и световые решения.

Любовь и страсть, светские рауты и быт русской интеллигенции, духовные поиски и жизненные драмы, смена мировоззрений и обретение истинных смыслов - все оттенки авторского замысла и многочисленные сюжетные линии романа отражены в постановке.

В основе сюжета – путь преображения Пьера Безухова, его эволюция от западника до русского патриота, передового человека эпохи. В образе главного героя, с небесной душой, живущего в сомнениях, в смятении и поиске истинного пути, прочитывается вся Россия начала XIX века, с преклонением перед западными идеями и ведением войны с Францией, с симпатией масонам и разочарованием в их учении, разглядевшая и принявшая свой народ-богоносец, нашедшая укрепление в духовной мудрости простого человека, в его нравственных идеалах, в милосердии и правдивости, в семейных ценностях.

Основная сюжетная линия проходит на фоне фактов частной жизни русской интеллигенции  – Анатоля Курагина, Фёдора Долохова, Марьи Болконской, графа Ростова и его жены, старого князя Болконского, Элен, Александра I, дядюшки Наташи.

В основе музыкального оформления – исполнение а-капелла народных песен, православных духовных песнопений, западноевропейского арт-рока. Постановка осуществляется совместно с Государственным академическим русским хором им. А.В. Свешникова (художественный руководитель - Евгений Волков).

Фотография обложки Спектакль Война и мир: Война и мир, источник: modern-theatre.ru.

Отзывы о «Война и мир»

kogda.leto 18 февраля, 01:04

В школе я была одной из немногих в классе, которая осилила роман Толстого "Война и Мир" от корки до корки. И представить такую книгу на театральной сцене мне очень тяжело. Так что даже подумать о таком спектакле, на мой взгляд, это уже большая смелость.

В свое время на вопрос о чем Роман Льва Николаевича обычно отвечали: "Про мир, войну и любовь". Именно такими я увидела три отделения спектакля:
- первое - это мирная беззаботная жизнь, где мужчины мечтают о лёгких интрижках, впрочем и светские львицы не против любовных отношений, а у кого-то первый бал и огромное желание любви.
- второе - внезапно такая яркая жизнь оборачивается страшной войной, где стреляют и льется кровь, где мужчинам уже не до любви и раздоров, где страдает каждый, не взирая на сословие.
- третье - это война, где отнимают ноги, умирают раненные, страдают пленные и тогда остаётся только молиться Богу.

Первым делом хочу восхититься главным героем Пьером Безуховым (Александр Колесников). Именно таким я представляла себе этого героя: неловким, неуклюжим и очень ранимым. Браво!
Андрей Болконский (Александр Толмачев) напротив статный и подтянутый красавец с печальными глазами. Всегда приятно когда твое видиние героев совпадает с замыслом режиссера.

Было интересно: а вот как в таком спектакле будет с декорациями? Оказалось все просто: декораций нет, их самый минимум: стол, стулья да ковер. Все внимание на актеров, а ведь в спектакле участвует вся труппа театра. И тут не за что спрятаться: только эмоции и мастерство актеров, которые держат зрителей почти 4 часа.

В спектакле участвует Академический русский хор имени А В. Свешникова. Это значит, что спектакль наполнен хоровым пением. От таких голосов замирает сердце и стараешься дышать через раз. На мой взгляд, именно это пение создаёт "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.."

Интересным было и то, что зрители проходили в зал, когда действо уже началось. Все как-то сразу затихали и аккуратно пробирались на свои места. В один из антрактов в фойе зрители увидели инсталляцию горящей Москвы.

На самом деле это очень круто, чувствуешь себя не просто зрителем, а в некотором смысле участником спектакля...
Как всегда, великолепные костюмы художника по костюмам Ирэны Белоусовой. Даже трудно представить сколько труда и времени вложено в каждую деталь каждого костюма. Масоны, русские солдаты, французские солдаты, дамы и кавалеры на балу - это далеко не полный перечень героев этого спектакля.
А ведь в этом спектакле стояла очень сложная задача: костюмы должны строго соответствовать исторической эпохе. Каждый актер должен быть одет (а мы помним, что вся труппа театра играет в этом спектакле).

Есть несколько сцен, которые мне запали в душу. Одна из таких - это сцена первого бала Наташи Ростовой. Дамы в великолепных белых нарядах, учтивые кавалеры, восторженная и лёгкая Наташа. Настоящий шедевр театрального искусства!
Вторая сцена - это начало войны. Это было так гениально! Было очень страшно, когда каждый залп уносил чью-то жизнь.

Есть знаковые спектакли, которые непременно стоит посетить, чтоб потом рассказывать: "Смотрел я этот спектакль...."Война и Мир" - как раз из таких спектаклей. Не всякий режиссер решится на масштабную постановку, тем более по такому произведению. Толстой - великий русский писатель и один из столпов русской литературы.

Искренне рекомендую этот спектакль к просмотру. Глупо ожидать 4 тома романа - эпопеи на сцене. Тут главный герой - Пьер Безухов и именно его становление мы видим в спектакле. Великолепные костюмы, свет, музыка, хоровое пение, гениальная режиссерская работа Юрия Грымова . Каждая сцена - это масштабное действо, полное знаков и намеков, которые каждый зритель трактует по-своему.

Рекомендую от всего сердца! 10 из 10! Почти 4 часа пролетят незаметно. Это спектакль, который непременно нужно увидеть своими глазами, ибо трудно словами передать восхищение постановкой.

Светлана 17 декабря 2019, 01:42

ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .

Самая долгожданная премьера театра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .

Это был сложный путь .
Как рассказать в одном спектакле о мире, любви и войне?
Возможно ли показать батальные сцены , а если нет -то как донести до зрителя войну?
Как , сокращая, не упустить главного ? И как не побояться взять в основу культовое произведение ?

Вопросов больше , чем ответов .

Я , честно говоря, не представляла что можно перенести этот роман на сцену .
Но Юрий Грымов не просто справился с этой задачей , а создал спектакль , в котором соединились мир и война, любовь и предательство , светская жизнь и будни простых людей, духовный поиск и русские традиции .

В спектакле задействована вся труппа театра , а также приглашённые актёры и артисты Государственного академического русского Хора им. Свешникова ( под руководством Е. Волкова).

Живое акапельное исполнение во многом создало неповторимую атмосферу .
Православные духовные песнопения в исполнении хора Свешникова - прекрасны . Это не только музыкальное оформление - это сама душа спектакля .

Необычным было и то, что хор не просто пел на сцене,- артисты являлись и актерами . Они и крепостной театр, и отступающие французы , и жители Москвы, покидающие свой город со скорбью в сердце .
Аплодисменты музыкальному оформлению спектакля , которое органично объединило в себе и традиционные мелодии , и сделало их в то же время , актуальными сегодня и доступными нашему пониманию .

Ещё одна важная составляющая, без которой спектакль не состоялся бы- это свет . Это уже не просто театральный свет - это «светопись», это создание времени, пространства и декораций именно игрой светотени .
Совершенно невероятные по впечатлению сцены исхода жителей из оставляемой Москвы и последующего отступления французов из сгоревшей русской столицы . Эти косые лучи , которые то выхватывают движущиеся фигуры из мрака , то оставляют их брести в темноте и скорби - решение, достойное аплодисментов .
Также совершенно потрясающий эффект - отблески огня камина на сидящем в кресле , Болонском ; и отражённое зарево пылающей Москвы .

Декораций в спектакле нет ,
Но достоверность показанного мира - удивительная .
Реальность соткана из маленьких островков , невероятно подлинных в каждой детали .

То , как сменяют друг друга сцены , завораживает не меньше действия . В чёрной безбрежности появляется луч , герои , несколько предметов ,- и вот мы уже видим совершенно реальный момент из жизни , где настоящие не только чувства и эмоции, где посуда бьется, курица аппетитно пахнет , а вода-проливается на пол .
Именно гениальное балансирование режиссера между условностью театрального мира и подлинностью деталей ( таких, как вытирающие пол бабы, скрипящая половица или лакеи , подсматривающие за господами) - для меня главное впечатление от спектакля .

Мне кажется - это не просто привнесение на сцену кинематографического принципа . Это целая философия о том , как мы стремимся создать и удержать этот мир , и как он на самом деле трогательно обречён и хрупок .

В интервью Юрий Грымов сказал : «мир и война - они слишком близко . Они сменяют друг друга как щелчок пальцев . И ты ещё ничего не понял , а уже все по- другому»

И , хоть я, как девочка, в романе всегда с большим интересом читала Мир , с интригами, влюбленностями и балами , но Война - это то, что заставляет всех героев переоценить и переосмыслить происходящее с ними самими и со страной .

Война показана у Грымова удивительно и страшно .

Нет ожидаемых батальных сцен, легионов русских и французских солдат , залпов орудий и криков Ура .
Но есть война , с ее равнодушным безучастным лицом . Та, для которой безразлично кто прав , кто виноват - она уничтожит и тех, и других без разбора .
Гениальная сцена исхода .
И невероятная по щемящему чувству в груди Сцена , где солдаты Погибают один за другим , и вот уже среди них бродят лишь мародеры .
То что в этой сцене не виден противник, для меня лишь подчеркнуло бессмысленную неотвратимость гибели на войне .

Я не могу пересказать все гениальные сцены и режиссерские находки : это и бал, где все эмоции и чувства, вся атмосфера так ясны и так по-человечески понятны. Это и смерть в родах жены Болконского , когда все действие разворачивается за сценой , но один опрокинутый таз с кровью говорит тебе : Ее больше нет.
Это и сцена между Наташей и Андреем , когда она с восторгом считает розы, а потом с разгневанными чувствами женщины- ребёнка обрывает их один за одним .

Хочется пересматривать раз за разом дуэль, где в косых лучах Пьер так неумело закрывается пистолетом , словно крестом.

А ещё в спектакле есть масоны . В Школе эта часть произведения , в основном, обходилась молчанием , по понятным идеологическим причинам . Но теперь они на сцене , и эти сцены - великолепны .
Магистр, в исполнении Юрия Анпилогова - фантастическая смесь самых разных качеств , да и все сцены с масонами в этом особенном мистическом антураже захватывающе великолепны .

Об актерах тоже хочется сказать несколько слов .
Наташа- Ирина Лукина , непосредственна и по-детски шаловливо -ветрена в дни мира . Но как же она меняется в лице, характере и каждом жесте в дни войны . Она настоящая . Девочка, прошедшая путь взросления слишком быстро .

Пьер,-Александр Колесников . Для меня теперь всегда при произнесении имени Пьера , буду представлять именно его образ .
Пьер , который стал главным героем спектакля и прошёл сложный путь от масона и «западника» до русского патриота Петра Кирилловича .

Как хороши княжна Марья в исполнении Марины Диановой , и графиня Ростова ( Любовь Новак).

Рассказывать о спектакле можно бесконечно .
Хочется рассказать и об огромном количестве костюмов , созданных с исторической достоверностью .
Только представьте : 423 костюма для одного спектакля .

Но мой совет : сходите в театр .
Можно смело брать с собой детей ( уверена , им не будет скучно) .
И все 3,5 часа пролетят совершенно незаметно .

Тем более , что даже в антрактах нас ждут совершенно невероятные сюрпризы от режиссера .

В одном из антрактов для нас выступают крепостные актеры вместе с приглашёнными итальянскими певцами .

А вот второй антракт потряс меня до глубины души . Помните я привела слова Громова из интервью , что мир и война совсем рядом .
И это вдруг оказывается действительно так . Так близко, что можно дотронуться рукой .начинается антракт , и зрители выходят из зала . И что же предстаёт изумленному взору : война не пошалила и театр .
Библиотека, буфет, парадная лестница - все обожжено недавним подарком, вспышки и треск которого ещё слышны . Привычный уклад жизни уничтожен безжалостной рукой ,- повсюду забытые куклы , обгоревшие книги, расколотые зеркала ...
Такого я ещё никогда не видела .
Возвращаешься в зал, а там ....
а впрочем, оставлю вам возможность самим узнать некоторые секреты и находки спектакля .

Поздравляю Театр Модерн и Юрия Громова с великолепной премьерой . А нас - с тем, что на театральном небосклоне уверенно засияла ещё одна звезда . Синяя звезда Театра Модерн , который занял достойное место в культурной жизни столицы и на перестаёт удивлять и радовать зрителей своими работами .

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Расписание

вторник, 7 декабря
19:00
Модерн
Бауманская
четверг, 23 декабря
19:00
Модерн
Бауманская

Актеры «Война и мир»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма