Год России-Италии в самом разгаре. Что благодаря ему появится в музеях Москвы в этом месяце?

«Паллада и кентавр» Боттичелли

В Пушкинском музее есть традиция «выставки одной картины»: из лучших музеев мира присылают по шедевру. На смену «Даме с единорогом» Рафаэля из римской галереи Боргезе (до 10 мая) из флорентийской галереи Уффици привезут «Палладу и кентавра» Боттичелли (с 14 мая по 17 июля).

Название ее условное — дама в полупрозрачном одеянии и с алебардой Афиной Палладой, богиней мудрости, не является: дресс-код был строг, без шлема, копья и отрубленой головы Медузы Горгоны ее не писали. Поэтому сюжет остается загадочным, и существует несколько версий его истолкования. Согласно одной из них, это — аллегория Сладострастия (кентавр, полуживотное-получеловек), побеждаемого Целомудрием (юная дева с цветами). По другой — это аллегорический портрет невесты, которой предназначался подарок.

Картина была написана в 1482-1483 годах по заказу одного из Медичи, о чем свидетельствует скрытая символика одеяния, вероятно — Лоренцо Великолепного. На стене флорентийского дворца она висела, если верить описи, рядом с знаменитой «Весной». Затем ее потеряли не на одну сотню лет, а в XIX веке, с ростом интереса к Боттичелли, начали искать, ведь письменные описания сохранились. И нашли — в 1895 году на чердаке Палаццо Питти. С тех пор это двухметровая картина находится на заслуженно почетном месте в главной флорентийской галерее.

Другие выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина:


«Сокровищница Медичи»

Медичи вообще знаковое имя для Италии. Флорентийская династия, веками управлявшая городом, а иногда и Римом, отличалась великолепным художественным вкусом — и оставила отличное наследие. Их сокровища москвичи смогут увидеть Патриарших палатах  (с 20 мая по 1 августа).

Для Медичи работали Микеланджело, Джанболонья, Рафаэль, Тициан и другие гении Ренессанса. Однако на выставке нет шедевров живописи или скульптуры. Перед нами предстанут предметы, которые окружали герцогов Тосканских в повседневной жизни. Например, драгоценные украшения Анны Марии Луизы Медичи. Или настольная посуда из золота и серебра. Мы увидим, чем обходились властители мира до изобретения семейной фотографии — резными камеями из полудрагоценных камей с профилями благородных родственников. А изящная статуэтка увековечила комнатную собачку герцогини.

Хрустальные кубки, античные сосуды, редкие камеи, монеты и медали, тонкая резьба по слоновой кости, кубки из чудных морских раковин в золотой оправе — сокровищ не счесть. Выставку обещают разнообразить портретами их владельцев, так что мы с можем заглянуть в лица этих давно усопших любителей красивой жизни.

Другие мероприятия в Кремле:


«Арте повера в Москве»

Для любителей современного искусства свой проект готовит МДФ. В здании Мультимедиа Арт Музея, Москва — выставка (с 16 мая по 17 июля), посвященная знаковому направлению итальянского  искусства ХХ века.

Арте повера, что переводится как «бедное искусство», гремело в 1960-х. Итальянские художники, считавшие минимализм слишком избыточным и роскошным, создали собственную концепцию, которая была тесно связана с политикой и социальной ситуацией в обществе. Им не нравилась коммерциализация искусства,  не нравилось, что произведения искусства становятся объектом коллекционирования, золотым тельцом. Методы арте повера — теперь навязшие на зубах, а тогда — открытие, заключались в том, что самые обычные, повседневные вещи могли становиться частью художественного контекста. Художники использовали индустриальные, «грубые» материалы, радикальные методы, непрямолинейные инсталляции. 

На эту выставку экспонаты привезут из туринского музея современного искусства Кастелло ди Риволи. Главные вещи — работы 1967–1971 годов, времени расцвета течения. Таковы представленные на выставке «Неон в цементе» Ансельмо, «Поручень № 2» Боэтти или «Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто. Даже названия настраивают на нужный лад, не так ли?

Другие выставки в МАММ:


«Итальянское искусство для прослушивания»

Об этой выставке (с 17 мая по 5 июня) нельзя сказать «в ГЦСИ показывают»: смотреть здесь нечего. Тут царство саунд-арта. На суд слушателей представлено три поколения итальянских художников, работавших в этом жанре, от знаменитого Микеланджело Пистолетто до молодого Рикардо Бенасси.

В выставочном зале расположено 20 усилителей, и благодаря им экспонируемые произведения включаются в игру друг с другом. Получается своего рода театр: посредством звуков обещают разыграть спектакль и воплотить новый визуальный опыт плюс новую концепцию инсталлирования искусства.

Жанр этот сейчас модный — напомним, что премию Тернера-2010, одну из престижнейших наград в области современного искусства, дали за запись старинной шотландской песни XVI века. Да и прошлогоднюю премию Кандинского получила «Дорога» Александра Бродского — инсталляция, в которой запись стука колес играет едва ли не большую роль, чем вещественные предметы. Теперь же у нас есть возможность послушать зарубежные образцы.

Другие мероприятия в ГЦСИ:


«Великая Римская империя»

А в музее-усадьбе Коломенское  с 11 мая по 3 октября предложит зрелище, которое, в отличие от современного искусства, не потребует никаких интеллектуальных усилий — и куда нужно отправляться с детьми. Это выставка песчаной скульптуры, созданной лучшими мастерами этого жанра исключительно на итальянские темы.

В ход пошли популярные исторические и художественные объекты итальянской культуры, герои римских мифов, а также популярные киноперсонажи. Одна из скульптур, изображающая римский сенат — с современной подоплекой: в виде античных сенаторов изображены лидеры стран «большой восьмерки». Песок, конечно, материал удачный — как еще Барака Обаму выдать за древнего римлянина?

Другие выставки песчаной скульптуры: