Есть метро!

Оценка редакции

Выставка, посвященная художественному оформлению московского метрополитена 1930—50-х годов. Работы А. Дейнеки, М. Манизера, Е. Янсон-Манизер, Г. Мотовилова, А. Дамского, А. Душкина, А. Лабаса, А. Щусева, И. Таранова, В. Андреева и др.

Первые идеи сооружения метро в Москве относятся еще к дореволюционному периоду. Однако тогда проекты так и остались на бумаге, не найдя реального воплощения. После революции вопрос о создании метро вновь встал на повестку дня; правда, современникам возможность передвигаться под землей казалась скорее несбыточной мечтой. К началу 1920-х годов относится известное стихотворение В. Маяковского «Немножко утопии про то, как пойдет метрошка». Но прошло всего несколько лет, и мечты о «метрошке» нашли реальное, масштабное воплощение.

1931 год стал значимой датой в истории Москвы. В июне вышлопостановление ЦК ВКП(б) о строительстве столичного метро, и уже к осени 1931 года метрополитен был объявлен ударной стройкой. Замысел был реализован в рекордно короткие сроки: 15 мая 1935 года состоялось открытие первой линии от станции «Сокольники» до «Парка культуры».По выражению современников, метрополитен «взяли штурмом».

Поначалу станции первой очереди возводились в рамках утилитарного функционализма, однако очень скоро мастера обратились к монументально-репрезентативному стилю. Началось создание одного из самых впечатляющих подземных дворцов. При этом предполагалось, что московское метро станет лучшим и красивейшим в мире.

В мифологии советского искусства метрополитену было отведено едва ли не самое почетное место. Под землей разрабатывалось воистину утопическое пространство, ставшее знаковым выражением сталинской эпохи.

Станции Московского метрополитена выполнялись как высокохудожественные сооружения. Оформление подземки являлось не только и не столько утилитарной функцией, сколько зримым воплощением концепции «нового человека». Впечатление, произведенное на современников «подземными дворцами», было столь ошеломляющим, что пуск первой очереди связывался с наступлением новой «метрополите новой эры», когда, как писали в газетах, вместе «с городом совершенствуются и люди, которые в нем живут».
Классические станции московского метрополитена уникальны, проект каждой из нихиндивидуален. Подземные залы мыслились как общественные интерьеры, мельчайшие детали которых прорабатывались с исключительной тщательностью.

Выставка стремится выявить уникальность метро не только как выдающегося памятника архитектурной мысли, но и как неповторимой программы художественно-монументального оформления.

На основе пресс-релиза

Отзывы о «Есть метро!»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие выставки / живопись