Спектакль Безприданница

Безприданница Безприданница
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Дмитрий Крымов
Длительность 160 мин
Официальный сайт https://artpartner.ru/bezpridannica/
Возраст 18+

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны

Черная комедия от Дмитрия Крымова и его артистов.

Дмитрий Крымов: «В центре истории такая «русская Кармен», только окружена она не романтическими тореадорами и нарушающими воинский устав солдатами, а строго иерархической и жестокой командой деловых людей со странными, выдуманными именами, например — Мокий Парменыч и Харита Игнатьевна. Это позволяет взглянуть на них как на персонажей русской черной комедии дель арте, а на Островского как на родоначальника особого жанра в русской драматургии.»

Отправить другу

Рецензия редакции

Наталья Витвицкая 25 сентября 2017
Блистательная черная комедия про национальную тоску и любовь. Читать далее →

Отзывы о «Безприданница»

Мадикен 26 июня, 04:53
Для меня спектакль Дмитрия Крымова «Безприданница» (написание авторское) в Школе драматического искусства оказался непростым. Очень уж было много подтекста, буквально во всем прослеживался скрытый смысл, который не всегда удавалось расшифровать. Вновь я увидела странный прием, свойственный эпическому брехтовскому театру, когда актер выходит из роли, и обращается к зрителю со словами типа «Я смотрю, вы читали пьесу» или к скрытому звукорежиссеру «Сережа, включай!». До антракта нам показывали комедию, или точнее «русскую черную комедию дель арте», но было по-настоящему смешно. После антракта – постановка приобрела оттенок трагифарса. Обратила внимание, что одна пара демонстративно ушла со спектакля еще посередине первого действия, остальные зрители явно знали, что они должны увидеть на сцене и буквально наслаждались постановкой. Я тоже представляла, что я могу увидеть, и не ожидала классической трактовки. Но весь спектакль меня не отпускало ощущение, что я упускаю что-то важное. Например, что хотел показать режиссер футбольными видеофрагментами, которые неинтересно повторялись несколько раз. Да и тот факт, что в видео зачем-то использовалась некая личная трагедия игрока сборной Нидерландов, показался мне сильно неуместным, даже кощунственным. Или для чего Паратов решил добираться до берега вплавь, нахлебался воды и был голым вынесен на сцену. Только для того, чтобы мы полюбовались на него без одежды?
Лариса Огудалова предстала какой-то недалекой, неумной истеричкой, которая все действие была явно не в себе, будто под действием лекарств или наркотиков. Провинциальная певица, поющая под фонограмму. Она потеряла свой голос навсегда еще в той жизни, когда все шло к ее свадьбе с Паратовым. Да и сейчас, не смотря на призрачные надежды на его любовь, голос так и не появляется, - любви нет и не будет. Может быть, всего однажды появившаяся на сцене в первые секунды спектакля огромная курица и больше ни разу «не выстрелившая», - это и есть грубоватый режиссерский образ Ларисы, показанный нам как заголовок пьесы?
Почему-то больше всего понравился Сергей Мелконян в роли Хариты Игнатьевны. Наверное, за свой удивительный танец и пластичные движения на выходе-уходе за кулисы.
Мне было некомфортно, когда действие разворачивалось в самой глубине сцены, около экрана, а перед зрителями зачем-то оставалось огромное пустое пространство.
Концовка спектакля получилась неожиданной, резкой и потому интересной. Захотелось увидеть другие работы Дмитрия Крымова, потому что это было неординарно, не смотря на мою зрительскую растерянность после спектакля.

Мария 23 июня, 12:29
Интеллектуальный стёб над классикой. Начиная от норм орфографии и заканчивая средствами выразительности в современном театре: плазма, выстрел, игра со зрителем. Глумится Крымов и над героями. Паратов (Евгений Старцев) в накладных усах и с обнажённым торсом появляется на «Лас Точке» под «На теплоходе музыка играет», потом уплывает в полиэтиленовых волнах. Карандышев (Максим Маминов) – интеллигент в очках, заботливый, даже вызывающий сочувствие, но тупой. Кнуров (Константин Муханов) – богатый маразматик в очень длинной шубе летом. Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян) – суровая «баба с яйцами», уже выдавшая двух дочерей, которые тоже присутствуют на сцене, олицетворяя иронию над семейной жизнью: одна с ножом в сердце (Елизавета Юрьева), а вторая – переодетый мужик (Кирилл Фёдоров). Лариса (Мария Смольникова) – провинциальная безголосая звезда, немного с приветом, женщина-ребёнок, «эфир». И этот образ усиливает лейтмотив её выступления – песня Агузаровой «Звезда». Она не глыба, и не жертва любовной интриги, а обычная девушка, запутавшаяся в поисках лучшей доли. К которой она подготовилась, как могла: написала список условий будущему мужу, пропила курс антидепрессантов. Она одна исполняет «настоящую» роль, играет лирическую героиню, контрастируя с остальными и подрывая спектакль изнутри. И он становится не комедией, а лирическим фарсом. Гуд!

Ирина О. 20 июня, 01:28
Безприданница. Школа Драматического Искусства. 17.06.2018.

Читаю отзывы других зрителей — во многих интерес к нестандартному написанию приставки в названии.
А я, начав смотреть спектакль, очень скоро поняла, что не увижу ни «БеСприданницу», ни «БеЗприданницу»... ибо это была всего лишь постановка «на тему». И выглядела она прямо но Юлию Киму: «Бравада, шизофрения, буффонада, коррида бреда, абзац концу».
Я была не против — просто переключила свою внутреннюю программу восприятия и посмотрела спектакль с удовольствием.

Дмитрий Крымов взял пьесу Островского за точку опоры. И иногда действие крутилось непосредственно вокруг нее, иногда уходило далеко-далеко — в пение под караоке и просмотр футбольного матча (интересно, когда ЧМ завершится — всё равно оставят футбольную тему «в телевизоре» или актуализируют изображение?).

Многое было, как в пьесе: Паратов приплыл на «Ласточке» (точнее, на «ЛАС ТОЧКЕ») и привез с собой Робинзона. Харита Игнатьевна выдавала дочь за Карандышева, который ее в конце и застрелил (я ж говорю - «абзац концу»).

Лариса Огудалова в постановке — провинциальная звезда эстрады. Выцветшие афиша, убогие платья и полная безголосость (и в фонограмму-то не попадает). Говорит — голос потеряла, когда Паратов уехал. Мне показалось, врет: не было у нее никогда голоса и фонограмма чужая — Робинзон вон поёт не лучше, зато душевнее.

В принципе, я понимаю Паратова: конечно, он женится «на деньгах»... но даже это не главное. Главное, что Лариса совершенно не интересна. Просто на этом провинциальном безрыбьи и эта «звезда» - рыба... Другое-то еще хуже.
А что взять с городишка, в коем главная достопримечательность... голубь. Просто голубь, тусующийся среди чаек.
Все всё про всех знают, никаких неожиданностей. Вот, например, все знали, что Карандышев Ларису убьет. Убил — как и ожидалось. И никто даже не подошел на труп взглянуть, ибо ожидаемо, обыденно, скучно.

Вообще Карандышев — единственный нормальный, хоть и очень скучный человек среди всех этих травестированных Харит Игнатьевн и Робинзонов, кротообразных хищников Кнуровых и реально присутствующих на сцене (в пьесе лишь упоминаются) сестер и женихов Ларисы. Хотя, глядя на эту довольно бодро тусующуюся на сцене «команду», почему-то вспомнилось - «Спросило у привидения привидение: а существуют ли люди, иль всё это просто видение?».

Да - еще в числе реальных, хоть и невидимых-неслышимых — некий Сережа, который включает и выключает музыку и меняет изображение на экране.

В общем, если вы готовы к внутреннему переключению ожидаемого от спектакля на восприятие... ну, совсем чего-то иного... думаю, вам понравится.
Если душа жаждет классики... есть же и другие хорошие театры.

Мне, например, понравилось.
Вообще — Крымов очень интересный режиссер. Я обычно (и в этот раз тоже) только глазами изумленно хлопаю, когда он одним легким режиссерским движением разламывает бетонный блок стандартного подхода к классике, а потом начинает легко жонглировать обломками.

Хороший спектакль. Не зря его на «Звезду театрала» выдвинули.

Вера 19 июня, 09:57
Одна звезда на небе голубом
Живет не зная обо мне...

 "Безприданница" Дмитрия Крымова получилась как он и задумывал - жёстко и звонко, как пощёчина!
"Нужно в самом начале спектакля заложить бомбу"...а Крымов заложил её в самом названии спектакля. Сколько людей ломают голову над загадкой: ну почему же "З", а не "С"?
Да разве это важно!?
Важно, что спектакль получился взрывносногУлетательным! Ну или мне "просто очень понра".
"Безприданница" идёт в моём любимом театре - Школе драматического искусства.

Очень трудно каждый раз удивлять, но у Крымова это получается. Во всём!
Обещал чёрную комедию - получите!
Смеялась, чаще внутри, глазами. Правда, на мой взгляд, спектакль получился очень даже "нормальным" и даже похулиганил мало.

Когда позади столько спектаклей, уже узнаешь фирменные трюки режиссёра. Начать неожиданно спектакль, например, с курицы, которую так жадно уплетает герой под присмотром другой курицы или героиня, которая, как ни в чём не бывало, ходит весь спектакль с ножом в сердце;  мужчина, играющий женшину или нелепые лейблы на пальто Паратова и туфлях Ларисы. Вообще, нелепость, несуразность, нескладность - это всё фирменные мазки Крымова. Как и гротеск и отменное чувство юмора!

Спектакль тесно связан с видеорядом. Это окно. Мы смотрим в него и через него знакомимся с героями. Оно словно выплёвывет всех героев, друг за другом, неспешно, из глубины могучей Волги, причём Паратова в самом прямом смысле.

Вот выходит Кнуров (Константин Муханов)! Сумасшедший образ из какого-нибудь фильма ужасов! Пугающий, в своей чёрной длинной шубе и огромным перстнем. Сразу видно "Богатый", способен купить любую "Вещь", поглотить её и выпленуть.
До дрожи...

А вот приближается Карандышев (Максим Маминов). Да как приближается...в этом действии читается весь его характер. Спотыкаясь, падая, теряя всё по пути - неуклюжий жалкий, мелочный и "глухой" человек. Напрасно Лариса пытается ему объяснить, что "она не умеет разделывать курицу и селёдку", всё напрасно. Даже если бы она вдруг упала на колени и громко прокричала о своей любви, он бы остался глух и пуст.

Вдруг выбегает настояшая бой-баба Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян)! Грубая и деловая, но в тоже время такая живая и комичная! Сложно ей пришлось, пройти через унижения. Её танец-крик и смешно, и больно, до слёз. Какая пробивная роль!

Ну и конечно, звезда Лариса (Мария Смольникова)!  Вот это Лариса! Совсем другая: хрупкая, тонкая, как веточка, непосредственная и трогательная, немного космическая, ну прямо как Агузарова!  Как же ей одиноко и больно. Когда она поёт свой хит "Звезда" просто хочется остановить спектакль и спасти её от того, что будет дальше. А дальше будет Паратов, с пеной у рта, выловленный из вод Волги и его Ласточка с Робинзоном.

Ничего нового между ними не произойдёт! Паратов - самовлюбленный метросексуал, погубивший Ларису. Сцена, где Лариса отдалась ему, получилась какой-то нарочито киношной с немыми зрителями на сцене и в зале. И как щемило, когда, наконец, её глаза загорелись как у настоящей звезды (и да, она готова научиться чистить селёдку ради него!) и как они упали, когда показалось кольцо.
Что ей остаётся? Она теперь Вещь! Зайти в "сартИр" и найти там спасение.
⠀ ⠀
Всему актёрскому составу "Браво"! Многие уже такие родные. На треугольник Смольникова-Мелконян-Маминов я могла бы смотреть бесконечно!
Отдельное "супер" музыке! "Звезда" Агузаровой, "На теплоходе музыка играет", "I will survive"

Дмитрий Анатольевич, спасибо за очередной блеск! Получилось не скучно, смешно и больно!
Браво!

Галина 17 июня, 12:57
Когда шла на спектакль, больше всего меня почему-то занимало, почему все-таки в театре "Школа драматического искусства" спектакль называется "БеЗприданница", ну должен же в этом быть какой-то сакральный смысл. Решила, что посмотрю спектакль, тогда, возможно, и найду ответ на вопрос. Но начав смотреть, напрочь об этой цели забыла. Ибо действо увлекло с первой минуты, ...курица была прекрасна. Спросите, причем тут курица. Не знаю, но очень была хороша, и спектакль сразу завладел вниманием. ))
Спектакль - прекрасная театральная игрушка. Сам режиссер, Дмитрий Крымов, позиционирует свою постановку как черную комедию дель арте. Это такой прекрасный стёб, чудесным образом вдруг оборачивающийся драмой или трагедией. Вот только что ты смеялся, и тут же, прямо от той же сцены, становится страшно. И все это на фоне футбольных баталий, разворачивающихся на экране на заднике сцены. И внимание персонажей часто обращено именно туда, не до Ларисы им,.. как и сейчас не до трагедий частных лиц тем, кто устроил чемпионат.
И тот, заключительный, выстрел, он почему-то для меня прозвучал неожиданно и страшно, аж сердце оборвалось. Не знаю, а что я, собственно, ждала. Что вот возьмет режиссер и изменит ход вещей... Но ведь ничто этого не предвещало, да и сама Лариса за три минуты до смерти напоминает зрителям о финале пьесы ("читали?"). И зал, за несколько минут до этого расслабленный, вздрогнул и замер в гробовой тишине. Очень сильно.
Очень понравились милые театральные находки. Как падала одежда у Карандышева (но как все легко исправил Паратов). Как прибывала "Ласточка" (это вот просто супер). Как появлялись на сцене персонажи, выпрыгивая из экрана (а уж сцена прибытия Паратова вообще весьма экстравагантна). Как выглядел и двигался Хлудов и как он потом навис своей громадой над Ларисой, буквально поглотил ее. А какой шикарный танец был у Хариты Игнатьевны. Зажигательный и смешной в начале и такой вдруг страшный через несколько минут, отчаяние просто зашкаливало.
Все персонажи совсем не такие, какими мы привыкли их себе представлять. Ну или не совсем такие. Только Карандышев, пожалуй, хрестоматиен. И он мне, кстати, понравился меньше всех остальных. Его актерское воплощение, я имею ввиду. Остальные хороши.
В целом, это совершенно новая для меня "Бесприданница", поставленная по пьесе, ничего не переврано, насколько я могу судить, но при этом абсолютно иначе обыгранная, мне было очень интересно, понравилось однозначно. Тем более, что и посадили меня удачно - в середину шестого ряда, видно было прекрасно.
Ну а почему она превратилась в "Безприданницу", можно только догадываться. Возможно, потому, что героиня беЗ приданного... )). Шучу. Ну, может, режиссер хотел подчеркнуть таким образом нехрестоматийность своей постановки. Не знаю. В принципе, после спектакля это стало неважно.
Захотелось прийти в театр снова, посмотреть другие спектакли Дмитрия Крымова.

Юлия 10 мая, 08:49
Добрый день, господа! Вот заинтересовалась этим спектаклем, смотрю: на сайте - очепятка. Пишется "Бесприданница". Думаю, вы знаете, что делать.

Ольга Сорокина 27 февраля, 12:21
По словам Дмитрия Крымова, главная тема «Бесприданницы» — желание и невозможность быть свободной в мире денег. Особенно эта невозможность ужасна для женщины, хотя и мужчины, с видимым удовольствием играющие в свои «мужские игры», часто от неё плачут.
И действительно, Лариса в спектакле Крымова хрупка, беззащитна и романтична настолько, что все её попытки быть свободной лишь усугубляют несвободу. И тем не менее она свободна, свободна внутренне. И в этом несоответствии степени внутренней и внешней свободы и есть главная трагедия. Как бы не стремилась героиня сохранить и защитить свою свободу, она остаётся всего лишь пленницей судьбы, рабой собственных страстей и иллюзий и игрушкой в чужих руках. А одиночество героини, противопоставленной всему миру, чувствуется настолько остро, что я сидела в зале и удивлялась тому, как, как это можно вот так вот взять и передать. Браво!
Великолепная актёрская работа Марии Смольниковой! Её Лариса Дмитриевна - безусловно самый яркий элемент общей картины спектакля. И лично мне очень симпатична такая Лариса Дмитриевна. Со всеми её недостатками и слабостями, лишь подчёркивающими яркость натуры и силу характера.

Как справедливо в своё время заметила одна из исполнительниц роли Ларисы Нина Алисова: «пьесы Островского безграничны, и каждый художник вправе ставить его по-своему».
Вот и Дмитрий Крымов, и как режиссёр, и художник, имеет на это право. Видеть и ставить свою "Бес[з]приданницу".
И лично мне очень понравилось, как он её видит и ставит.
"Безприданница" у Крымова - цельное и яркое действо, изобилующее новейшими оригинальными сценическими решениями (о, зрителей ждёт сразу несколько сюрпризов), в котором тем не менее явственно видится Островский как автор. И не смотря на то, что по словам режиссёра "в XXI веке буквально следовать за языком XIX века, лишь потому что так написано, как-то странно", импровизаций и отклонений от текста первоисточника очень мало. И они весьма органично вплетены в общую канву, добавляя настроения и современности происходящему.
Да-да! Именно современности прочтения пьесы удалось добиться создателям спектакля. И прочтение это бережное и смелое одновременно. Настолько бережное, что ни разу не нарушило лично моё чувство прекрасного. И это не смотря на сюр, абсурд и гротеск щедро присутствующие едва ли не в каждой сцене.
Взять хотя бы "милую беседу" Сергея Сергеича (Евгений Старцев) и Хариты Игнатьевны (Сергей Мелконян) - браво-браво!
Игрой обоих я восхищалась, а игрой Сергея Мелконяна особенно!

Ну, и конечно, рассказать обо всём прекрасном, что есть в этом спектакле, абсолютно невозможно!
Ведь даже в пьесе так или иначе описана судьба не одной единственной женщины, а четырёх.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.