Спектакль Зловещая долина

Оценка редакции
Дата премьеры: 4 апреля 2019

Фёдор Елютин объявляет главную премьеру компании «Импресарио» в 2019 году. Команда привезет в Москву новый спектакль Штефана Кэги (Rimini Protokoll) — моноспектакль в исполнении гуманоида «Зловещая долина». Премьера состоится в апреле в Новом Пространстве Театра Наций. «Зловещая долина» (оригинальное название: Unheimliches Tal/Uncanny Valley) — первый спектакль компании «Импресарио», где Фёдор Елютин выступил копродюсером постановки. Европейская премьера состоялась в Мюнхенском камерном театре (Münchner Kammerspiele) в октября 2018 года, в Москве спектакль пройдет при поддержке Театра Наций. На московских показах спектакль будет сопровождаться аудиопереводом на русский язык.

На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, рядом — стакан с водой, писатель выступает с докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Его внешность, одежда, мимика, жесты, голос — всё принадлежит Мелле. Но это вовсе не Мелле. На затылке этого существа зияет дыра, из неё торчат провода и накопители информации, 32 серводвигателя управляют его движениями, каждый жест сопровождается механическим жужжанием. Внезапно он поворачивает правую ногу на 360°. На сцене театра — андроид, гуманоид, аватар, робот-двойник писателя Томаса Мелле. В спектакле Кэги использует жизни Мелле и одного из первых исследователей искусственного интеллекта Алана Тьюринга, документальные видео и саму ситуацию, когда вместо автора на сцене выступает гуманоид.

 Для создания спектакля «Зловещая долина» Штефан Кэги впервые приглашает автора и сценариста — Томаса Мелле. В 2016 году современный немецкий писатель выпустил роман «Мир за спиной», в котором описал свою жизнь с биполярным расстройством и литературное творчество как метод преодоления болезни. Для спектакля Мелле разрешил режиссеру создать свою копию.

С одной стороны — внешнее сходство андроида с человеком упрощает восприятие машины. С другой — вызывает недоверие и дискомфорт, отторжение или даже страх. Японские разработчики называют этот эффект восприятия «зловещая долина». Гуманоид заменит автора на сцене, и попытается выяснить: что чувствует оригинал, когда копия берет инициативу в свои руки; может ли человек лучше узнать себя через призму робота-двойника; существует ли конкуренция между оригиналом и копией, или они помогают друг другу?

Отзывы о «Зловещая долина»

Алексей Пенской 28 августа 2019, 05:05

"Зловещая долина" в Новом пространстве Театра наций - неординарная постановка. Впервые в своей жизни аплодировал роботу-андроиду.
По сути - моноспектакль в исполнении робота-андроида, являющегося копией автора. Несколько жутковато. Довольно философский спектакль, есть о чем задуматься. Как говорится, не для всех: в этом спектакле нет захватывающего сюжета, страстей, юмора или сатиры, есть длинный философский диалог, который меня захватил, но я понимаю, что для кого-то это может быть безумно скучно. Подумайте, прежде чем идти.

Елена Лебедева 22 апреля 2019, 11:19

Сколько же представлений швейцарско-германской группы Rimini Protokoll я посмотрела за последние годы?.. (Кажется, в 2016 г. они у нас дебютировали)...
«Remote Moscow», «В гостях. Европа», «Cargo Moscow», «Наследие. Комнаты без людей», «100% ВОРОНЕЖ»...
А сейчас в Новом пространстве Театра наций идет новая постановка этой команды – «Зловещая долина» (режиссер Штефан Кэги). В моем списке, следовательно – шестая.
Завидная регулярность, можно подумать, что Rimini Protokoll стал московским коллективом. Впрочем, бывают они и в Питере.
А «100% ВОРОНЕЖ» – это вообще невероятная какая-то история, результат сотрудничества креативных европейских постановщиков и сверхпассионарного выдающегося режиссера Михаила Бычкова... Вообще-то этот проект рассчитан на реализацию в мегаполисах, а в Воронеже-то население – едва миллион... Как они это все потянули в своей российской глубинке, которая как раз в конце того, прошлогоднего Платоновского фестиваля и проявила себя во всей красе!?..
Спектакль, тем не менее вышел замечательный, на Золотую маску попал, совсем недавно в Москве показан с успехом... Это ж сто воронежцев надо было в Москву привезти, кроме всего прочего остального...
Короче, интересный феномен – Rimini Protokoll на нашей сцене...
Я, кстати, ни разу не пожалела, что на их представление пошла.
Фантазия у режиссеров группы – безграничная. Это, конечно, не совсем и не всегда собственно театр, но преображение искусств, проникновение разных его видов друг в друга никого давно уже не удивляет. Перформанс, инсталляция, инвайронмент, пост-театр...
Идеи, предлагаемые Rimini Protokoll’ом к реализации – всегда просты, но почему-то интересны....
Например:
А что такое вообще – театр? Может, это то же, что и жизнь?.. (Не ново – да?)...
А что, люди в разных местах – одинаковые, или нет?.. Если разобраться...
А что вообще за люди живут в нашем/вашем Воронеже?
Мы ж умрем все, а что-нибудь останется же ?.. Как это так – совсееем???
А вот водители-дальнобойщики, они – герои прям, а это зачем? А так правильно? Нормально быть героем? (Между прочим, это про многие работы можно такое сделать, но у них пока – про дальнобойщиков)...
Так-то все выглядит довольно банально, но смотришь и участвуешь, открыв рот.... Узнаешь еще уйму всего – понятное дело, про них – о ком идет речь... Но и про себя еще заодно...
Ответов причем не дают. Вообще сценарий всегда путаный, обрывают сами себя, увиливают...
Назиданий никаких.
Морали не читают.
И воплощение придумывают, как правило, изобретательное и – неожиданное. Так что получается осмысленное, философское даже зрелище, и притом – легкое такое, доступное совершенно всем, по сути, – аттракцион даже. На грани массовой культуры... Или, может, уже и за гранью...
Впрочем, не-не... Массовая культура жизнь упрощает и уплощает... А эти – наворачивают, наоборот... В том-то и дело, что показывают нашу жизнь, сложной и ускользающей. Неоднозначной, зыбкой, странной...
Однако все эти штуки здорово притягательны, и явно способны давать коммерческий эффект. Возможно, в этом как раз причина того, что ежегодные зрелища группы стали московской традицией.
Я, кстати, совершенно не понимаю, почему феномен неприязни людей к человекообразным роботам и даже страх перед ними называется «эффектом зловещей долины»... Может, конкретный какой-то сюжет за этим, но я его не знаю.
Но вот спектакль, что видела вчера, – как раз на эту тему.
Чуть больше часа мы общаемся с антропоморфным роботом.. На человека он похож настолько, что поначалу можно принять сидящего на сцене за артиста, играющего робота... Он собственно, двойник настоящего современного немецкого писателя Томаса Мелле. Целая история там.
Вот зрители на себе испытывают эффект зловещей долины... (И, правда, – не слишком почему-то приятно). Робот читает лекцию об искусственном интеллекте – его достоинствах, возможностях... Соблазняет даже немного... Задает парадоксальные вопросы, показывает картинки, иногда, кажется, даже немного насмехается... Стоп-стоп!
А кто это насмехается? Кто задает вопросы?
Любопытно.
Имеет смысл, в общем, если билеты еще не кончились...

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / интерактивная программа