В «Гоголь-центре» ставят «Идиотов» Ларса фон Триера, а в ЦИМе кэрролловская Алиса исследует российское Зазеркалье. «ВД» решил разобраться в изобилии московских премьер.

«Русская красавица»
«Идиоты»
Гоголь-центр

В «Гоголь-центре», ставшем главным ньюсмейкером сезона, выходит «Русская красавица». Женя Беркович, недавняя выпускница курса Кирилла Серебренникова, ставит самый знаменитый роман Виктора Ерофеева. Написанная в начале 80-х, опубликованная только в перестройку, «Русская красавица» вызвала скандал среди отечественных поборников нравствен-ности и заслужила мировую славу. Ерофеев стал первым, кто смог запечатлеть поток сознания советской интердевочки — провинциалки Ирины Таракановой, покорившей Москву, окунувшейся в беспощадный разврат, но упорно искавшей любви и возомнившей себя почти что великомученицей. Кажется, еще никто в нашем театре не брался за эту прихотливую прозу, так что Беркович идет по целине. Кроме того, она продол- жает начатое Серебренниковым дело по сращиванию прежней труппы театра с недавними выпускниками, ныне артистами «Седьмой студии». Русскую красавицу сыграет молодая актриса Екатерина Стеблина, в остальных ролях — артисты Театра имени Гоголя.

В конце мая сам Серебренников выпустит «Идиотов». Большая просьба: не путайте этот спектакль с очередной версией романа Достоевского. Серебренников продолжает программу театральных версий знаменитых киношедевров, начатую «Братьями» Алексея Мизгирева (по сценарию фильма Висконти «Рокко и его братья»).

«Идиоты» — ранний и, пожалуй, один из самых сильных фильмов фон Триера, снятый во времена его знаменитой «Догмы 95». «Догма» — это манифест документализма, согласно которому кино можно снимать только ручной камерой, без оптических эффектов, в реальных декорациях и только с живой музыкой — то есть исполняемой самими персонажами. И никаких исторических сюжетов: все по-являющееся на экране должно происходить здесь и сейчас. Серебренников, объявивший, что подписывает эту же декларацию в театре (пока на ближайший год), заказал московскую версию «Идиотов» драматургу Валерию Печейкину. Так что триеровский сквот свободных художников, прикидывающихся умственно неполноценными — то ли для того, чтобы расширить свои творческие возможности, то ли чтобы испытать предел толерантности окружающих, — расположен в сегодняшней Москве, где с толерантностью, сами понимаете, все непросто. О самом спектакле известно пока только, что кроме актеров «Седьмой студии» и прежней труппы театра в нем занята Оксана Фандера. Но и этого достаточно, чтобы заранее можно было поручиться: «Идиоты» станут заметным событием.

фото: пресс-служба


«Алиса и государство»
ЦиМ

Исследовать современное общество будут и в Центре имени Мейерхольда. Выпускники «Школы театрального лидера» драматург Саша Денисова, режиссер Алексей Жеребцов и продюсер Алена Янкелевич, призвав на помощь труппу Liquid Theatre, выпускают спектакль, в котором юная Алиса, проваливаясь на экзамене по основам государства и права, проваливается в буквальном смысле, как героиня Льюиса Кэрролла. Правда, кэрролловские персонажи вокруг оказываются весьма узнаваемы: говорящие цветы Роза, Лилия и Маргарита обсуждают у подъезда проблемы ЖКХ. Депутат Гусеница тонет в клубах табачного дыма, выдумывая новые законы, а саму Алису при- глашают на Болотное чаепитие, с которого она прямиком отправится в суд. И если вы еще не поняли, о чем этот спектакль, то помочь вам нельзя. Ну разве что добавим: Алису сыграет талантливая актриса Инна Сухорецкая.

фото: Светалана Маликова

 

 


 

«Горячее сердце»
Современник

Устали от актуальности? Отправляйтесь в «Современник». Ученик Сергея Женовача Егор Перегудов смотрит на героев Островского глазами сегодняшнего человека, но без излишней злободневности. В героях «Горячего сердца» он разглядел не социальные маски, а обычных людей — не без слабостей, но и не безнадежных. Пожилой самодур Курослепов (Василий Мищенко) потихоньку сживает со свету родную дочь Парашу (Светлана Иванова), ненавидимую распутной мачехой (Дарья Белоусова). У Параши есть ухажер Вася (Иван Стебунов) — добрый, но слабохарактерный, за которого ей так и не суждено выйти... Свой спектакль Перегудов называет поэтической комедией — заметьте: не социальной и не сатирической. Художник Владимир Арефьев выстроит на сцене нечто среднее между усадьбой времен Островского и современным городом. В этой немножко сказочной реальности неожиданно важным окажется персонаж по фамилии Хватский. У Островского этот «барин, помешанный от театру» — малозначащее лицо, но для замысла режиссера он очень важен. Подробности узнаем на спектакле.

фото: Сергей Петров


«Лондон-шоу»
Сатирикон

Если кто-то любит погрячее, то вот вам новость: Константин Райкин выпускает свою версию «Пигмалиона». Действие происходит в Лондоне наших дней, а в вечном сюжете про бойкую малограмотную цветочницу и высокомерного профессора, превратившего ее в леди и без памяти в нее влюбившегося, сыграют Агриппина Стеклова, Максим Аверин, Григорий Сиятвинда и другие «сатириконовцы». Главное, не перепутайте: Шоу — это не жанр спектакля, а фамилия драматурга — его звали Джордж Бернард Шоу.