Афиша выставки Настройки-2 в Москве

Оценка редакции

В первой части «Настроек», состоявшей только из звуковых инсталляций, предлагался нестандартный опыт прочтения музыкальных произведений и самой архитектуры «ГЭС-2»: музыка как искусство, работающее с категорией времени, преображалась и обретала новые свойства.

«Настройки-2», подобно сиквелу в кино или литературе, предлагают неожиданные повороты исходного сюжета: к выставке звуковых инсталляций подключаются произведения изобразительного искусства. Новая глава — одновременно и расширение изначального замысла, и попытка выстроить более сложные, разветвленные связи между визуальным и аудиальным.

К инсталляциям из первой части «Настроек» присоединяются три новых сочинения, написанные современными российскими композиторами, а также работы художников XX и XXI веков из коллекции фонда V–A–C, исследующих методы представления пространства в изобразительном искусстве через его построение, искажение или распад.

Продолжавшиеся на протяжении всего ХХ века эксперименты с чистой формой и технологиями освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя он постепенно превратился в исследователя.

— Андрей Паршиков, куратор фонда V–A–C

С начала XX столетия художники все дальше отступают от многовековой традиции реалистического изображения мира. Размышления о природе искусства и способах его существования приводят их к смелым опытам с формой. В абстрактных полотнах живописное пространство организуется через взаимодействие простых геометрических фигур, композиций из линий и цветовых пятен: их ритмические повторы и гармонии сближают изобразительное искусство с музыкой. Беспредметность дает импульс все более дерзким экспериментам, синтезу разных видов искусства — например, живописи и скульптуры. Другие авторы вообще стараются сделать свои произведения практически невидимыми.

Выставка, сопровождающая проект «Настройки-2», состоит из четырех разделов. Ее первая глава пунктиром намечает историю живописной абстракции, начиная с произведений европейского и русского авангарда и заканчивая современными авторами. Вторая посвящена метаморфозам скульптуры: последовательному отказу от фигуративности или, напротив, усилению повествовательности, а также появлению переходных форм между скульптурой и живописью. В следующем разделе зрительный ряд уходит на второй план или даже подчеркнуто отрицается: художники растворяют свои работы в выставочном пространстве. Наконец, финальная глава связана с двумя важнейшими социокультурными функциями музыки — ее ролью как источника вдохновения и важнейшего условия для организации коллективного опыта.

Фотография обложки «Настройки-2». Источник v-a-c.org.

Отзывы о «Настройки-2»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке «Настройки-2»

Другие выставки / инсталляция