Отзывы о "Безприданница"

Безприданница Безприданница
В избранное
Оценка редакции
22 января 2019 (Вт) | 19:00 Полное расписание
Постановка Школа драматического искусства / Метро Сухаревская
Жанр драма
Режиссер-постановщик Дмитрий Крымов
Длительность 160 мин
Официальный сайт https://artpartner.ru/bezpridannica/
Возраст 18+

Моя оценка

Наталья Витвицкая
25 сентября 2017

Рецензия: «Безприданница»

Блистательная черная комедия про национальную тоску — новый шедевр Крымова и его команды. 

У Островского Дмитрия Крымова мало общего с Островским из школьных сочинений или Островским в кино Никиты Михалкова. Почти всё — новое, неожиданное, бьющее под дых, как название «с ошибкой». Вы вроде бы вслушиваетесь в знакомый текст, а в итоге слышите собственные мысли. О чём? О смертельной тоске по любви и об обществе, в котором настоящее чувство невозможно. Но несмотря на трагичность темы, никакого пафоса — вам будет нестерпимо смешно. 

Смешно до колик, но и больно точно так же

Лариса Огудалова (Мария Смольникова) — трагичная и комичная одновременно, миниатюрная девушка с заплаканными глазами, робкой улыбкой и огромным сердцем, до которого никому нет дела. Окружают ее сплошь монстры и мертвецы. Паратов, к примеру, впервые появляется перед зрителями утопленником: его тащат в полиэтилене с пеной на губах. Но уже через секунду он встает и как ни в чем не бывало начинает измываться над Ларисой. Его жестокость и желание обладать скрыто под маской деловитости, бизнеса без сантиментов. Жить по таким законам гадко, но никаких других Огудаловой не предложено. Эту растерянность героини невозможно просмотреть: Смольникова играет её всем телом, глазами, падающими на лоб кудряшками, нелепыми ужимками примы местного кабаре-притона.

Невозможно забыть сцену, в которой она, надев дурацкий парик, пытается спеть хит Жанны Агузаровой «Одна звезда на небе голубом». Смешно до колик, но и больно точно так же — очередной крымовский «фокус», пронимающий до печенок. А сколько еще таких фокусов в спектакле! Танец Хариты Игнатьевны под «I will survive». Кинжал, торчащий из груди сестры Ларисы, который воткнул в нее муж-кавказец, а она так и будет бегать с ним по сцене. Или ус Паратова, который Лариса в недоумении попытается приклеить себе (разочарование в любимом человеке, обманувшем ее во всем, в этот момент почти физически осязаемо).

Сценография в спектакле тоже воплощает идею о неразделимости грустного и смешного, поддерживая настроение печали, растворенной в болезненном, нервном смехе. Огромный видеоэкран на заднике показывает тоскливый пейзаж — набережную Волги. По кругу сцены развешаны старые пальто и ватники, которые то и дело падают с крючков, причем падают в какие-то нелепые моменты. 

Что касается финала, не пересказывайте его друзьям, когда посмотрите спектакль. Мы тоже не будем, потому что это — невероятно, это — больно и это — катарсис.

Отзывы о «Рецензия: «Безприданница»»

Андрей 30 марта 2018, 06:31
Был на спектакле 29.03.2018. Замечательный спектакль. Замечательная Мария Смольникова. Замечательный Георгий Токаев.
Я впервые был в этом театре и почти все было хорошо.
Единственное, мне не понятно, почему на текущий спектакль на сайте не публикуется актуальный состав, а в программке актер исполнявший роль Паратова – Георгий Токаев - просто пропечатан самонаборным штампиком. Вообще грустно, что в программке актеры перечислены одним общим списком без привязки к персонажам. Самому нужно лезть на сайт и заниматься потом идентификацией. Это полнейшее неуважение к зрителю. К тому же, странички Георгия Токаева нет на сайте театра и надо перерывать интернет, чтобы понять – он или не он это был во вчерашнем спектакле.
Марию Смольникову я ранее видел в спектакле «Вера и велосипед». Она, к слову сказать, взяла в этот спектакль и маленькие частички той «Веры». Эта актриса являет собой загадку для меня. Никак не могу понять какая она и что у нее внутри. При этом она просто магнетически притягивает.
В паре с Георгием Токаевым она просто замечательно разыграла драму. Георгия я ранее нигде не видел, и даже не слышал его имени. Мне он понравился. Очень интересный актер. Интересно, конечно, еще и второго «паратова» увидеть – Евгения Старцева. По фото мне не понравился их тандем со Смольниковой (на сайте театра фото только со Старцевым), но чтобы оценить по-настоящему, нужно все-таки увидеть…
Само воплощение спектакля необычно! Много интересных ходов! Очень благодарен Дмитрию Крымову за выбор музыки! Главная тема «Звезда» в исполнении Жанны Агузаровой здесь явно к месту. И Ольга Зарубина с «На теплоходе музыка играет» к месту. Но самая моя любимая тема спектакля это джазовая «Lillies Of The Valley» от Jun Miyake, которая практически во всех мизансценах второго отделения звучит. Она была ещё саундтреком к фильму «Пина» и здесь пришлась очень кстати.
Вообще все находки режиссера пришлись кстати. Необычно был вплетен в канву спектакля видеоряд четвертьфинального матча Россия-Голландия Евро 2008. Тогда Россия вышла в полуфинал и это был такой триумф, что просто словами не описать. Я до сих пор помню это безобразие творящееся на улицах Москвы, эти ездящие и бибикающие всю ночь легковушки с открытыми багажниками, из которых торчали пьяные болельщики, машущие флагами России.
И тут наверное нужно чтобы зрители знали цену этой победы. На тот момент сборная Голландии была полностью деморализована из-за трагедии, случившейся прямо накануне матча в семье защитника сборной Голландии Халида Буларуза – он потерял новорожденную дочь. При этом он нашел в себе силы выйти на игру и не пропускать матч. Вся сборная Голландии появилась на поле с траурными повязками. Не зря в спектакле делается акцент комментатора футбольного матча на этот момент, правда, подробностей никаких не сообщается. Полагаю, что нужно писать об этом хотя бы в программке, чтобы зрители могли сопоставить эту трагедию и победу сборной России над Голландцами с трагедией, происходящей в жизни Ларисы Огудаловой. Браво Дмитрию Крымову, придумавшему провести такие параллели, пусть и очень горькие, показывающие насколько жестоко общество, готовое растоптать человека, у которого есть душа, сказать ему, что он ничего не стоит… И ведь шоу всегда должно продолжаться и не понятно, может ли человек вырваться из этого круга? И может ли быть иной исход? На все эти вопросы зритель должен ответить себе сам.
А вот много ли было в зале зрителей, способных не просто ответить себе на этот вопрос, а хотя бы задуматься на эту тему – я не знаю. Не уверен. Четверть зала вообще ушла после первого действия. Какие-то хабалки уходили стуча каблуками прямо во время финальной сцены гибели Ларисы… Передо мной сидел какой-то папа с дочерью (видимо пришли по приглашениям), так он через каждые пять минут лазил в свой допотопный кнопочный телефон с разбитым маленьким-маленьким экраном, на котором отображались цифры и он как завороженный, поднося этот телефон близко-близко к своим очкам разглядывал эти цифры! Действительно, что может быть интереснее разглядывания цифр на экране во время спектакля? Они прям его манили, он впадал в экстатический транс, когда видел цифры.
Так что у меня совершенно нет уверенности что то, что пытался сказать зрителям режиссер достигнет их сознания.
В конце, чтобы как-то сгладить грусть в повествовании хочу сказать, что у того защитника Халида Буларуза после той страшной трагедии все нормализовалось, у них с женой родилось двое детей. Правда, спустя какое-то время она ушла к его товарищу по одному из немецких клубов, за который он ранее выступал.
Спектакль категорически рекомендую.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

8 февраля (пт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 8 февраля (пт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

18 января (пт) | 18:00 | Около дома Станиславского (Новый зал), драма 18 января (пт) | 18:00

Восстановленный бесподобный спектакль Погребничко по Островскому.

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.

24 января (чт) | 18:00 | Московский театр юного зрителя, драма 24 января (чт) | 18:00

Глубокий и бескомпромиссный спектакль Камы Гинкаса о любви.

Фестиваль

19 января (сб) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 января (сб) | 18:00

Спектакль Андрея Могучего, поставленный как житие о странствиях души в поисках любви.