В Москве 26 сентября начинается один из крупнейших фестивалей детского театра «Гаврош». В этом году смотр познакомит столичного зрителя с детскими спектаклями театров из Дании. «ВД» выбрал лучшие спектакли «Гавроша», которые не стоит пропускать.

 «Сонатина»

В спектакле театра Gruppe 38 за основу взята всем известная сказка о Красной Шапочке, но подана она в необычной форме. Главную героиню играет яичко в обворожительном головном уборе, старую бабушку — проросшая картофелина в очочках, волка — пресс для картофеля, а хлопотливую мамашу — курица (ее для датского спектакля специально выращивают в Москве, надеясь, что талантливая русская птица справится с ролью и без изнуряющих репетиций). Совершенно сумасшедшая рассказчица с всклокоченными волосами — режиссер Бодиль Аллинг, поставившая спектакль в паре с Оле Серенсен. Тут же на подхвате двое мужчин, Кристиан Глан и Серен Сендберг, которые играют на аккордеоне, контрабасе и трубе. Не забывая об амплуа склочных бродячих артистов, путешествующих на стареньком итальянском грузовичке, троица, искрометно шутя, расскажет историю о том, как на плечи одной маленькой девочки взвалили слишком большую ответственность.

Малая сцена «Театриума на Серпуховке», 26–28 сентября, строго от 6 лет


Gruppe 38 — профессиональный датский театр, существующий с 1972 года. Труппа постоянно гастролирует и имеет множество наград, в том числе «Почетную президентскую премию за художественное совершенство» Международной ассоциации детского театра (ASSITEJ) — одну из самых престижных театральных премий мира.

 «Самые добрые в мире»

Всего два дня в Москве будет давать свое представление Fairplay — театр из Хольбека, целиком оправдывающий идею, заложенную в его названии (fair play — «честная игра»). Часто обращающиеся к современным авторам, в этот раз артисты инсценируют книгу шведа Ульфа Нильсона «Эти милые зверюшки» — сказку о том, как однажды двое ребят нашли мертвого шмеля и решили похоронить его со всеми почестями. С помощью игры герои преодолевают присущий человеку страх перед смертью. Они открывают похоронную компанию для животных «Лучшие похороны в мире» и превращают ритуал в настоящий праздник, облагороженный поэзией. Спектакль, показанный в 2013 году на фестивале в Хорсенсе, про то, что жизнь и смерть — неотъемлемая часть окружающей нас природы, мира, в котором всегда найдется место для красоты и юмора. Тему, в нашем обществе табуированную, режиссер Роберт Парр затрагивает с деликатностью и профессионализмом, устраняя страхи, которые во многом формируются в детстве.

Малая сцена «Театриума на Серпуховке», 3–4 октября, от 4 лет

 «Короткое/длинное»

Из Копенгагена на «Гаврош» пожалует все самое модное. Например, спектакль «Короткое/длинное» от коллективов Uppercut Danseteater и Dans i Nordvest — эксперимент на стыке трех жанров: танца, театра художника и бэби-театра, набирающего популярность по всему миру. Спектакль, созданный специально для крох, не рассказывает сказок, а позволяет маленьким зрителям пережить новый эмоциональный и аудиовизуальный опыт. Прошлогодний «Гаврош» радовал любителей живописи работой по биографии и творчеству Ван Гога, а нынешний танец из Дании вдохновлен картинами Василия Кандинского. Линии, кубы, треугольники — формы, из которых состоит наш мир, в этом спектакле оживают в затейливом танце, как и на произведениях художника при живом воображении смотрящего.

На сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета, 4–5 октября, от 1,5 до 4 лет


Бэби-театр — театральный жанр, который предполагает постановку спектаклей для детей от 0 до 4 лет. Зародившийся в последние десятилетия в Европе, бэби-театр только сейчас приходит на российскую сцену. В Москве первыми в этом направлении стали работать Ольга и Юрий Устюговы.


Сторителлинг (англ. storytelling, «рассказывание историй») — еще один театральный жанр, пришедший к нам из Европы. Основывается на артистическом таланте — насколько интересно актер излагает любые истории, присваивая и творчески обыгрывая сюжет. Предполагает визуальную скромность постановки и активное вовлечение зрителя в происходящее.

 «Творить!»

Еще один образец бэби-театра приедет из города Орхуса, от театральной компании Hvid-stoj sceneproduction. Авторы идеи — Стине Ворм Серенсен, Стине К. Пагх, Шарлотте Ладефогед, зная, что ничто не действует в театре сильнее самых простых решений, решили рассказать несколько глав Книги Бытия во время готовки. Первым делом актеры включают плиту: «Да будет свет. И стал свет». Мука с водой образуют землю и горы, на них вырастают цветы и деревья из кухонных венчиков и ложек, а там недолго и до появления сдобного Адама. Необычный спектакль, наполненный музыкой, пластикой, анимацией и ароматом свежих булочек, безусловно, заслуживает внимания юного зрителя.

Гостиная «Театриума на Серпуховке», 26–28 сентября, от 2 до 5 лет

«Беовульф»

Мальчишек-подростков затащить в театр сложно, но если уж удалось, то удержать их внимание под силу разве что сверхчеловеку. Однако не в этом случае. Эпическую поэму VIII века о герое Беовульфе, который в честной схватке побеждает чудовищ — Гренделя, его не менее страшную мамочку, а потом и настоящего дракона, любой уважающий себя мужчина выслушает как минимум с любопытством. Спектакль сделан в мало представленном пока в России жанре сторителлинга, не подразумевающем никаких театральных излишеств: в основе только актерский профессионализм, хорошая драматургия и музыкальное сопровождение. Двое актеров Det Fortaellende Teater обещают рассказать древнюю поэму эмоционально и с юмором.

Театр «У Никитских ворот», 4–5 октября, от 10 лет


А также:
Два спектакля по Хансу Кристиану Андерсену:

Три премьеры «Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой», приуроченные к фестивалю: