Отзывы о "Вариации тайны"
Я очень люблю эту пьесу, стремлюсь познакомится со всеми доступными постановками, но в то же время опасаюсь, попав под очарование первого раза, буду либо предвзята, либо слишком критично настроена. Первая мысль при взгляде на сцену - какой странный выбор актеров, они не только не попадают в названные автором возрастные характеристики, но и нарушают возрастной баланс и соотношение героев, но чем дольше смотришь, тем больше веришь и принимаешь. Это не наружное, это внутреннее. Баринов таков, потому что такова его любовь, немного стариковская нелепая по отношению к лучшей подруге. Гордеев , понятно, не молод, но он сопливый мальчишка по сравнению со своим оппонентом со всеми громкими и циничными монологами.
Я немного завидую зрителям, которые не знакомы с основой. Ох, как раз за разом переворачивается сюжет, какая детективная линия прерывает диалоги. Статика превращается в динамику, полярный день сменяет полярная ночь, круг моих зрительских симпатий расширился и больше не зацикливается на одном единственном спектакле: да, это тоже правильный Шмитт.
Что такое любовь? Какие чувства возникают между мужчиной и женщиной? Что любовь делает с человеком?
Двое мужчин ведут разговор – о себе, о женщине и о любви к ней…
Их знакомство происходит при странных обстоятельствах. С выстрела…
Пожилой журналист Эрик Ларсен (Баринов), является, точнее вбегает после стрельбы в него, в дом писателя Абеля Знорко (Гордин) — лауреата Нобелевской премии, скрывающегося от людей на пустынном острове в Норвежском море.
Приехал Эрик Ларсен по случаю выхода очередной книги «Невысказанная любовь» Знорко, сильно отличающейся от прежних произведений автора и представляющей любовную переписку мужчины и женщины. В этом и заключается тайна, кто эта женщина?
Игорь Гордин (Абель Знорко) взглядом, жестами, походкой передает своего персонажа. А персонаж с непростым характером – высокомерный, циничный, эгоист.
Эрик Ларсен (Валерий Баринов) противоположность Абелю Знорко – суетливый, скромный, счастливый, потому что любил и был любим!
Диалог показан, как боксерский бой, писатель всем видом и выражениями унижает журналиста, в ответ журналист добивается признания, что в основе книги – реальная история его любви к Элен Меттернах. Правда раскрыта, журналист – не журналист, а учитель музыки и муж Эллен.
Игорь Гордин и Валерий Баринов на сцене, без каких-то дополнительных спецэффектов, показали и рассказали эту историю так, что им веришь и проживаешь вместе с ними.
Отдельно хочу отметить сценографию спектакля. Световые декорации в виде волны и шары, которые подсвечены синим светом – показывают, что действие происходит на острове в Норвежском море. Интерьер показан обезличенным, даже подчеркивающим статус хозяина жилища. Отшельник! Взгляд прикован только к картине (фотографии), которая является и обложкой книги «Невысказанная любовь» - Скрипки Энгра.
Фотография Мана Рэя Скрипка Энгра (положил начало целому направлению вариаций на тему музыкальной женственности), а во французском языке это словосочетание породило еще и целый букет смыслов: слабость, вторая натура, хобби.
«Женщина – это вариации на тему мелодии», — говорит один из героев. «Мелодии скрытой, неясной, едва появляющейся и исчезающей».
Поразительная история, трагикомедия, похожа на детектив, так как в ней все-таки присутствует Тайна!
Когда удается увидеть спектакль, который очень понравился, то появляется желание посмотреть его еще и еще раз. Но вместе с желанием возникает и опасение, что дважды в одну реку не войдешь, что вторичный просмотр окажется лишь повторением пройденного и закреплением материала. К счастью чудеса случаются и нередко.
Почти четыре года назад я увидела спектакль Камы Гинкаса "Вариации тайны". Не могу сказать, что он перевернул мою жизнь, но я его вспоминала, прокручивая в памяти сцены, диалоги, ощущения. Рассказывала друзьям-театралам. Вспоминала, опасаясь пойти еще раз, но наконец решилась.
Казалось бы почти детективный сюжет известен, разворачивающиеся события должны быть ожидаемыми, но нет: во второй раз я смотрела даже с большим напряжением, забыв себя, забыв про все, что осталось за стенами театра. Для меня существовала только сцена, два актера, их диалог.
Мастерство Валерия Баринова и Игоря Гордина столь велико, что с первой же мизансцены возникает ощущение, что они не играют роли, а проживают их. Магнетизм дарований превращает зрителей в соучастников, в сотворцов. Переходы от смешного к трагическому и опять к смешному происходят легко и естественно, актеры просто гипнотизируют зал. За весь спектакль я не слышала ни звонков, ни кашля, ни перешептываний. Ничто не выдергивало меня из происходящего на сцене, из сопереживания, из наслаждения наблюдать за напряженным диалогом.
Спектакль воспринимается так естественно, что кажется это все не придумано, не написано, не поставлено и не сыграно. Что не было ни режиссера, ни художника, а есть только два человека на два часа ворвавшиеся в мою жизнь.
Но в этом видимо и состоит величайший талант творца, когда забываешь про автора, а видишь лишь результат. В "Вариациях тайны" кажется, что Кама Гинкас отошел в сторону, дав волю актерам, но как точно выверен каждый шаг, каждая пауза и интонация. Кама Миронович великий режиссер.
Художник Сергей Бархин создал пространство, напоминающее лабиринт, поражающее своей замкнутостью, но дающее ощущение громадного мира, существующего за стенами одинокого дома. Светящиеся голубые шары и волны. Это и светильники в убежище нобелевского лауреата, и звезды на северном небе, и холодные волны моря, что шумит за порогом.
Работа художника по свету Александра Мустонена изысканно ненавязчива, кажется, что он, как и режиссер, просто отошел в сторону, дав возможность спектаклю существовать по его собственным, неведомым нам законам.
"Вариации тайны" это спектакль-размышление, спектакль-наслаждение, спектакль-сопереживание. Как же я завидую тем, кто еще не видел "Вариации тайны" в МТЮЗе: это открытие у них еще впереди.
Рецензии
Рецензия: «Вариации тайны»
Мрачноватая, но не лишенная юмора мелодрама с неподражаемыми Игорем Гординым и Валерием Бариновым.
8 февраля 2018, Наталья Витвицкая