В преддверие 1 апреля «ВД» решил напомнить, что в московских театрах множество первоклассных комедий и актеров, на которых невозможно смотреть без приступов смеха. Вот десятка лучших комиков столицы.

Семчев — это комик-тяжеловес не по комплекции, а по убедительности. Если он выходит на сцену, у зрителя нет шансов удержаться от смеха. При этом сам артист сохраняет серьезнейшую физиономию и даже как будто возмущается произведенным эффектом. В спектакле Константина Богомолова «Событие» по пьесе Набокова он играет литературную даму Антонину Павловну без всякого шаржирования, не меняя даже тембра голоса, и вместе с тем — очень точно и смешно. А в недавней громкой премьере богомоловского же «Идеального мужа» актер изображает папу-фронтовика, который презирает своего сына-гомосексуалиста, но бесконечно тянет из него деньги и с чувством поет с эстрады тюремный блатняк.

фото: Екатерина Цветкова


За Олесей Железняк прочно закрепилось амплуа острохарактерной актрисы, а этот талант у нас больше всего востребован антрепризой. Но Железняк органично смотрится и в комедии положений «Бестолочь», в которой ее героиня, служанка Анна, разруливает сложные отношения между хозяевами, их любовниками и любовницами, и в классическом «Лесе» Островского — в роли наушницы Улиты, и в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, где она волшебным образом превращается из огородного пугала в настоящую светскую даму. Такое же преображение происходит с ее Тамарой из ленкомовских «Пяти вечеров». В угловатой замухрышке вдруг просыпаются нежность и женственность — и на это преображение стоит посмотреть.

«В детстве я была очень мнительной. Папа пугал: "Если не съешь сосиску, она будет за тобой гоняться!".Помню эти ужасные детские ночи, когда, закрывая глаза, видишь сосиску в погоне»

фото: архив журнала


Мария Аронова — признанная клоунесса. Хотя ей по плечу и серьезные драматические роли — она доказала это в спектакле «Царская охота», мощно сыграв царицу Екатерину, — режиссеры чаще используют ее комедийный талант. На счету актрисы множество антреприз самого разного сорта, да и в родном Театре Вахтангова она занята в характерных ролях — в «Дядюшкином сне» Достоевского и бродвейской комедии положений «Обычное дело». Но коронная роль Ароновой — начальница пансиона в водевиле «Мадемуазель Нитуш». Заячьи зубы, лукавый взгляд из-под очков и внушительные формы, которые не мешают актрисе выкинуть какой-нибудь акробатический фортель. Аронова не боится выглядеть смешно и нелепо, за это ее и любят.

«У меня никогда не было чисто комедийного образа. Всегда были окна: моменты, когда видно, что боль и чувства настояшие. А потом окно закрывается  — и опять сплошная комедия»

фото: Оксана Старикова


Зрители Театра имени А.С. Пушкина всегда знали, что Сергей Лазарев — не только популярный певец, но и талантливый актер. Комедийного артиста в нем открыл Евгений Писарев. Бродвейская пьеса «Одолжите тенора» с участием кумира российских школьниц стала хитом Театра Пушкина. Семь лет спустя актер и режиссер встретились снова, чтобы познакомить публику с комедией Марка Твена «Таланты и покойники». Тут Лазареву, играющему бедного художника, походу пьесы приходится устраивать собственные похороны и переодеваться в женское платье. Прием работает и на этот раз, публика хохочет над пикантными ситуациями и гэгами, но все остается в рамках приличий. Кстати, у Лазарева даже день рождения — 1 апреля.

фото: архив журнала


Комедийный талант Ахеджаковой в комментариях не нуждается. Но в родном «Современнике» у нее давно не было премьер. Зато за последний год — сразу две ярких работы на стороне. В спектакле Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» в «Школе драматического искусства» героиня Ахеджаковой, сидя в VIP-ложе, с видом знатока комментирует дурачества бродячих комедиантов: «Это артхаус!» Или вставляет реплики в духе героя Броневого из «Формулы любви»: «А вот у нас был случай…» А в Театре Наций в антиутопии Андрея Могучего Circo Ambulante Ахеджакова играет Дон Кихота в юбке, женщину, которая решилась дать бой тирану. И эта роль ей очень идет.

фото: Екатерина Цветкова


Одна из самых колоритных «фоменок» всегда выбивалась из стройного хора местных сильфид своим напором. Властная Мурзавецкая в «Волках и овцах», хлопотливая Наташа в «Трех сестрах», жизнелюбивая Изабелла в «Самом важном», она привлекает к себе внимание, даже когда молчит. В «Театральном романе» ей досталась роль почти без слов. На пару с Галиной Тюниной они играют двух секретарш Общедоступного театра — яростных соперниц, испепеляющих друг друга презрительными взглядами. Надо видеть, как Джабраилова, подобрав губы и выпятив грудь, сухо представляется: «Августа Авдеевна Менажраки». Тут даже соляной столп не устоит и рассмеется.

фото: Екатерина Цветкова


Как и все «кудряши» (так в театральной среде ласково называют выпускников «Мастерской Олега Кудряшова» в РАТИ), Павел Акимкин очень пластичен и музыкален — и поет, и танцует, баяне играет. А еще он обладает такой солнечной харизмой, что, глядя на него, невозможно не улыбаться. В этом многократно убедились зрители музыкального спектакля «Шведская спичка» — первой самостоятельной работы вчерашних студентов в Театре Наций. Спустя пять лет команда «кудряшей» собралась снова в работе над опереттой Исаака Дунаевского «Женихи». Акимкин тут уморительно играет гробовщика, который прямо на похоронах сватается к богатой вдовушке в надежде на большой куш, но в результате получает шиш с маслом.

фото: Екатерина Цветкова


В родном Театре Вахтангова этого двухметрового красавца долго держали на ролях типа «кушать подано». И только пришлые варяги, Юрий Любимов и Юрий Бутусов, разглядели в нем большого (простите за каламбур) артиста. Сейчас актер развивает свой комический дар на стороне — в убойных капустниках Константина Богомолова на вручении премии «Гвоздь сезона» и в смелой политической сатире «Театра.doc». В спектакле «БерлусПутин» по мотивам пьесы Дарио Фо он пародирует главу государства, превращаясь то в контуженного полковника, то в мультяшного горлума с силиконовыми мускулами. Первую леди, кстати, тут играет еще одна превосходная клоунесса — Евдокия Германова. И этот дуэт обязательно стоит увидеть.

«Сначала тема показалась мне сомнительной, но потом выяснилось, что спектакль про вещи гораздо более интересные, чем персона путина, и сомнения отпали» (читайте интервью Натальи Витвицкой  с Сергеем Епишевым на нашем сайте)

фото: Михаил Гутерман


Юная студентка Дмитрия Крымова громко заявила о себе еще в учебной постановке по пьесе Петрушевской «Чинзано». Потом сыграла трогательную жирафиху в «Смерти жирафа» и жертву мужской страсти в спектакле «Катя, Соня, Поля, Галя…» по Бунину, где ее распиливали в ящике фокусника. Но комедийный дар актрисы прорвался в прошлогодней крымовской премьере «Горки-10», где Смольникова сыграла… Ленина. Маленькое существо жмется на диване в ужасе перед окружающим его миром, тщетно пытается удержать в ручонках гигантскую карту страны и зовет писклявым голосом массивную Наденьку (вестимо — Крупскую). За спектакль актриса успеет примерить еще полдюжины образов, а ее финальный выход в роли пьянчужки, вопящей дурным голосом «жизнь невозможно повернуть назад», поставит эффектную точку в этом соцартовском бурлеске.

фото: Михаил Гутерман


Александр Паль

24-летний выпускник гитисовской мастерской профессора Леонида Хейфеца, влившийся в этом сезоне со своими однокурсниками в труппу ТЮЗа, с ходу зарекомендовал себя парой отличных комедийных ролей. В октябре его однокурсник Александр Суворов поставил на сцене МТЮЗа спектакль по пьесе Макдонаха «Лейтенант с острова Инишмор». Паль сыграл в нем трепетного североирландского террориста. Храня  трагическое выражение лица и тем самым доводя зал до истерики, Джоуи отстаивал не только независимость своей родины, но и право всех котов Ирландии на жизнь. Тремя месяцами позже Паль сыграл  в хармсовском спектакле Паши Артемьева «Четвероногая ворона», где, по-прежнему храня бастеркитоновскую серьезность (был такой неулыбчивый комик эпохи немого кино), подтвердил, что он правда талантливый комедийный актер.

фото: Елена Лапина