Репортаж с вручения премии Союза театральных деятелей РФ.

Именно этой церемонии театральная Москва всегда ждет с большим нетерпением, предвкушая редкое удовольствие «побыть среди своих», открыто посмеяться над коллегами, отчаянно делая вид, что над собой. Фирменные сентенции блистательного насмешника Константина Богомолова и актерские эскапады харизматичного Сергея Епишева всегда превращают вручение хрустальных наград в искрометное пародийное шоу. Цель вот уже 11 лет одна и та же — в буквальном смысле слова пригвоздить самые популярные спектакли Москвы.

фотографии Алексея Витвицкого

11-ая церемония вручения наград СТД по традиции прошла в театральном центре «На Страстном». По словам ведущих, именно здесь, в «теплой синеве», произошло «чудо справедливости и торжество вкуса». Большой хрустальный гвоздь вручили спектаклю Римаса Туминаса «Пристань», гвозди поменьше достались постановкам «Великая магия» Евгения Писарева (Театр Пушкина), «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса (Театр им. Маяковского), «Дороги, которые нас выбирают» Валерия Архипова (Театр Сатиры) и «Тартюф» Павла Сафонова (Театр на Малой Бронной). Важно, что номинаций у премии нет. Если спектакль признан лучшим, значит лучшими оказался и театр, его поставивший. Вместе с режиссером, актерами, худруком, художником и пр. Сам конкурс проходит в два этапа — сначала экспертный совет составляет список, затем жюри во главе с Александром Калягиным, выбирают постановку, достойную гран-при.

Премия — это, конечно, хорошо, но, положа руку на сердце, о ней говорили бы только специалисты, если бы не театральный праздник на сцене. В этом году он, правда, несколько проигрывал предыдущим. У Константина Богомолова буквально на днях прошли первые показы нового спектакля «Идеальный муж» на сцене МХТ им. Чехова. Те, кто видел, утверждают, что это грандиозное обличительное зрелище, и  длится оно 5 часов. Сам режиссер не раз признавался, что спектакль отнял у него много сил. Неудивительно, что на «Гвоздь» их осталось чуть меньше.

А, может быть, на несколько сниженный градус веселья повлияла ситуация, которая сложилась сегодня в театральной жизни. Борьба старого театра с новым приобретает все более зловещие формы, но конформизм побеждает. По этому поводу ведущие не преминули съязвить, заявив следующее «Если смотреть на список сегодняшних номинантов не отрываясь в течение трех минут, можно превратиться в идиота».

Чтобы обезопасить себя от гнева коллег, оба ежеминутно повторяли, что занимаются бесстыжим самопиаром, «несут свой гвоздь и веруют», наконец, что данная церемония есть «вершина их деградации». После остроумный дуэт продолжил «ночь хрустальных гвоздей» шутками про Кирилла нашего Серебренникова и «литовского князя» Миндаугаса, презентацией богомоловской концепции «русского национал-психологического, православного театра» и... умной пикировкой с Александром Ширвиндтом. Его благодарственная речь была принята на ура, особенно после злых шуток Богомолова-Епишева. Они предложили внести спектакль Театра Сатиры «в список Магнитского» и не забыли акцентировать внимание на том, что Сатира «принципиально не участвует в погоне за наградами». Кроме Ширвиндта, отшутился от нападок ведущих Даниил Спиваковский (он получал награду вместо Миндаугаса Карбаускиса). Актер заявил, что спектакль «Таланты и поклонники» «вбил гвоздь в голову Островского». Спустя полтора часа после начала церемонии дружный хохот публики стал раздавался уже не в зале, а кафе Театрального центра. И оттуда уже точно никто не ушел обиженным.