Отзывы о «Спектакль «Аида»»
Елена Шмырева 2 июня, 01:24
«Аида» Петера Штайна в Москве Театр
«Аида» Петера Штайна в Москве

Петера Штайна ставит оперу о том, что всеобщее счастье не стоит одной растоптанной любви.

Постановка в МАМТе была осуществлена Петером Штайном в 2014году. Как пишется на сайте театра у режиссера была задумка: «соблюдать все авторские указания, чтобы "Аида" из пышного шоу вновь стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой». Но от масштабов Египта уйти тяжело. Возможно декорации не столь пышны по сравнению с иными постановками (после просмотра глянула на YouTube запись из San Francisco Opera), но на меня они произвели впечатление могущественных строений вполне в духе египетских пирамид. И на фоне этой древней архитектуры разворачивается трагедия любви прекрасной Аиды — ныне рабыни, а когда-то эфиопской принцессы — и начальника дворцовой стражи Радамеса. История - не просто фантазия либреттиста. В качестве исторической канвы Верди взял четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариеттом Би на основе перевода древнеегипетских папирусов, и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локлем развил его в либретто четырехактной оперы. На мой взгляд «интимной психологической драмы», когда в любовный треугольник слишком явно оказывается замешана тема долга и предательства, быть не может.
В тот момент, когда Аида пыталась убедить Радамеса последовать с ней и указать безопасную дорогу, в моей памяти возникла прекрасная панночка из Тараса Бульбы...какие шутки с нами играют воспоминания... Но угол зрения можно поменять, и вот уже отважная разведчица пытается выведать у врага необходимую информацию. В общем, сложно это выбирать между просто любовью и любовью к Родине. На Родине есть красивая сладкоголосая Амнерис, в этой роли выступила Лариса Андреева, а тебя зовет сирена Аида в исполнении Елены Гусевой. Голоса сопоставими по красоте и силе, не понимаю, как Радамес мог кого-то предпочесть. Пение Аиды для меня ощущалось водопадом в жарких раскаленных стенах дворца, но и от меццо-сопрано Амнерис веялось свежестью и прохладой. Тенор Радамеса в исполнении Нажмиддина Мавлянова лиричен в разговорах с любимой, но так же в нем есть мужественные маршевые интонации, когда он выступает как предводитель войска. Впечатлил хор, разделенный на три группы, который поддерживал либо верховного жреца Рамфиса, либо Амнерис, либо Аиду. Самая горячая поддержка, на мой взгляд, была у жреца, ведь именно жрецы обладали в те времена реальной властью. Роль Рамфиса исполнял Дмитрий Ульянов. Он был мощен и монументален, как и его замечательный бас. Властью обладает и фараон — отец Амнерис, наверное, именно поэтому Верди также эту партию написал для баса. В постановке роль фараона пел Роман Улыбин.
Менее значим по положению в обществе Амонасро — родитель Аиды. Он царь эфиопов, но в данный момент он пленник, а следовательно голос его не так могуч. Андрей Батуркин со своим баритоном отлично воплощает образ страстного, волевого, но слегка однопланового патриота родины. Аида для него, в первую очередь, источник информации и средство проникнуть в планы врага, и уж потом родная кровь. Все исполнители прекрасно смотрятся на сцене.
Про разборчивость исполняемого ничего не скажу. Пели на итальянском, я языка не знаю. Для таких, как я не полиглотов, над сценой расположен экран со строкой перевода. В чём, на мой взгляд, преимущество такого варианта: окунаешься в поток мелодии и образов на сцене и чувствуешь вещь как-то по иному, глубже что ли.
О, и теперь я не забуду, что Триумфальный марш — это из Аиды (до просмотра думала, что ни с одной мелодией этой оперы не знакома).
Еще раз, спасибо огромное театру за постановку, оркестру под руководством Феликса Коробова за прекрасное звучание.