Афиша выставки Закат в сто сорок солнц в Москве

Оценка редакции

В 1957 году Советский Союз запустил на орбиту искусственный спутник Земли, в 1961 году — человека. В 1969 году американские астронавты ступили на Луну. Казалось, мечта покорить бесконечные просторы Вселенной вот-вот станет явью. В действительности, однако, космическая утопия родилась из противостояния СССР и США. А межпланетная романтика, растиражированная на песни, значки и открытки, стала важным сюжетом пропаганды в обеих странах.

Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Энергичное описание встречи поэта со светилом — исчерпывающая метафора эпохи, когда утопия все еще казалась возможной. Сегодня пафос космической темы поблек, и немного видоизмененная строка предлагает взглянуть на космос несколько иначе. 

Выставка состоит из четырех разделов. «Наш век» — это советские 1960–1980-е годы: масштабные соцреалистические полотна соседствуют здесь со смелыми экспериментами, где покорение и осмысление Вселенной представлено в метафорическом ключе. Раздел «Эскизы будущего» посвящен тому, каким видели космическое «завтра» самые разные художники — от авангардистов до нонконформистов. В отдельном пространстве собраны инсталляции и видеоработы, критически осмысляющие место космоса в истории и обществе. Финальная глава — «На краю утопии»: здесь художники-нонконформисты развенчивают сложившиеся в эпоху модерна представления об устройстве мира, чтобы потом собрать собственные модели взаимодействия со Вселенной. 

Изучить тему можно также за пределами выставочного пространства: публичная программа к выставке «Закат в сто сорок солнц» включает в себя медиаторские и школьные туры, а также цикл обсуждений и лабораторий, посвященных взаимодействию техники и искусства. 

Выставка о космических мечтаниях и разочарованиях от начала XX века до наших дней, эпохе всеобщего упоения космосом и ее отображении в советском искусстве. 

В 1957 году Советский Союз запустил на орбиту искусственный спутник Земли, в 1961 году — человека. В 1969 году американские астронавты ступили на Луну. Казалось, мечта покорить бесконечные просторы Вселенной вот-вот станет явью. В действительности, однако, космическая утопия родилась из противостояния СССР и США. А межпланетная романтика, растиражированная на песни, значки и открытки, стала важным сюжетом пропаганды в обеих странах. 

Кураторы 

Андрей Василенко, Артём Тимонов

Иллюстрация: Степан Липатов, Варя Фомичева

Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Энергичное описание встречи поэта со светилом — исчерпывающая метафора эпохи, когда утопия все еще казалась возможной. Сегодня пафос космической темы поблек, и немного видоизмененная строка предлагает взглянуть на космос несколько иначе. 

Выставка состоит из четырех разделов. «Наш век» — это советские 1960–1980-е годы: масштабные соцреалистические полотна соседствуют здесь со смелыми экспериментами, где покорение и осмысление Вселенной представлено в метафорическом ключе. Раздел «Эскизы будущего» посвящен тому, каким видели космическое «завтра» самые разные художники — от авангардистов до нонконформистов. В отдельном пространстве собраны инсталляции и видеоработы, критически осмысляющие место космоса в истории и обществе. Финальная глава — «На краю утопии»: здесь художники-нонконформисты развенчивают сложившиеся в эпоху модерна представления об устройстве мира, чтобы потом собрать собственные модели взаимодействия со Вселенной. 

Изучить тему можно также за пределами выставочного пространства: публичная программа к выставке «Закат в сто сорок солнц» включает в себя медиаторские и школьные туры, а также цикл обсуждений и лабораторий, посвященных взаимодействию техники и искусства. 

Например, раз в неделю в «Центре исследователей искусства, технологий и новостей» участники смогут обсудить последние новости из мира научных открытий, оценить их достоверность или предложить свой вариант научно-технической революции.

Лаборатория «Неопознанные технические объекты» обращается к области науки и техники через теоретические и практические способы взаимодействия. Темы лекций объединены идеей изобретательства, а лабораторные практики подразумевают эксперименты с неосознанными техническими объектами непосредственно. 

В Кинотеатре «ГЭС-2 Кино» состоятся показы фильмов, посвященных прогрессу, космосу и всевозможным утопиям. 

Авторы и художники 

Игорь Анисифоров, Галина Балашова, Нуотама Фрэнсис Бодомо, Михаил Борисов, Саулюс Валюс, Николай Вечтомов, Рубен Гевондян, Наталия Гончарова, Франциско Инфанте-Арана, Илья и Эмилия Кабаковы, Густав Клуцис, Павел Клушанцев, Геннадий Корягин, Валерий Кошляков, Георгий Крутиков, Калерия Кукулиева и Борис Кукулиев, Иван Леонидов, Алексей Леонов и Андрей Соколов, Эль Лисицкий, Вячеслав Локтев, Армандо Лулай, Казимир Малевич, Камиль Муллашев, Борис Окороков, Антон Ольшванг, Артавазд Пелешян, Михаил Плаксин, Анатолий Плахов, Юрий Походаев, Михаил Пясковский, Михаил Ромадин, Борис Смертин, Борис Смирнов-Русецкий, Юрий Соболев (Нолев), Аркадий Тюрин, Петр Фатеев, Инар Хелмут, Илья Чашник, Василий Чекрыгин, Ин-Ю Чен, Виктор Черноволенко, Йонас Шважас, Александр Шеко, Сергей Шиголев, Константин Юон

Архитекторы

Бюро DD:A|D — Петр Толпин, Анна Манзарова

Фотография обложки «Закат в сто сорок солнц». Автор Иллюстрация: Степан Липатов, Варя Фомичева. Источник https://ges-2.org/projects/the-sunset-fired-a-hundred-suns.

Отзывы о «Закат в сто сорок солнц»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / документальный